Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛЕОНСКИЙ
18, С. 317-319 опубликовано: 8 июля 2013г.


ЕЛЕОНСКИЙ

Ф. Г. Елеонский. Фотография. Кон. XIX в.
Ф. Г. Елеонский. Фотография. Кон. XIX в.

Ф. Г. Елеонский. Фотография. Кон. XIX в.
Федор Герасимович (12.04.1836, c. Успенское Макарьевского у. Нижегородской губ.- 3.11.1906, C.-Петербург), церковный ученый, библеист. Е. род. в семье диак. Г. Я. Владимирского (фам. Елеонский по существующей тогда практике была дана ему при поступлении в семинарию). По окончании Нижегородской ДС как один из лучших воспитанников Е. был послан для продолжения образования в СПбДА. Степень магистра богословия (9-й магистр 25-го курса) он получил за дис. «О состоянии русского раскола при Петре I». По окончании академии (1863) был направлен в Рижскую ДС, затем в КазДС преподавателем гражданской истории. В 1864 г. переведен наставником в Литовскую ДС и в том же году назначен преподавателем Виленского уч-ща для девиц духовного звания. В 1865 г. библиотекарь Литовской ДС; в 1867 г. член педагогического собрания правления семинарии. В 1870 г. по представлению профессора СПбДА И. В. Чельцова Советом СПбДА Е. был избран на должность доцента академии кафедры библейской истории. В 1875 г. утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1884 г. Е. присуждены степень д-ра богословия за дис. «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней» и звание ординарного профессора. С 1890 по 1896 г. Е. исполнял обязанности зав. С.-Петербургской Синодальной типографией, в 1891 г. получил чин действительного статского советника, в 1896 г.- звание заслуженного профессора, в 1897 г. вышел в отставку, в 1898 г. был избран почетным членом СПбДА. Награжден орденом св. Станислава 1-й степени. Похоронен на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре.

Ученая и публицистическая деятельность Е. после написания им магист. диссертации продолжилась во время пребывания в Литовской ДС. Краеведческие изыскания Е. были опубликованы в 1, 2 и 6-м томах «Археографического сборника», издаваемого при управлении Виленского учебного округа. Тогда же совместно с А. П. Демьяновичем он перевел книгу И. И. Овербека «Свет с Востока: Взгляд на кафолическое православие сравнительно с папством и протестантством» (Вильна, 1867). С началом преподавания в СПбДА библейская тематика стала основной в исследовательской работе Е. Его труды в этой области можно классифицировать по следующим направлениям: сочинения по библейской истории; анализ и оценка утверждавшегося в ХIХ в. на Западе т. н. историко-критического метода в библейских исследованиях; экзегетические комментарии на ветхозаветные книги; исследования слав. Библии.

Е. написал более 10 работ по библейской истории, в т. ч. и докт. диссертацию. Основной его заслугой следует признать введение в оборот отечественной церковной науки совр. данных таких активно развивавшихся на Западе дисциплин, как египтология, ассириология и др. Определяя задачу докт. диссертации, Е., в частности, писал, что «данные египтологии... имеют весьма важные значения в библейском отношении, т. к. они вообще способствуют оживлению... библейско-исторических представлений, а в некоторых пунктах дают возможность раскрыть и восполнить слишком краткие... сведения, сообщаемые библейским Бытописателем» (Елеонский. 1884. С. 3). По уровню компетенции в использовании совр. ему достижений наук в области древних цивилизаций Е. можно считать одним из основателей в дореволюционной России этих направлений научного знания. Курс лекций Е. по библейской истории напечатан не был, существуют литографии его лекций за различные годы.

Рус. библеистика видела свои основные задачи прежде всего в утверждении достоверности исторических свидетельств Библии (под к-рые исследователи стремились подвести доказательную базу) и в защите фундаментальных библейских положений, к-рые ставились под сомнение представителями зап. историко-критического метода. Такой же подход к этим вопросам определял работы еп. Михаила (Лузина) и прот. Н. А. Елеонского, но ни одну из работ этих ученых нельзя считать законченной, по существу авторы ограничивались рассмотрением отдельных, узких вопросов. Подобным же образом построен труд Е. «Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятокнижия», в котором, стараясь опровергнуть аргументы зап. библеистов критического направления, Е. отстаивает авторство прор. Моисея. Тот же «традиционалистский подход» нашел отражение и в «Толкованиях на Ветхий Завет», изданных при СПбДА в 1879-1895 гг., где Е. совместно с И. С. Якимовым составил комментарий на Книгу прор. Исаии. В этой работе не были учтены давно ставшие аксиоматичными на Западе выводы зап. библеистов о написании отдельных частей книги различными пророками, время жизни к-рых отличалось на неск. столетий. Е. участвовал в составлении комментариев на Книгу Иисуса Навина и, вероятно, на Пятикнижие для «Толковой Библии». Работая с текстом Библии, Е. отдавал предпочтение переводу LXX в сравнении с МТ.

Поздние работы Е. были посвящены слав. библейским исследованиям, представлявшим особый интерес для рус. правосл. академической школы, добившейся значительных результатов в этой области. Е. занимался выявлением источников, которыми руководствовались справщики в работе по редактированию слав. перевода текста Елизаветинского издания Библии («По поводу 150-летия Елизаветинской Библии») на предмет его соответствия Септуагинте. Он также сравнивал этот текст с совр. литургическим текстом Библии, отмечая недостатки последнего. Е. вслед за И. Е. Евсеевым и Н. И. Ильминским считал, что необходимо готовить новое издание древней слав. Библии (По поводу 150-летия Елизаветинской Библии. С. 129).

Е. составил обзор работ рус. библеистов ХIХ в. («Отечественные труды по изучению Библии в ХIХ в.»; «Труды по изучению книг ВЗ. Труды по Исагогике. Труды по введению в учительные книги»), явившийся итогом предшествующей традиции и наметивший перспективы и пути развития отечественной школы библейских исследований. Он активно участвовал в написании и издании Православной богословской энциклопедии. Для изучения библейских цитат у свт. Иоанна Златоуста, имеющих важное значение для реконструкции Лукиановской рецензии LXX, Е. составил примечания к творениям святителя, издаваемым при СПбДА. Е. в полной мере был представителем дореволюционной школы отечественной библеистики, к-рая характеризовалась высоким уровнем языковой подготовки и использовала имеющийся научный потенциал для отстаивания сложившихся традиц. представлений. Как ученый он верно определил актуальные направления развития библейской мысли своего времени и исследовал их в своих работах.

Соч.: Состояние рус. раскола при Петре I // ХЧ. 1863. Ч. 3. № 9. С. 37-94; № 10. С. 175-244; № 11. С. 300-329 (отд. изд.: СПб., 1864); Разбор мнений совр. отрицательной критики о времени написания Пятокнижия // ХЧ. 1871. № 10. C. 615-642; № 12. С. 935-957; 1872. Ч. 1. № 2. С. 303-320; № 8. С. 547-621; 1873. Ч. 2. № 5. С. 115-133; № 8. С. 692-730 (отд. изд.: СПб., 1875. Вып. 1); Теократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законодательству Пятикнижия // Там же. 1875. Ч. 2. № 8. С. 186-227; Постановления Второзакония о царской власти и пророчестве и время их происхождения // Там же. № 9/10. С. 409-429; Судебное устройство по законам Пятикнижия // Там же. № 11. С. 591-603; Отрывки из вавилонско-ассирийских сказаний о первобытных временах // Там же. 1877. Ч. 1. № 1/2. С. 265-276; Вавилонско-ассирийское сказание о творении мира // Там же. № 5/6. С. 767-784; Издание Свящ. книг: Исход и Левит с объяснит. примеч.: Крит. разбор «Священной летописи» г. Властова // Там же. Ч. 2. № 11/12. С. 709-762; О ветхозаветном священстве // Там же. 1879. Ч. 2. № 11/12. С. 606-638; Состояние израильтян в первую половину пребывания их в Египте // Там же. 1881. Ч. 2. № 7/8. С. 135-172; К вопр. об особенностях оригинального текста, коим пользовались LXX толковников при своем переводе // Там же. № 9/10. С. 366-386; Религ. состояние и обществ. устройство израильского народа в Египте // Там же. 1882. Ч. 1. № 1/2. С. 66-93; Краткий обзор важнейших результатов египтологии в отношении к повествованию Пятикнижия // Там же. 1883. Ч. 1. № 3/4. С. 482-499; Египетское сказание о потопе // Там же. С. 500-507; Важнейшие задачи при науч. рассмотрении библейских событий, относящихся ко времени пребывания израильтян в Египте // Там же. 1884. Ч. 2. № 9/10. С. 261-279; История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до егип. казней. СПб., 1884; Происхождение юбилея // ХЧ. 1885. Ч. 1. № 3/4. С. 380-414; Результаты новых изысканий в заиорданской Палестине и сев. Сирии // Там же. 1886. Ч. 1. № 5/6. С. 771-793 (отд. отт.: СПб., 1886); Толкование на кн. прор. Исаии: Гл. XXIV. 17 - XXXVII. 30 // Там же. 1887. № 1/2 - 7/8. Прил. (совм. с И. С. Якимовым); То же: Гл. ХХХVII. 30-36 // Там же. 1889. № 1/2. Прил.; Филол. услуги ассириологии в деле изучения ветхозаветных книг // Там же. Ч. 2. № 11/12. С. 741-744; [Рец. на кн.:] Каталог греч. рукописей правосл. Иерусалимской патриархии, изданный ИППО на греч. языке // Там же. 1892. Ч. 2. № 11/12. С. 678-684; Новое открытие имени евр. народа в егип. памятниках // Там же. 1897. Ч. 1. № 5. С. 695-707; К вопросу о кн. прор. Софонии // Там же. 1898. Ч. 2. № 7. С. 106-140; Разбор мнений т. н. высшей критики о ветхозаветной истории // Там же. 1899. Ч. 2. № 6. С. 67-96; № 12. С. 981-1005; Разбор суждений критики о религ. верованиях, какие имел израильский народ во времена, предшествовавшие т. н. первым пророкам писателям // Там же. 1900. Ч. 2. № 12. С. 913-939; Отечественные труды по изучению Библии в ХIХ в. // Там же. 1901. Ч. 1. № 1. С. 5-28; № 5. С. 633-660; Труды по изучению книг ВЗ. Труды по Исагогике. Труды по введению в учительные книги // Там же. 1902. Ч. 1. № 1. С. 39-64; № 4. С. 504-524; Ч. 2. № 7. С. 107-125; Примеры сделанных Елизаветинскими справщиками исправлений текста первопечатной слав. Библии, не служащих к его усовершенствованию // Там же. Ч. 2. № 5. С. 675-684; № 6. С. 841-852; По поводу 150-летия Елизаветинской Библии: О новом пересмотре слав. перевода Библии. СПб., 1902; Новый замечательный результат библейско-филол. изысканий относительно кн. прор. Даниила // ХЧ. 1903. Ч. 1. № 4. С. 674-676; Разбор приводимых отрицательной критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева // Там же. Ч. 2. № 9. С. 289-314; Комментарии на Пятикнижие // Лопухин. Толковая Библия. 1904. Т. 1; Следы влияния евр. текста и древних, кроме греческого LХХ, переводов на древнеслав. кн. Бытия и Исход // ХЧ. 1905. Ч. 1. № 1. С. 26-38 (отд. отт.: СПб., 1905); Сравнительное достоинство греко-слав. и еврейско-слав. переводов Быт 2. 5 // Там же. № 2. С. 173-193; Кому обязан своим происхождением древний слав. перевод нек-рых мест древнеевр. текста, сделанный с еврейского? // Там же. Ч. 2. № 10. С. 411-426; № 11. С. 573-579; Древнеслав. перевод Исх 1. 7 и 3. 4 // Там же. Ч. 1. С. 486-500; Комментарий на кн. Иисуса Навина // Лопухин. Толковая Библия. 1905. Т. 2 (отд. отт.: СПб., 1906); Амос // ПБЭ. Т. 1. С. 619-629; Библия в России // Там же. Т. 2. С. 490-544; Библейские общества в России // Там же. С. 575-597.
Лит.: [Рец. на кн.:] Елеонский Ф. По поводу 150-летия Елизаветинской Библии. СПб., 1902 // Странник. 1902. № 9. С. 433-439; Родосский А. Елеонский Ф. Г. // ПБЭ. 1904. Т. 5. С. 395-396; он же. Словарь студентов СПбДА. С. 149-150; Аквилонов Е., прот. Речь при отпевании почетного члена СПбДА заслуженного проф. Ф. Г. Елеонского // ЦВ. 1906. № 46. С. 1505-1507; И. У. Проф. Ф. Г. Елеонский: (Некр.) // Там же. С. 1502-1505; Рус. писатели-богословы: Историки Церкви. Исследователи и толкователи Свящ. Писания: Биобиблиогр. указ. М., 2001. С. 298-303.
Б. А. Тихомиров
Ключевые слова:
Преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии Библеисты русские Елеонский Федор Герасимович (1836 - 1906), церковный ученый, библеист
См.также:
АЛЕКСЕЕВ Анатолий Алексеевич (род. в 1941), рус. филолог, библеист
ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (1863 - 1937), историк Церкви, библеист
ГОЛУБЕВ Моисей Александрович (1824 - 1869), проф. СПбДА, библеист
ЕВСЕЕВ Иван Евсеевич (1868 - 1921), филолог, специалист по текстологии слав. Библии
ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества
ЛОПУХИН Александр Павлович (1852-1904), правосл. богослов, библеист, историк, проф. СПбДА