Святительство Д. пришлось на трудное для Новгородской республики время конфликта с вел. князьями Владимирскими и установления данничества по отношению к Золотой Орде. Д. неоднократно выполнял важные дипломатические поручения, способствуя примирению сторон и делая все, чтобы избежать кровопролития. В 1255 г., во время конфликта с кн. Александром Невским, новгородцы послали Д. и тысяцкого Клима к вел. князю «с грамотами, яко о миру» (Присёлков. С. 325), но «не послуша князь мольбы владычни и Климовы» (НПЛ. С. 81, 308). После примирения состоялась торжественная встреча Александра Невского в Новгороде архиепископом и духовенством. В 1257 г. сопротивление новгородцев вызвала попытка великокняжеской администрации и ордынских послов установить данническую зависимость Новгорода от Орды. В 1259 г. Новгород все же был принужден Александром Невским к уплате ордынского «выхода».
Духовенство было освобождено от уплаты ордынской дани, что позволило Д. заняться поновлением кафедрального собора: в 1261 г. архиепископ «поби... святую Софию всю свинцом» (НПЛ. С. 83, 311). На следующий год Новгород был обнесен новыми деревянными стенами (вероятно, в т. ч. на средства владычной казны). Это, очевидно, было обусловлено обострением противостояния с Тевтонским орденом, кульминацией к-рого стала Раковорская битва 1268 г., в к-рой погибло много новгородцев (перед битвой, по свидетельству летописи, осадные машины чинили на архиепископском дворе). В 1269 г., во время конфликта Новгорода с вел. кн. Ярославом (Афанасием) Ярославичем, Д. с боярами («вятшими мужами») был послан вечем «с молбою» вслед покинувшему город князю. В следующем году князь, однако, был изгнан новгородцами, что привело к военному противостоянию. Лишь после грамоты Киевского митр. Кирилла в Новгород кровопролития удалось избежать. О Д. в связи с этими событиями не сообщается.
В 1273 г. состоялся Собор под председательством митр. Киевского и всея Руси Кирилла II (см. Собор 1273 г. в Киеве), посвященный поставлению на Владимирскую кафедру Серапиона. В Соборе, на к-ром рассматривались канонические, дисциплинарные и богослужебные вопросы, принимал участие в т. ч. Д. Часть поднятых на Соборе вопросов касалась Новгорода, что заставляет предполагать в Д. одного из основных докладчиков или даже инициаторов его созыва.
При Д. в Новгороде при архиерейской кафедре продолжалось летописание (см. Новгородская I летопись). Владычную летопись при архиепископах Спиридоне и Д. вел пономарь ц. св. Иакова Тимофей (Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской первой летописи // НИС. СПб., 1997. Вып. 6(16). С. 8-11). В летописании этого времени содержатся яркие характеристики событий, по-видимому отражающие позицию Д. Летописец резко оценивает установление податной зависимости Новгорода от Орды: на ордынские поборы новгородцы вынуждены были согласиться «злых с[о]ветомь». Составитель летописи не осуждает казнь новгородцами посадника Михалки Степановича, избранного на эту должность под давлением вел. князя: «Аще бы кто добро другу чинил, то добро бы было; а копая под другом яму, сам в ню въвалит». Однако открытое сопротивление проордынской политике Александра Невского также не одобряется. Социальные симпатии летописца находятся определенно не на стороне боярства: он констатирует, что при раскладке податей «творяху... бояре собе легко, а меншим зло» (НПЛ. С. 82-83).
Печать Д. имеет традиц. для новгородских владычных печатей со 2-й пол. XII в. изображение Богоматери «Знамение», но впервые по сторонам изображения Богомладенца появляется надпись: «Соф[ия]»; на обороте надпись: «Далмат архиеп[иско]п Новъгородеск[ыи]» (Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 46, 174, 264; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 78, 178). Договор Новгорода с Готским берегом, Любеком и нем. городами о мире и торговле (ГВНиП. № 29), заключенный в 1262-1263 гг. и скрепленный печатями, по В. Л. Янину, в 1264 г., среди др. печатей имеет и архиепископскую (в тексте договора Д. не назван).
Еще при жизни архиерей (впервые в новгородской практике) выбрал 2 преемников - игум. Юрьева новгородского мон-ря Иоанна и своего духовного отца Климента. По жребию архиепископом стал Климент, которого Д. после избрания «благослови... своею рукою» (НПЛ. С. 322-323). Как полагает Б. А. Успенский, «здесь сказалась монастырская практика, где игумен мог называть своего преемника» (Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998. С. 52, 297-299).
Д. похоронен в новгородском соборе Св. Софии (Янин предположительно локализовал захоронение в Мартириевской паперти). Сообщая о погребении архиерея, владычный летописец пишет: «Даи, Господи, молитву его святую кланяющимся гробу его» (НПЛ. С. 322).