Федор Герасимович (12.04.1836, c. Успенское Макарьевского у. Нижегородской губ.- 3.11.1906, C.-Петербург), церковный ученый, библеист. Е. род. в семье диак. Г. Я. Владимирского (фам. Елеонский по существующей тогда практике была дана ему при поступлении в семинарию). По окончании Нижегородской ДС как один из лучших воспитанников Е. был послан для продолжения образования в СПбДА. Степень магистра богословия (9-й магистр 25-го курса) он получил за дис. «О состоянии русского раскола при Петре I». По окончании академии (1863) был направлен в Рижскую ДС, затем в КазДС преподавателем гражданской истории. В 1864 г. переведен наставником в Литовскую ДС и в том же году назначен преподавателем Виленского уч-ща для девиц духовного звания. В 1865 г. библиотекарь Литовской ДС; в 1867 г. член педагогического собрания правления семинарии. В 1870 г. по представлению профессора СПбДА И. В. Чельцова Советом СПбДА Е. был избран на должность доцента академии кафедры библейской истории. В 1875 г. утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1884 г. Е. присуждены степень д-ра богословия за дис. «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней» и звание ординарного профессора. С 1890 по 1896 г. Е. исполнял обязанности зав. С.-Петербургской Синодальной типографией, в 1891 г. получил чин действительного статского советника, в 1896 г.- звание заслуженного профессора, в 1897 г. вышел в отставку, в 1898 г. был избран почетным членом СПбДА. Награжден орденом св. Станислава 1-й степени. Похоронен на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре.
Ученая и публицистическая деятельность Е. после написания им магист. диссертации продолжилась во время пребывания в Литовской ДС. Краеведческие изыскания Е. были опубликованы в 1, 2 и 6-м томах «Археографического сборника», издаваемого при управлении Виленского учебного округа. Тогда же совместно с А. П. Демьяновичем он перевел книгу И. И. Овербека «Свет с Востока: Взгляд на кафолическое православие сравнительно с папством и протестантством» (Вильна, 1867). С началом преподавания в СПбДА библейская тематика стала основной в исследовательской работе Е. Его труды в этой области можно классифицировать по следующим направлениям: сочинения по библейской истории; анализ и оценка утверждавшегося в ХIХ в. на Западе т. н. историко-критического метода в библейских исследованиях; экзегетические комментарии на ветхозаветные книги; исследования слав. Библии.
Е. написал более 10 работ по библейской истории, в т. ч. и докт. диссертацию. Основной его заслугой следует признать введение в оборот отечественной церковной науки совр. данных таких активно развивавшихся на Западе дисциплин, как египтология, ассириология и др. Определяя задачу докт. диссертации, Е., в частности, писал, что «данные египтологии... имеют весьма важные значения в библейском отношении, т. к. они вообще способствуют оживлению... библейско-исторических представлений, а в некоторых пунктах дают возможность раскрыть и восполнить слишком краткие... сведения, сообщаемые библейским Бытописателем» (Елеонский. 1884. С. 3). По уровню компетенции в использовании совр. ему достижений наук в области древних цивилизаций Е. можно считать одним из основателей в дореволюционной России этих направлений научного знания. Курс лекций Е. по библейской истории напечатан не был, существуют литографии его лекций за различные годы.
Рус. библеистика видела свои основные задачи прежде всего в утверждении достоверности исторических свидетельств Библии (под к-рые исследователи стремились подвести доказательную базу) и в защите фундаментальных библейских положений, к-рые ставились под сомнение представителями зап. историко-критического метода. Такой же подход к этим вопросам определял работы еп. Михаила (Лузина) и прот. Н. А. Елеонского, но ни одну из работ этих ученых нельзя считать законченной, по существу авторы ограничивались рассмотрением отдельных, узких вопросов. Подобным же образом построен труд Е. «Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятокнижия», в котором, стараясь опровергнуть аргументы зап. библеистов критического направления, Е. отстаивает авторство прор. Моисея. Тот же «традиционалистский подход» нашел отражение и в «Толкованиях на Ветхий Завет», изданных при СПбДА в 1879-1895 гг., где Е. совместно с И. С. Якимовым составил комментарий на Книгу прор. Исаии. В этой работе не были учтены давно ставшие аксиоматичными на Западе выводы зап. библеистов о написании отдельных частей книги различными пророками, время жизни к-рых отличалось на неск. столетий. Е. участвовал в составлении комментариев на Книгу Иисуса Навина и, вероятно, на Пятикнижие для «Толковой Библии». Работая с текстом Библии, Е. отдавал предпочтение переводу LXX в сравнении с МТ.
Поздние работы Е. были посвящены слав. библейским исследованиям, представлявшим особый интерес для рус. правосл. академической школы, добившейся значительных результатов в этой области. Е. занимался выявлением источников, которыми руководствовались справщики в работе по редактированию слав. перевода текста Елизаветинского издания Библии («По поводу 150-летия Елизаветинской Библии») на предмет его соответствия Септуагинте. Он также сравнивал этот текст с совр. литургическим текстом Библии, отмечая недостатки последнего. Е. вслед за И. Е. Евсеевым и Н. И. Ильминским считал, что необходимо готовить новое издание древней слав. Библии (По поводу 150-летия Елизаветинской Библии. С. 129).
Е. составил обзор работ рус. библеистов ХIХ в. («Отечественные труды по изучению Библии в ХIХ в.»; «Труды по изучению книг ВЗ. Труды по Исагогике. Труды по введению в учительные книги»), явившийся итогом предшествующей традиции и наметивший перспективы и пути развития отечественной школы библейских исследований. Он активно участвовал в написании и издании Православной богословской энциклопедии. Для изучения библейских цитат у свт. Иоанна Златоуста, имеющих важное значение для реконструкции Лукиановской рецензии LXX, Е. составил примечания к творениям святителя, издаваемым при СПбДА. Е. в полной мере был представителем дореволюционной школы отечественной библеистики, к-рая характеризовалась высоким уровнем языковой подготовки и использовала имеющийся научный потенциал для отстаивания сложившихся традиц. представлений. Как ученый он верно определил актуальные направления развития библейской мысли своего времени и исследовал их в своих работах.