(Емелиан Брадатый; † 1.11.1429, Вел. Новгород), архиеп. Новгородский. Иером. Омельян (Емелиан) был избран архиепископом по жребию в Вел. Новгороде ок. 10 сент. 1423 г. (сообщение псковских летописей об избрании Е. 1 нояб. является ошибочным). Согласно Новгородской 4-й и Симеоновской летописям (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 431; Т. 18. С. 167), до избрания он был иноком Деревяницкого монастыря (см. Деревяницкий в честь Воскресения Христова женский монастырь), тесно связанного с Новгородской кафедрой. По Сокращенному Новгородскому летописцу (список Н. К. Никольского) и Новгородской 2-й летописи, Е. был духовником архиеп. Симеона († 1421) (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 606; Т. 30. С. 168). Социальное происхождение Е. остается неясным. В Новгороде на территории Людина конца, на усадьбе «И» Троицкого раскопа, связанной с проживанием священнослужителей, был найден фрагмент деревянного посоха с именем Емелиан. О выдаче зерна некоему Емелиану говорится в новгородской берестяной грамоте № 253 (1369-1396), найденной на боярской усадьбе Онцифоровичей на территории Неревского конца Новгорода (Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1956-1957 гг. М., 1963. С. 80-81). И. А. Стерлигова предположила, что Е. был заказчиком «панагии Серапиона», на внешней створке которой изображены св. Емелиан (исп. Емилиан Кизический?) и мч. Онисифор (Онцифор), и являлся сыном новгородского посадника XIV в. Онцифора Лукинича (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. № 21. С. 94-95, 168-171, 379). Исследователи относят падение Онцифоровичей как посадничей династии к нач. 20-х гг. XV в., т. е. ко времени накануне возведения Е. на кафедру (см.: Бобров. Новгородские летописи XV в. 2001. С. 86).
Предшественником Е. на кафедре был Феодосий († 1425/26), бывш. игум. Клопского Михайловского во имя Святой Троицы мужского монастыря. Будучи избран в 1421 г. на Новгородскую кафедру, он в течение 2 лет не был хиротонисан, а в 1423 г., после мора из-за продолжительного голода, Феодосия «сослаша новгородци... в свои монастырь» (НПЛ. С. 414; согласно Новгородской 4-й летописи, это действие обосновывалось словами: «Не хотим шестника (пришельца, чужака.- М. П.) владыкою»; см.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 431).
Владычный летописец отмечает, что Е. «чернцом был на сенех (в архиепископском доме, т. е. нареченным архиереем.- М. П.) год и две недели» (НПЛ. С. 415). Затянувшееся ожидание Е. хиротонии связано было, очевидно, с урегулированием новгородско-московских отношений, в т. ч. вопроса о судебных правах общерус. митрополита в Вел. Новгороде. (В 1385, воспользовавшись церковной смутой в Москве, новгородцы отказались предоставлять митрополиту традиц. право раз в 4 года в течение месяца вершить в Новгороде апелляционный суд (право «позывного суда»). Несмотря на усилия митр. св. Киприана восстановить это право, в нач. XV в. новгородцы продолжали отказывать в нем митрополитам; см. ниже.)
Емелиан был хиротонисан во архиепископа Новгородского в Москве 24 сент. 1424 г., хиротонию возглавил митр. всея Руси св. Фотий. При хиротонии архиерей принял новое имя - Евфимий (связь наречения нового имени с поставлением подчеркивают Летопись Авраамки, Симеоновская, Новгородская 2-я и др. летописи; см.: ПСРЛ. Т. 16. Стб. 177; Т. 18. С. 170; Т. 30. С. 199). По мнению Б. А. Успенского (Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: Визант. модель и ее рус. переосмысление. М., 1998. С. 270-271), принятие нового имени при хиротонии связано с визант. традицией, принесенной на Русь митр. Фотием (так, мон. Самсон, в 1416 хиротонисанный во архиепископа Новгородского, получил новое имя Симеон, хиротонию также возглавил митр. Фотий; см.: НПЛ. С. 406). Перед поставлением «Емелиан священноинок» составил и подписал «Исповедание веры» (это было сделано, по имеющимся данным, впервые в истории Новгородской епархии) с обещанием во всем повиноваться митр. Фотию и не принимать др. митрополита под угрозой лишения сана, а также не поставлять «ни попа, ни диакона чужего предела». В документе содержится подтверждение того, что Е. не давал кому-либо денег за поставление (ААЭ. Т. 1. № 370. С. 463). Составление такого «Исповедания веры» связано с избранием в 1415 г. западнорусскими епископами митрополита на Киевскую кафедру - Григория Цамблака и с образованием Западнорусской митрополии. В грамоте западнорус. епископов, извещавшей об этом событии, говорилось о их нежелании подчиняться рус. митрополитам, к-рых в кон. XIV - нач. XV в. ставил К-польский патриарх «куплею» (РИБ. Т. 6. № 38. Стб. 313-314). «Исповедание веры» Е. было впосл. включено в чин избрания и поставления в епископы, известный в списках с кон. XV в. (Там же. № 52. Стб. 451-455).
По-видимому, при поставлении Е. дал обещание свт. Фотию восстановить в Вел. Новгороде митрополичий суд, но обещание не исполнил. Об этом митр. Фотий писал в грамоте Тверскому еп. Илии, выданной, вероятно, 8 авг. 1430 г. В ней говорится, что новгородцы прислали к первоиерарху «Симеона, а после того Еуфимиа, и яз тех обею поставил им во владыки, и те владыки такоже ми ся были яли старину церковную отправити (имеется в виду «позывной суд» митрополита в Новгороде.- М. П.)... да как те владыкы тое старины церковные не отправили» (РИБ. Т. 6. № 50. Стб. 421-423; о датировке грамоты см.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 394; Янин В. Л. Из истории новгородско-московских отношений в XV в. // Он же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 298-299).
При Е. в Вел. Новгороде было возведено неск. церквей. В 1424-1425 гг., по возвращении архиерея из Москвы, были построены каменные храм св. Луки на Лубянице (на Торговой стороне) и собор во имя св. князей Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре «на Гъзене» (примыкал к Неревскому концу Новгорода). Особое внимание владычный летописец уделяет участию Е. в возведении тогда же ц. Спаса Милостивого за алтарем собора Св. Софии. Ранее стоявшая здесь деревянная обетная церковь была поставлена на месте скудельницы, устроенной новгородцами в 1422 г. для захоронения умерших во время «глада и мора велика». К 1426-1427 гг. она была воздвигнута «владыкою Еуфимием» в камне «и устроена бысть дивно иконами и книгами» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 432; Т. 42. С. 177; НПЛ. С. 415). Из книг, переписку которых можно уверенно отнести ко времени епископства Е., сохранился Стихирарь 1424 г. (ГИМ. Син. № 199). Во время архипастырства Е. в 1429 г. диак. Давид переписал лицевой т. н. Шенкурский Пролог в 2 томах, погибший в московском пожаре 1812 г. (см. в ст.: Давид, имя неск. рус. книгописцев).
При Е. отношения Новгородской кафедры со 2-м крупнейшим городом епархии - Псковом характеризовались лишь формальным признанием власти Новгородского архиерея в этом городе (упоминаемый в псковских летописях «владычный наместник» Парфений (Парфей), участвовавший в выкупе псковских пленных в Литве в 1427, несомненно, был псковичом). В 1425/26 (6934) г. в ответ на «челобитье и грамоту» псковского духовенства и соборных старост Е. отправил послание в Псков, в к-ром содержалось запрещение исповедоваться и причащаться у к.-л. иного священника, кроме своего духовного отца, а также распоряжение принимать приходящих священников и диаконов из Великого княжества Литовского или др. рус. земель только при наличии ставленнической грамоты. Однако, когда в 1426 г. псковичи во время нападения на их землю Литовского вел. кн. Витовта обратились за помощью к Новгороду и лично к архиепископу, то «новгородцы псковичем не помогоша ни словом, ни делом» (Псковские летописи. 1941. Вып. 1. С. 37). При Е. продолжались установившиеся при митр. св. Киприане прямые контакты Пскова с митрополитом всея Руси, в обход своего епархиального архиерея (РИБ. Т. 6. № 51, 53, 55-56; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Источники по истории еретических движений XIV- нач. XVI в. // Они же. Антифеод. еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М., 1955. № 4-6. С. 247-255; РФА. Вып. 3. № 130). В 1427 г. в Пскове при содействии митр. Фотия произошло искоренение секты стригольников, однако об участии в этом Е. или представителей его администрации источники не сообщают.
Новгородскому архиепископу приходилось выполнять важные дипломатические функции. После нападения, совершенного на новгородских купцов у берегов Ливонии в мае 1424 г., резко обострились отношения Вел. Новгорода с ганзейскими городами, к-рые в действительности к этому акту разбоя причастны не были. 150 ганзейских торговцев были задержаны, им было запрещено покидать Немецкий двор в Новгороде; в ответ Ганза попыталась ввести торговую блокаду Новгорода. Нем. грамоты того времени свидетельствуют, что Е., выступив в июне 1425 г. на вече, не допустил разграбления толпой горожан Немецкого двора, а в окт. обратился к новгородским властям с прошением об освобождении купцов и о даровании им права вывезти на родину те товары, к-рые не были приобретены в Новгороде. Ходатайство владыки было удовлетворено. При отъезде из Новгорода купцы были приняты Е. на архиепископском дворе. При этом Е. просил их содействовать едущему вместе с ними владычному послу в деле примирения Вел. Новгорода и Ганзы. В дек. 1425 г. в Новгород прибыло ответное посольство от городов Дерпт и Ревель. В нем. источниках высоко оценивается посредническая роль Е. в переговорах, он называется «человеком добрым и справедливым, умеющим отличать правду от неправды».
Во главе новгородского посольства в июле 1428 г. Е. прибыл под крепость Порхов, к-рую осаждал Литовский вел. кн. Витовт, предпринявший поход на Новгород. По мирному договору Новгород обязывался выплатить Великому княжеству Литовскому 6 тыс. р. серебром, из к-рых 1 тыс. предназначалась на выкуп пленных. По словам Псковской 1-й летописи, Витовт «полон отпусти владычня ради поклонения» (Псковские летописи. 1941. Вып. 1. С. 38). По др. летописным сведениям, «полон весь окупи у Витовта архиепископ, дасть две тысячи рублев» (ПСРЛ. Т. 25. С. 248). Эта дипломатическая миссия Е. нашла отражение в «Повести об Ионе, архиепископе Новгородском» рубежа XV и XVI вв., где говорится и об участии в посольстве буд. архиеп. Евфимия II, в то время игумена Лисицкого мон-ря, а Е. назван «Емелианом честным» (БЛДР. Т. 7. С. 234). Др. оценка Е. дана в Житии прп. Михаила Клопского (кон. 70-х гг. XV в.), где отразились сложные отношения Е. с монахами Троицкого Клопского мон-ря. С одной стороны, владыка называется «мужем честным» (возможно, впрочем, что это указание на его знатное происхождение), а с другой - говорится, что архиепископ не пожелал приехать на похороны своего предшественника Феодосия и обложил монастырь налогом («захотел куны взять»). Согласно Житию, прп. Михаил предрек близкую кончину Е., после чего архиепископ разболелся и умер.
Е. предположительно атрибутируется найденная в Пскове печать с надписью: «Милостью Божиею Еуфимий, архиепископ Новагорода» - и с изображением на обратной стороне 6-конечного креста (Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 78, 180). Известна также печать новоторжского наместника, возможно относящаяся ко времени архиепископства Е. (Там же. С. 85). По наблюдениям А. Г. Боброва, при Е. были отредактированы летописные записи, сделанные при нареченном архиеп. Феодосии. Во владычном летописании за 1424-1429 гг. внимание уделялось почти исключительно новгородским событиям.
По свидетельству новгородских летописей XV в., Е. управлял епархией 5 лет и 5 недель. Кончину его, т. о., следует датировать не 1428 г. (эта дата иногда встречается в литературе), а 1429 г. Место, где был похоронен Е., летописи не называют. В. Л. Янин, считая, что молчание источников указывает на то, что Е. был погребен в Софийском соборе, предположил, что с ним связано одно из архиерейских погребений в Мартириевской паперти (Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 66, 87). Однако, как установил Бобров, Е. был погребен в Деревяницком монастыре, насельником которого он являлся до возведения на кафедру. В происходящем из этой обители Уставе Иерусалимском 1498 г. имеется запись XVI в.: «Месяца ноября 1 день, обед по владыкы по Еуфимьи, что лежит здесь, по челкви братьи (т. е. по ковшу на брата.- М. П.)» (ИРЛИ. Новг.-Псков. собр. № 89. Л. 296 об.; преемник Е.- свт. Евфимий II был похоронен в др. монастыре - Вяжищском во имя святителя Николая Чудотворца, поэтому запись можно с уверенностью отнести к Е.). Впоследствии память о погребении Е. в Деревяницком мон-ре была утрачена. Так, о нем ничего не говорится ни в монастырской описи 1617 г., ни в описаниях мон-ря XIX в., что, по-видимому, связано с разорением обители в Смутное время.
Изображения Е. (в архиерейской мантии и белом клобуке, с нимбом) имеются на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., в частности, в Голицынском томе показано возведение ц. Спаса Милостивого «строением Евфимия великого Новгородского» (в верхней части композиции, внизу - преставление прп. Кирилла Белозерского), а также преставление Е., где он лежит во гробе в белых архиерейских ризах (РНБ. F.IV.225. Л. 393 об., 399 об.).