[Греч. Μονὴ τοῦ Λιβός, Μονὴ τῆς ὑπεραγας Θεοτόκου τοῦ Λιβός; мон-рь Пресв. Богородицы Липса; тур. Фенари-Иса-джами] женский мон-рь, основанный в долине р. Ликус Константином Липсом, сановником и друнгарием (главой) визант. флота имп. Льва VI (886-912), представляет собой один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся средневек. памятников визант. К-поля. Единственные архитектурные постройки, сохранившиеся от некогда большого монастырского комплекса,- ц. Богоматери Панахранты (Непорочной), т. н. сев. церковь, освященная в 907/8 г. в присутствии императора, и пристроенная к ней во 2-й пол. XIII в. по инициативе имп. Феодоры, жены имп. Михаила VIII Палеолога, ц. во имя св. Иоанна Крестителя, т. н. юж. церковь (Millingen. 1912).
После смерти мужа Феодора удалилась в мон-рь, к-рый был ее усилиями отреставрирован и расширен. Здесь она, приняв постриг с именем Евгения, провела остаток жизни († 1303). Один из аркосолиев в юж. нефе с вост. стороны связывается с местом погребения имп. Феодоры (Macridy. 1964). В юж. церкви позднее были похоронены мать Феодоры, Анна, и ее дочери Ирина, Евдокия и Анна, а также сын Константин († 1306), брат имп. Андроника II Палеолога, 1-я жена имп. Андроника III Палеолога имп. Ирина († 1324), имп. Андроник II († 1332) и 1-я жена Иоанна VIII Палеолога имп. Анна Васильевна Палеолог (Московская) († авг. 1417) (Ibid. 1964; Marinis. 2009).
Архитектурный комплекс мон-ря на более поздних этапах существования включал здание больницы и др. сооружения, связанные с повседневной жизнью монашеской общины (Janin. Églises et monastères. 1953. P. 307; Majeska. 1984).
Документальные письменные свидетельства, относящиеся к ранней истории Л. м., фрагментарны. В частности, упоминания о протоспафарии Липса встречаются в сочинении имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (De administrando imperii. 43. 42-76); дата освящения мон-ря 907/8 г. содержится в Хронике Симеона Логофета (X в.). Более полные и точные данные о Л. м. имеются в визант. источниках последующего периода, напр. в Типиконе мон-ря, составленном имп. Феодорой между 1294 и 1301 гг. (или с 1282 до 1300); копия хранится в Британской б-ке в Лондоне (Lond. Brit. Lib. Add. 22748) (см.: Delehaye. 1921; Talbot. 2000). В нем содержатся сведения о жизни обители и о работах, к-рые в ней проводились.
В результате трансформации визант. церкви в мечеть, к-рая произошла спустя неск. лет после захвата города султаном Мехмедом II Завоевателем (1453) или между 1497 и 1498 гг. в эпоху султана Баязида II (1481-1512), обитель претерпела значительные видоизменения. Новое название Фенари-Иса-джами происходит от имени Османского сановника Фенаризаде Аласудина Али ибн Юсуфа-эфенди († 1497/98), который пристроил существующий в наст. время минарет. Комплекс пострадал от пожара в 1633 г. и был перестроен великим везиром Байрамом-пашой. Были заново переложены и изменили свою форму купола и часть сводов. В интерьере сев. церкви вместо колонны появились характерные для мусульм. архитектуры арки с переломом. Здания вновь ремонтировались после пожара в 1831-1832 гг.; после пожара 1917 г. комплекс был на некоторое время заброшен. С 1929 г. были начаты его археологические и архитектурные исследования под рук. Т. Макриди. С 1947 г. комплекс был открыт для посещения как филиал музея Айя-София. В 60-80-х гг. XX в. проводилась капитальная реставрация американским ин-том Дамбартон-Окс, однако после ее завершения комплекс вновь был обращен в мечеть.
Здания Л. м. являются важнейшим источником для понимания истории развития архитектуры и искусства средне- и поздневизант. периодов, поскольку оба памятника имеют точные датировки. Сохранилось достаточно много архитектурно-археологических свидетельств, а также деталей скульптурного убранства внутри церквей (in situ). Нек-рые редкие детали декора (фрагменты мозаики, керамики, малых архитектурных форм литургического назначения, напр. амвона), обнаруженные во время реставрационных работ в 60-х гг. XX в., хранятся в Археологическом музее и в музее Св. Софии в Стамбуле. Сев. церковь построена в 907/8 г. на остатках древнего святилища VI в. Здание имеет характерные черты архитектуры средневизант. периода, времени правления Македонской династии (Krautheimer. 1965; Mango. 1976; Mathews. 1976). В плане она представляет собой греческий крест. Над средокрестьем - купол, опиравшийся первоначально на 4 свободно стоявшие колонны (заменены на столбы в 1633, 1636; во время пожара был также поврежден купол). Образовавшиеся в углах 4 компартимента прямоугольной формы были увенчаны куполами. На уровне галереи эти архитектурные пространства образовывали 4 маленькие капеллы, доступ в которые (по крайней мере в 2 восточные, над пастофориями) осуществлялся по внешним балкончикам (о назначении капелл см.: Marinis. 2004; Idem. 2012). С вост. стороны - 3 граненые снаружи и полукруглые внутри апсиды. По сторонам боковых апсид располагались 2 небольшие капеллы-пастофория (северная сохр. на археологическом уровне; южная включена в состав ц. св. Иоанна Крестителя).
Нартекс церкви состоит из неск. ячеек, перекрытых крестовыми сводами; короткие сев. и юж. стороны нартекса имеют полукруглое завершение (аналогичное решение было использовано в придворном храме мон-ря Мирелейон в К-поле, созданном в одно время с сев. церковью Л. м.). В верхнем ярусе нартекса также была предусмотрена галерея, подъем на которую осуществлялся по внешней деревянной лестнице, установленной с южной стороны храма.
Небольшой размер здания и наличие капелл на уровне галереи подтверждают общую тенденцию, свойственную храмовому зодчеству средневизантийского периода: тяготение к малому или среднему масштабу церковных построек, наличие угловых компартиментов, богатый декор. Эти черты являются выражением архитектурных предпочтений визант. аристократии, к-рая с этого времени обретает все большую силу. Данная тенденция усилится в поздневизант. эпоху. В случае с Л. м., как и с др. монастырскими комплексами, размер мон-ря должен был соответствовать количеству людей, составлявших монастырскую общину (Marinis. 2004).
Пятиглавие сев. церкви указывает на существование определенной архитектурной типологии и позволяет сравнить ее с ц. Неа-Экклисия (876-881), возведенной имп. Василием I при Большом дворце в К-поле. Неа-Экклисия, очевидно, послужила образцом для данного типа храмов, что подтверждается такими ее архитектурными репликами, как церковь мон-ря Мирелейон, а в более позднее время - ц. Панагии Халкеон (1028) в Фессалонике. Сев. церковь сложена из плинфы, что является характерной чертой архитектуры средневизант. периода в целом и к-польской IX-XI вв. в частности. Здесь эта строительная техника использована в чистом виде, а в соседней юж. церкви усложнена за счет применения широких слоев раствора и особой декоративной кладки (преимущественно в слепых нишах и на апсидах), формирующей геометрический орнамент, как это было принято в палеологовское время.
По внешней стороне 3 апсид сев. церкви проходит длинная, выполненная на мраморных пластинах строительная надпись (сохр. фрагментарно). В ней упоминается посвящение церкви Пресв. Богородице, прославляется основатель мон-ря Константин, уповающий на спасение (Megaw. 1964; James. 2008; Rohby. 2012. p. 738-739; Spingou. 2014). Изначально надпись легко читалась с большого расстояния благодаря контрастному сопоставлению выполненных из металла (свинца) букв и белого мраморного фона.
Южная церковь, посвященная св. Иоанну Крестителю, была построена имп. Феодорой, дочерью имп. Иоанна Ватаца, в 1282 г., в год смерти мужа имп. Михаила VIII Палеолога, в качестве семейного мавзолея династии Палеологов, подобно тому как семья Комнинов устроила мавзолей в мон-ре Пантократора (Зейрек-Килисе-джами).
Центральное пространство юж. церкви ограничено 4 мощными опорами, на которые посредством сферических парусов опирается большой купол. Подкупольная зона и боковые нефы разделены между собой тройной аркадой. Между столбами с юга, севера и запада помещены колонны, по 2 с каждой стороны. Т. о., боковые нефы и зап. часть образуют деамбулаторий (круговой обход) вокруг наоса, увеличивая за счет этого пространство здания, которое использовалось, напр., для устройства надгробий или капелл, как это было принято в палеологовское время.
Юж. церковь выполнена в технике смешанной кладки, когда ряды плинфы (2 или 5) чередуются с рядами камня. Эта техника соответствует позднему визант. периоду искусства в К-поле. Стены здания декорированы нишами и слепыми арками со стрельчатым завершением; ими, в частности, украшены 3 апсиды (центральная апсида имеет 7-угольную форму). Над окнами и полукруглым завершением ниш помещены орнаментальные мотивы, выполненный из плинфы меандровый фриз, а также фриз в виде свастики, крестов, спиралей и др.
Парекклисион, расположенный с юж. стороны юж. церкви и предназначенный для размещения в нем аркосолиев (сохр. неск. мраморных плит), примыкает к экзонартексу, который в свою очередь проходит с зап. стороны обеих церквей, объединяя их в комплекс.
Одной из уникальных находок в Л. м. стала обнаруженная в XVII в., во время реконструкции крыши юго-зап. капеллы сев. церкви, икона св. Евдокии (Археологический музей, Стамбул). Икона выполнена в технике клаузоне (инкрустации). Изображение вырезано на пластине белого мрамора, в образовавшиеся ячейки вставлены кусочки разноцветного мрамора, составляющие личное и доличное: роскошное облачение с торакионом (атрибут визант. императриц), диадему, а также орнамент на полях иконы. По сторонам фигуры надпись: «H AGIA EUDOKHA». Относительно идентификации святой высказываются разные суждения. Макриди связывает образ с имп. Афинаидой (Евдокией), женой имп. Феодосия II (408-450) (Macridy. 1964). Ш. Герстел указывает на сложность распространения почитания этой императрицы в визант. столице, поскольку ее погребение находится в Иерусалиме, и считает, что на иконе представлена Евдокия Ваяна, 3-я жена имп. Льва VI (886-912), умершая в 901 г. и похороненная в имп. мавзолее в ц. св. Апостолов в К-поле; по мнению исследовательницы, икона была заказана имп. Львом VI и находилась в храме во время его освящения в 907/8 г. (Gerstel. 1997). Слегка изогнутая форма пластины позволила сделать предположение, что икона имела отношение к декорации нижней части апсиды (Mango, Hawkins. 1964). Высокое качество иконы и исключительная сохранность делают этот образ одним из самых важных свидетельств декоративного убранства сев. церкви Л. м. О том, что такого рода иконы украшали храмы мон-ря, свидетельствуют также находки, обнаруженные амер. учеными в 60-х г. XX в.: многочисленные обломки мраморных икон, в технике клаузоне.
Нек-рые элементы резного декора сохранились в сев. церкви на своих первоначальных местах (in situ): капители в наосе, мраморные карнизы в куполе, в наосе, в капеллах-пастофориях, столбики с базами и капителями в окне центральной апсиды. Особенностями резного декора Л. м. являются сильная стилизация всех форм, использование цветочных и растительных мотивов. Резьба выполнена в низком, почти плоском рельефе, который был раскрашен. Наиболее часто встречается мотив листьев со скругленными краями, расположенных симметрично и образующих раскрытые пальметты. Эти особенности ставят памятник в ряд придворных построек, для которых характерно использование мотивов сасанидского происхождения, вдохновленных модой на ислам. искусство. Сохранились также неск. фрагментов повторяющихся скульптурных изображений орлов и птиц с оперением, имитирующим изделия из металла.
От скульптурного декора южной церкви дошли: карниз в основании центрального купола, части мраморных плит, к-рые составляли литургическое убранство церкви, а также фрагмент резной решетки, закрывавшей один из оконных проемов (нек-рые части декора в наст. время хранятся в Археологическом музее в Стамбуле, см.: Firatlí. 1990). Помимо этого до наст. времени сохранились фрагменты больших мраморных арок с оплечными изображениями апостолов, выполненные в высоком сильно выступающем рельефе. Они являются лучшими образцами визант. скульптуры позднепалеологовского времени.
Большое число скульптурных фрагментов происходит из кругового обхода (амбулатория) южной церкви и парекклисиона, где находились гробницы. Напр., часть надгробной стелы мон. Марии Палеолог, имя к-рой упомянуто в пространной надписи, украшающей плиту рядом с изображением жен. фигуры в длинном облачении (Археологический музей, Стамбул). Отдельную группу памятников составляют карнизы, пластины облицовки из деамбулатория, украшенные сложными мотивами плетенки в технике выемчатой резьбы (champlevé), которые были заполнены цветными и темными пастами, создающими впечатление, что эти плоские орнаменты имеют объем.
Мн. скульптурные элементы из церквей Л. м. сохранились в сильно фрагментированном виде. В сев. церкви обнаружены многочисленные фрагменты черепицы и поливной керамики (влияние исламского искусства), использовавшиеся для облицовки стен и малых архитектурных форм литургического назначения, неск. мозаичных тессер, части стуковой лепнины, к-рые сочетались с украшениями из мрамора. В юж. церкви и амбулатории были найдены отдельные фрагменты покрытия пола в технике opus sectile и фрески заложенной при строительстве минарета ниши (Macridy. 1964).