И́ванд [нем. Iwand] Ханс Иоахим (11.07.1899, Шрайбендорф, ныне Писары, Нижнесилезское воеводство, Польша - 2.05.1960, Бонн), нем. лютеран. теолог. Род. в семье пастора. В 1919-1922 гг. изучал теологию в университетах Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Галле с перерывом в 1918-1919 гг. на военную службу. В Кёнигсбергском ун-те И. защитил дис. «О методическом использовании антиномий в философии религии на примере «Достоверности веры» К. Хайма» (1924). В 1934 г. И.- профессор кафедры НЗ Ин-та им. Гердера в Риге, но вскоре из-за принадлежности к Исповедующей церкви был лишен права преподавания. В 1935-1937 гг. И. руководил нелегальными проповедническими семинариями Исповедующей церкви: в Блёстау (ныне Вишнёвка, Калининградская обл.), а после того как в 1937 г. был выслан гитлеровскими властями из Вост. Пруссии, в мон-ре Парадис под Йорданом (ныне Йорданово, Польша). В апр. 1938 г. И. был избран пастором общины св. Марии в Дортмунде, но в нояб. был арестован и находился в заключении до марта 1939 г. После освобождения И. продолжил пастырское служение. В окт. 1945 г. И.- профессор кафедры систематической теологии в ун-те Гёттингена. В 1947 г. И. совместно с К. Бартом, М. Нимёллером и Г. Димом принял участие в подготовке «Послания по поводу политического пути нашего народа» (Wort zum politischen Weg unseres Volkes), т. н. Дармштадтского послания (Darmstädter Wort), Братского совета Исповедующей церкви. В 1949 г. И. основал в Байенроде близ Хельмштедта социальное учреждение для беженцев и переселенцев послевоенного времени. В 1952 г. И. перешел из Гёттингенского ун-та в ун-т Бонна, на кафедру систематической теологии. По приглашению Патриарха Московского Алексия I И. дважды посещал СССР (в 1955 и 1958) и был награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. В 1959 г. И. принял участие в офиц. встрече с представителями РПЦ в Арнольдсхайне. И. был членом Синода Евангелической Церкви Германии, членом Палаты общественной ответственности (при Евангелической Церкви Германии), состоял членом Евангелической конференции, Братского совета Евангелической Церкви Германии и занимал пост председателя Братского Восточно-Прусского синода Исповедующей церкви.
И. был убежден, что лютеран. учение следует рассматривать не в контексте личных переживаний и внутренних борений М. Лютера, как это было характерно для XIX в., а «с позиций объективной соотнесенности с христианским вероучением». И. обращал внимание на опасность, что его современники воспринимают учение Лютера «об оправдании верой» как нечто само собой разумеющееся, а потому не относятся к нему серьезно. В работе «О примате христологии» (1956) И. критиковал учение об «историческом Иисусе», к-рое, по его мнению, искажает не только христологию, но и «учение об оправдании», содержащееся в ней.