Петр Васильевич (27.03.1836, Н. Новгород - 2.05. 1917, Казань), церковный историк. Род. в семье диакона. Окончил Нижегородские ДУ (1846-1850) и ДС (1850-1856) 1-м по списку успеваемости. В 1860 г. окончил КазДА со степенью магистра богословия за соч. «Обозрение положений по церковным делам в России, изданным в начале XVIII столетия», 2 янв. 1861 г. утвержден в степени. C 23 сент. 1860 г. преподавал философию и логику в Самарской ДС. 22 авг. 1861 г. по ходатайству ректора КазДА иером. Иоанна (Соколова; впосл. епископ) переведен в академию на должность бакалавра по классу математики. 12 мая 1862 г. перемещен на кафедру рус. церковной и гражданской истории. После разделения кафедры по уставу правосл. духовных академий (1869) З. преподавал на кафедре рус. церковной истории. Одновременно с 19 апр. 1865 г. был библиотекарем Соловецкой б-ки в КазДА, с 19 сент. 1865 по 8 сент. 1870 г.- фундаментальной б-ки. В 1863-1866 гг. преподавал общую и рус. историю в Казанском уч-ще для девиц духовного звания, а также в 1864-1873 гг. и с перерывами до 1886 г.- в Родионовском ин-те благородных девиц в Казани. Приводимые в нек-рых публикациях сведения о том, что З. преподавал церковную историю в Казанском ун-те, документально не подтверждаются.
С 19 марта 1866 г. экстраординарный профессор КазДА, с 20 дек. 1868 г. ординарный профессор. 2 марта 1873 г. З. назначен помощником ректора КазДА по церковно-историческому отд-нию, занимал эту должность до упразднения отд-ний в соответствии с академическим уставом (1884). 25 июля 1875 г. Советом академии утвержден в степени д-ра богословия за кн. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» (Каз., 1873). В 1873-1879 гг. редактировал оригинальный отдел ж. «Православный собеседник», в 1886-1896 гг. был членом редакционного комитета, а в 1896-1897 гг.- редактором всего журнала. Одновременно был членом Казанского комитета духовной цензуры. В 1895-1896 гг. редактировал неофиц. часть ж. «Известия по Казанской епархии».
С 27 авг. 1875 по 1892 г. З. был председателем Комиссии по составлению описания рукописей Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, находящихся в б-ке КазДА. В 1878, 1883 гг. временно исполнял должность ректора академии. 22 авг. 1886 г. З. утвержден в должности заслуженного ординарного профессора. 22 сент. 1892 г. по предложению В. О. Ключевского Московский ун-т присвоил З. степень д-ра гражданской истории honoris causa. 24 авг. 1892 г. был избран почетным членом Казанского ун-та, затем всех 4 духовных академий России. 29 дек. 1892 г. избран членом-корреспондентом СПбАН. Состоял действительным членом Общества истории и древностей российских, Об-ва Нестора-летописца, Об-ва церковных старост и приходских попечителей г. Казани, членом ряда архивных комиссий. Также являлся членом строительной комиссии при академии. Консультировал по вопросам реставрации храмов, фресок, икон. Дважды удостоен премии митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова). С 20 сент. 1895 г. служил в должности сверхштатного преподавателя академии с правами ординарного профессора, с 15 авг. 1896 г.- как бесплатный сверхштатный профессор. В нач. 1897/98 уч. г. окончательно оставил службу в академии. Испытав в юные годы тяготы материальной нужды, З. щедро благотворительствовал, помогал (часто анонимно) семьям недостаточно обеспеченных преподавателей, студентам и проч. нуждающимся. По воспоминаниям учеников, после отставки из академии большую часть пенсии и гонораров переводил на стипендии малообеспеченным студентам. В 1892-1918 гг. из средств от продажи «Истории Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.)» действовала стипендия, которую получал один из студентов академии, не принятый на казенное обеспечение. В 1907-1915 гг. З. был товарищем председателя Об-ва пособия нуждающимся студентам академии. Завещал КазДА свой дом и библиотеку. В последние 2 года жизни его духовником был свящ. Константин Соловьёв, почитаемый в Казанской епархии как исповедник. Отпевание З. совершил ректор КазДА еп. Чистопольский сщмч. Анатолий (Грисюк; впосл. митрополит) в присутствии архиеп. Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого; впосл. митрополит). Похоронен на кладбище при казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре рядом с могилой жены. Захоронение З. не сохранилось.
Автор записок «Из моего прошлого. Нечто вроде автобиографических заметок» (НАРТ. Ф. 36. Оп. 2. Д. 6). Из них известно, что после смерти его отца семья Знаменских испытывала нужду и З. собирались отдать «в приказные в лавку», но по настоянию одного из попечителей, увидевшего в нем «способность к обучению», он поступил в семинарию. В записках З. сохранились воспоминания о сокурснике будущем публицисте и общественном деятеле Н. А. Добролюбове и его семье, о преподавателе, впосл. митр. Палладии (Раеве) и др., ярко описаны суровый быт рус. духовной школы (бурсы), городское духовенство Н. Новгорода.
З. впервые в историографии обобщил в единую концепцию историю Русской Церкви и дал ее периодизацию в соч. «Руководство к русской церковной истории» (удостоено Макариевской премии 1870 г.). Этот труд З. составил на основе лекций по русской гражданской и церковной истории, которые он читал с 1862 г. в КазДА. Работе предшествовали сочинения, посвященные исследованию трудов В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, основанные на материалах магистерской диссертации, законодательства Петра I относительно Церкви, истории приходского духовенства, новгородской иерархии и др. Сочинение З. о церковных законах Петра I сохранилось в 2 вариантах: представленном в академию (НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 366) и черновом, втрое большем по объему (Там же. Д. 2235). У З. сложилась особая система преподавания истории, отличная от официальной, а также от системы его учителя и предшественника на кафедре проф. А. П. Щапова. Он рассматривал историю Церкви в тесной связи с проявлениями общественной гражданской жизни. З. отказался от стандарта позитивного описания наиболее значительных факторов из прошлого, искал внутреннюю связь между событиями, большое значение в истории придавал экономическому и географическому факторам, что сближало его с современником Ключевским. В КазДА З. создал школу по изучению русской церковной истории, его учениками были Ф. В. Благовидов, К. В. Харлампович, А. Ф. Можаровский, И. М. Покровский, И. В. Катетов. Учеником З. считал себя известный историк проф. Казанского ун-та Д. А. Корсаков, у которого З. был репетитором по истории во время обучения в гимназии.
«Руководство к русской церковной истории» З. написал для своих студентов, готовившихся к курсовым экзаменам (Каз., 1870). Это пособие выдержало 5 изданий, дополненных главами, посвященными истории Церкви при Екатерине II и Павле I (Каз., 1876 2), Александре I (Каз., 18864, 1888 5). Большинство духовных семинарий и академий пользовались этим сочинением как учебником по курсу рус. церковной истории. В сер. 90-х гг. XIX в. Учебный комитет при Святейшем Синоде выкупил у З. авторские права на «Руководство...» и издал его под названием «Учебное руководство по истории Русской Церкви» в 1896 и 1904 гг. с изменениями, касавшимися как структуры, так и содержания, в соответствии с учебной программой семинарий. В «Историю...» были добавлены тексты по 2-й пол. XIX в., а также материалы об Оптиной пуст. и о прп. Серафиме Саровском. Согласно концепции Учебного комитета текст переработал сам З. Изданная «История...» по научному уровню была ниже оригинального «Руководства...», а также меньше по объему. До 1918 г. «История...» оставалась основным учебником по истории Русской Церкви. Т. о., влияние З. на периодизацию, на оценки отдельных событий и деятелей, на развитие церковно-исторической науки в сознании учащихся было основным. В 1996 и 2000 гг. «История...» переиздана в соответствии с изданием 1896 г. и используется как учебное пособие в духовных учебных заведениях.
З. издал отдельные монографии по истории Церкви в царствование Екатерины II и Александра I, более подробные по сравнению с главами в «Руководстве...». Для описания церковной жизни и церковной политики в контексте общей рус. истории им были привлечены все доступные источники и новейшие труды по рус. гражданской истории. З. не боялся давать отрицательные оценки действиям прокуроров Святейшего Синода, др. церковных деятелей. Особое значение имели его «Чтения из истории Русской Церкви за время царствования имп. Александра I». Характеристики имп. Александра, М. М. Сперанского, обер-прокурора А. Н. Голицына, архим. Фотия (Спасского), М. Л. Магницкого и др. вошли в историографию александровской эпохи.
З. исследовал не разработанные в исторической науке, но важные сюжеты. Его докт. дис. «Приходское духовенство в России со времени реформы Петра» была подготовлена на материалах многолетней работы и собственных статей на эту тему в «Православном собеседнике». В кн. «Духовные школы в России до реформы 1808 г.» З. рассмотрел правовой статус и социальное положение духовенства и духовных школ, роль церковнослужителей в жизни общества, формы и содержания духовного образования. Исследования базируются на многочисленных источниках, в т. ч. на памятниках рус. права, материалах из архивов Синода, Казанских духовной консистории и ДС, библиотеки Соловецкого мон-ря.
Работы З. отличались документально-научным подходом и доступностью изложения. А. В. Карташёв, Ключевский, Корсаков, Покровский, Н. С. Лесков отмечали «живость» и «доступность языка», присутствие своеобразного тонкого юмора в его сочинениях. Харлампович называл З. «историком-художником», «живописателем». Исследования З. изобилуют множеством бытовых подробностей, почти анекдотических историй, почерпнутых из жалоб, судебных разбирательств, писем, что делало материал более интересным, а наблюдения и выводы убедительными. Во 2-й пол. XIX в. иллюстративность в серьезных научных трудах считалась новаторством и не всегда верно оценивалась учеными-современниками. Так, архиеп. Казанский Антоний (Амфитеатров) считал, что в «Истории...» З. «выставлены темные стороны жизни высшей церковной власти» и приходского духовенства. Отрицательные отзывы были сглажены авторитетной защитой митр. Московского Макария (Булгакова).
К 50-летнему юбилею КазДА Совет академии поручил З. написать книгу по истории учебного заведения. «История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.)» была удостоена Макариевской премии (1892). В книге обстоятельно изложены все аспекты истории на основе документов из архива академии, а также воспоминаний профессоров и студентов. З. выступал не только как автор, но и как мемуарист. Описание первых 15 лет жизни академии, свидетелем к-рых он не был, основано на воспоминаниях Н. И. Ильминского, прот. А. П. Владимирского, И. Я. Порфирьева. Глубиной и яркостью отличаются характеристики Казанских архиереев Владимира (Ужинского), Григория (Постникова), Афанасия (Соколова), ректоров КазДА, в т. ч. Григория (Митькевича), Парфения (Попова), Иоанна (Соколова), преподавателей А. М. Бухарева, Ильминского, В. И. Григоровича, А. П. Щапова. При этом автор не скрывал резко отрицательного отношения к деятельности некоторых архиереев и администраторов, давал весьма жесткие оценки научному уровню и педагогическому мастерству профессоров. Подробно и ярко описан быт студентов и преподавателей. За эту книгу по предложению Ключевского Московский ун-т удостоил З. ученой степени д-ра гражданской истории. По свидетельству В. В. Розанова, «История Казанской Духовной Академии...» пользовалась не меньшей популярностью, чем художественные сочинения (Розанов В. В. Около церковных стен. М., 1995. С. 242), являлась образцом для составления исторических очерков вузов (см., напр.: Загоскин Н. П. История Имп. Казанского ун-та. Каз., 1902. 4 т. и др.). Более поздней истории КазДА - периоду ректорства архиеп. Никанора (Бровковича) - посвящена ст. З. «На память о покойном архиеп. Никаноре» (1891). В многочисленных некрологах, написанных З., биографические подробности сочетаются с глубокими характеристиками научной деятельности профессоров КазДА.
З. являлся сотрудником Гурия Казанского святителя братства. После смерти инициатора создания братства Ильминского систематизировал и описал его архив, который позднее перешел в фонды НАРТ (Ф. 968). Кн. «На память о Н. И. Ильминском» посвящена особенностям его научной, общественной, миссионерской и педагогической деятельности. По поручению К. П. Победоносцева З. подготовил к печати переписку обер-прокурора с Ильминским.
З. исследовал жизнь и творчество Бухарева, переписывался с его вдовой. В ст. «Печальное 25-летие» трагическая судьба Бухарева была им рассмотрена на широком фоне церковной жизни 50-60-х гг. XIX в. Более подробно З. написал о Бухареве в брошюре «Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни». Составил и отредактировал сборник трудов Бухарева, к-рый был опубликован в 1906 г. в условиях отмены цензуры.
Состоял в переписке с Лесковым. В 2005 г. найдены письма Лескова З. с окт. 1875 по апр. 1880 г. (НАРТ. Ф. 36. Д. 127. Л. 44-56). Известно, что переписка началась по инициативе писателя. Вместе с письмами Лесков регулярно посылал свои лит. сочинения, подробно излагал впечатления от прочтения «Руководства...», материал этой книги он использовал для написания рассказов.
Как председатель Комиссии по составлению описания рукописей Соловецкого мон-ря З. организовал этот процесс на высоком научном уровне, используя опыт работы А. В. Горского и К. И. Невоструева по описанию синодальных рукописей. Под редакцией З. вышло 3 тома «Описания рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии». В собрании были выделены разделы: Библия и толкования, рукописи творений св. отцов, богословские рукописи (Т. 1); церковно-исторические и церковно-правовые рукописи (Т. 2); описания богослужебных рукописей (Т. 3). В 1894 г. З. написал Житие Казанского и Свияжского архиеп. свт. Германа (Садырева-Полева), в к-рое вошли новые сведения о его насильственной кончине, ставшей явной в ходе переоблачения мощей святого в 1888 г. З. увлекался этнографией, на основе собранных личных наблюдений написал очерки о горных черемисах, марийцах и казанских татарах. Очерки остаются актуальными и используются в совр. научных исследованиях.
Фонд Знаменского в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ. Ф. 36. Д. 1-165) составлен из бумаг, переданных наследниками его ученика Покровского. Содержит рукописи основных сочинений, переписку с учеными, с родственниками, со вдовой Бухарева, 4 письма свт. Феофана Затворника, рукописную автобиографию. Материалы, характеризующие адм. и научную деятельность З., хранятся в фонде КазДА, находящемся в том же архиве.