Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕМИЛИЯ
18, С. 450 опубликовано: 4 ноября 2009г.


ЕМИЛИЯ

Св. Емилия, со святыми на полях. Икона. Нач. XXI в. (ц. Св. Троицы в Голенищеве, Москва)
Св. Емилия, со святыми на полях. Икона. Нач. XXI в. (ц. Св. Троицы в Голенищеве, Москва)

Св. Емилия, со святыми на полях. Икона. Нач. XXI в. (ц. Св. Троицы в Голенищеве, Москва)
[Эмилия, Эммелия; греч. ᾿Εμμελία, ᾿Εμμέλιον] (IV в.), св. Кесарийская (Каппадокийская) (пам. 1 янв.). Е. род. в Кесарии между 305 и 315 гг. в богатой семье, которой принадлежали обширные земельные владения в ряде провинций М. Азии. В юности Е. отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Рано осиротев (отец Е. принял мученическую смерть при имп. Лицинии (308-324)), она во избежание возможного оскорбления или похищения вышла замуж за адвоката Василия (Василия Старшего, впосл. иерей), к-рый был известен как образованный и благочестивый человек. Свт. Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели, выраженном в заботе о нищих, в странноприимстве, в очищении души посредством воздержания; часть своего имущества они посвятили Богу (Greg. Nazianz. Оr. 43. 9. 3). Вместе с тем Е. «одна в человеческом роде была и благочадна и многочадна» (Idem. Epigr. Emmel.). У нее было 9 (Greg. Nyss. De vita Macr. 5) или 10 (Maraval. 1971. P. 159. Not. 3) детей. Ее почитают как мать, взрастившую 3 святителей - Василия Великого, еп. Кесарии Каппадокийской, Григория, еп. Нисского, Петра, еп. Севастийского,- прп. Макрину Младшую и блж. Феосевию (Феозву). Святители Василий и Григорий прославились как великие богословы и отцы Церкви, свт. Петр, не имевший такого основательного светского образования, как его братья, при помощи сестры Макрины получил хорошее религ. воспитание и преуспел в добродетели не меньше братьев Василия и Григория. Прп. Макрина явила образец жен. монашества, блж. Феосевия стала диакониссой и помощницей свт. Григория. Сын Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении; др. сын, Никифор, умер в раннем возрасте (Ibidem). Имена остальных детей Е. неизвестны. Предполагают, что нек-рые из них впосл. приняли монашество (Maraval. 1980). По словам свт. Василия Великого, он приобрел верное понятие о Боге от блаженной матери своей и бабки Макрины (Макрины Старшей), к-рые воспитывали детей в духе христ. благочестия и добродетели (Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3). Особое влияние на семью оказало аскетическое учение Евстафия Севастийского. После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Е. вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в имение Анниса на берегу р. Ирис, в окрестностях г. Ивора (совр. Сев. Турция), и основали там обитель, куда последовали мн. отпущенные ими рабы. Дожив до преклонных лет, Е. умерла окруженная заботой дочери Макрины и сына Петра (Greg. Nyss. De vita Macr. 13; ср.: Basil. Magn. Ep. 30. 7). Е. была похоронена в ц. Сорока мучеников Севастийских в саркофаге своего мужа. Свт. Григорий Нисский описывает новый саван, к-рым были покрыты тела Е. и Василия Старшего при захоронении Макрины в тот же саркофаг (Greg. Nyss. De vita Macr. 35).

Относительно даты смерти Е. среди ученых нет единого мнения: болландисты считают, что Е. скончалась примерно на 74-м году жизни в 372 г.; франц. исследователи относят время кончины святой к 373 г.; архиеп. Филарет (Гумилевский) полагает, что она умерла 8 мая 375 г.

В 1998 г. Элладская Православная Церковь постановила праздновать во 2-е воскресенье янв. память семьи свт. Василия Великого: его родителей Василия и Е., братьев и сестер.

В Римском Мартирологе память Е. отмечена под 30 мая.

Ист.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 242-246; SynCP. Col. 363-366; Greg. Nyss. De vita Macr.; idem. Traité de la virginité / Introd., texte crit., trad., ind.: M. Aubineau. P., 1966. P. 564. (SC; 119); Maraval P., éd. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine. P., 1971. (SC; 178); idem. Encore les frères et sœurs de Grégoire de Nysse // RHPhR. 1980. Vol. 60. P. 161-166.
Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 9. P. 1-304, 628-691; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 165-181; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 537; Pfister J. E. The Brothers and Sisters of St. Gregory of Nyssa // VChr. 1964. Vol. 18. P. 108-113; Aubert. R. Emmélie // DHGE. T. 15. Col. 429; Amore A. Basilio ed Emmelia // BiblSS. Vol. 2. Col. 949.
П. Б. Михайлов, Э. Ф. Гамаюнова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые неразделенной Церкви Монашество Древней Церкви Емилия (IV в.), святая Кесарийская (Каппадокийская) (пам. 1 янв.)
См.также:
АГИОДУЛ (VI в.), настоятель лавры прп. Герасима на Иордане, прп. (пам. в субботу сырную)
АКЕПСИМ (IV в.), прп. Антиохийский (пам. 3 нояб., греч. 13 февр., 29 янв.)
АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
АММОН ТАВЕННИСИОТ († ок. 400 г.), прп. (пам. 26 янв.)
АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский; ок. 251-ок. 356), прп. (пам. 17 янв.), основатель православного монашества
АНУВИЙ (Ануб, Нуб, Ануф; IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт.17 июня)