Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВФИМИЙ
17, С. 401-403 опубликовано: 11 января 2010г.


ЕВФИМИЙ

[Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865, с. Садмели Рачинского у. Кутаисской губ.- 1944, мон-рь Зедазени), исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.), игум., певчий, издатель древних груз. церковных песнопений. Род. в семье церковных крестьян Соломона и Марфы Кереселидзе, учился в приходской школе храма во имя вмч. Георгия в родном селе. В 1880 г. из-за тяжелого экономического положения в крае уехал в Кутаис, затем в Тифлис, где работал поваром. В 1882 г. познакомился с М. Р. Шарадзе - казначеем и управляющим прав. Илии Чавчавадзе, и это в значительной степени определило его жизненный путь. Шарадзе, Е. и др. правосл. молодые люди основали в Тифлисе бесплатную читальню духовных книг, к-рую окормляли свт. Александр (Окропиридзе) и прот. Петр Кончошвили (с 13 нояб. 1905 епископ Алавердский). Кн. Мелхиседек Накашидзе, изучивший груз. певч. материал в груз. мон-ре во имя св. ап. Иоанна Богослова на Афоне, проводил семинары по обучению молодежи древним груз. распевам.

Исп. Евфимий (Кереселидзе). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в.
Исп. Евфимий (Кереселидзе). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в.

Исп. Евфимий (Кереселидзе). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в.

В 90-х гг. XIX в. Шарадзе и Е., изучивший печатное дело, при посредничестве прав. Илии приобрели типографию (ул. Николаевская (ныне И. Джавахишвили), 21) и приступили к изданию и распространению духовной лит-ры: за 25 лет они выпустили свыше 4 тыс. духовных и литургических книг, сборников песнопений. Ок. 500 томов было опубликовано Е. и Шарадзе на личные средства. В 1891-1900 гг. в этой типографии печатали газ. «Иверия», к-рая издавалась под рук. прав. Илии. Типографию в народе именовали «монашеской», т. к. работавшие там отличались особым благочестием. Е. и Шарадзе имели тесные связи с монахами мон-рей Бетаниа (где они изучали Свящ. Писание и богослужебный устав), Зедазени, Шиомгвиме, тифлисского Преображенского; вели переписку с монахами из обители ап. Иоанна Богослова на Афоне, получали копии рукописей из книгохранилищ афонского Иверского мон-ря, в т. ч. Житий святых и проповедей, переводили их, публиковали и бесплатно распространяли.

В 1891 г. Накашидзе познакомил Е. и Шарадзе с груз. певчим и музыкантом Ф. Коридзе, к-рый обучил их европ. 5-линейной системе нотации. Е., обнаруживший блестящие муз. и каллиграфические способности, копировал нотные рукописи груз. песнопений, записанных Коридзе.

В 1884 г. под рук. еп. Имеретинского св. Гавриила (Кикодзе) в Кутаисе был основан Комитет по восстановлению груз. духовного пения, занимавшийся преимущественно сбором и записью западногруз. песнопений. Коридзе переложил на 5-линейную нотацию неск. тысяч древнегруз. песнопений, к-рые Е. и Шарадзе издали на собственные средства в 6 сборниках («Литургия св. Иоанна Златоуста» (1895), «Песнопения чина Погребения» (1899), «Песнопения на Литургию Преждеосвященную, на Литургию св. Василия Великого, чина Венчания» (1901), «Песнопения Пасхи» (1904), «Праздничные причастны» (1908), «Праздничные песнопения литургии» (1911)); в 1899 г. священники братья Василий и Полиевкт Карбелашвили выпустили в типографии Е. и Шарадзе сборники картлийско-кахетинских песнопений («Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Рождественские песнопения»).

В 1893 и 1902 гг. Коридзе на средства Е. и Шарадзе посетил Гурию, где записал песнопения, исполненные знатоками древнегруз. церковнопевч. искусства братьями Антонием и прот. Давидом Думбадзе (изд. в сборниках: Литургия св. Иоанна Златоуста / Перелож. на ноты: Ф. Коридзе. Тифлис, 1895; Праздничные песнопения литургии / Перелож. на ноты: Ф. Коридзе. Тифлис, 1911).

В 1908 г. Шарадзе скончался от туберкулеза, Е. тяжело переживал его смерть. Один из типографских рабочих забрал свою долю из типографии и имущества покойного, в перечень вошли ценные рукописи Коридзе. Лишь спустя неск. лет Е. смог отыскать их в б-ке основанного в 1907 г. Историко-этнографического об-ва Грузии, 1-м председателем которого был прав. Евфимий Такаишвили, разрешивший Е. скопировать рукописи.

В 1909 г. Е. при содействии редактора ж. «Шинаури сакмееби» (груз.- Домашние дела) сщмч. Симеона (Мчедлидзе) перевез типографию в Кутаис. Постоянного помещения не было, и типография с готовой продукцией была разграблена (НЦРГ. Q 840). В 1911 г. в Бахмаро скончался Коридзе, и ответственность за сохранность его архива взял на себя Е. В этот переломный момент своей жизни Е. окончательно избрал монашеский путь. Его духовником стал груз. подвижник того времени прп. Алексий (Шушания; 1852-1923). В 1912 г. по благословению еп. Имеретинского Георгия (Аладашвили) Е. поступил послушником в мон-рь Гелати, где 23 дек. игум. Антимоз (Робакидзе) постриг его в монахи с именем Евфимий в честь прп. Евфимия Святогорца. В мае 1913 г. Е. был рукоположен во диакона, в 1917 г. еп. Георгием - во иерея. В 1920 г. братия мон-ря избрала Е. своим представителем в Имеретинское епархиальное собрание.

В Гелати Е. занялся упорядочением и перепиской архивного фонда Коридзе, располагая материал в соответствии с годовым богослужебным кругом. В 1921 г., с приходом советской власти, Е., обеспечивавший монахов продуктами и лекарствами, был обвинен в антиправительственной деятельности и арестован, спустя несколько месяцев за отсутствием доказательств освобожден. Он продолжал работу с фондом Коридзе, что вызывало удивление даже у братии. Е. отвечал, что считает свои занятия «дороже серебра и золота и дороже драгоценных камней... представляю я себя ювелиром, который раскладывает драгоценные камни» (НЦРГ. Q 840. Л. 80).

В 1923 г. мон-рь Гелати был закрыт, Е. спрятал ок. 40 крупных сборников из фонда Коридзе в Кутаисе, в доме одной благочестивой семьи. В 1924 г., после разрушения кутаисского кафедрального собора во имя царя св. Давида IV Строителя и расстрела 27 авг. митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежавы) и др. священнослужителей, Е. выехал в Мцхету и увез с собой несколько десятков рукописей. Став духовником жен. мцхетского мон-ря Самтавро, Е. при помощи еп. Цилканского Павла (Джапаридзе) укрыл фонд в мцхетском кафедральном соборе Светицховели. В 1929 г., во время Великого поста, Е. был переведен в мон-рь Зедазени. Он перевез фонд и, ожидая закрытия мон-ря, сложил рукописи в железные ящики и зарыл в землю.

В 1935 г. при содействии одного из сотрудников тифлисского храма-музея Метехи была создана комиссия историков и музыкантов, к-рая подтвердила историческую ценность рукописей из фонда Коридзе. В нояб. того же года Е. передал музею 34 нотных сборника, содержащие ок. 6 тыс. песнопений, и неск. рукописей духовного содержания (в наст. время вместе с черновиками хранятся в Национальном центре рукописей в Грузии, фонд Q - см. Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе). В рукописях сохранились замечания Е., глубокого знатока муз. части богослужения и невменной нотации XIX-XX вв., о последовательности песнопений согласно Типикону с учетом особенностей конкретных чинов (НЦРГ. Q 673. Л. 2-4); сведения о том, «как в старые времена, ставя какие знаки, обучался народ устному пению» (НЦРГ. Q 830. Л. 1-1 об.); «Литургия для отроков», записанная на «простой» (груз. სადა) распев, и рассуждения о видах распевов и технике пения гамшвенебули (от გამშვენებული - украшенный) (НЦРГ. Q 674. Л. 189-191); разъяснения груз. муз. терминов (НЦРГ. Q 689. Л. 139) и т. д. На вкладыше из 4 страниц (НЦРГ. Q 665) Е. приводит список авторов 2952 песнопений, расположенных в 22 рукописных книгах.

Во время Великой Отечественной войны Е. был единственным насельником Зедазени. О престарелом подвижнике заботились его духовные дочери - монахини из Самтавро. Зимой 1944 г. мон. Зоиле (Двалишвили) и неск. монахинь, навещавшие Е., нашли его тяжело больным, прикованным к постели. Вскоре он преставился и был похоронен во дворе Зедазени у вост. стены храма.

18 авг. 2003 г. на заседании Синода ГПЦ Е. был причислен к лику святых «за неоценимые заслуги в деле сохранения древних грузинских церковных песнопений, позволивших сохранить музыкальную сокровищницу грузинского народа». На заседании Синода РПЦ 26 дек. 2003 г. Е. был включен в Месяцеслов РПЦ (Определения Свящ. Синода. 2004. С. 21-22).

Соч.: История перенесения на ноты груз. песнопений // НЦРГ. Q 840; то же // Груз. деятели XIX в. и груз. церк. пение / Сост.: И. Тавберидзе. Тбилиси, 2005. С. 129-179 (на груз. яз.).
Лит.: О-дзе Д. Груз. церк. песнопение // Сакартвело (Грузия). Тифлис, 1920. 9 окт. № 117 (на груз. яз.); Гавашели Л. Самоотверженные деятели груз. музыки: Письмо 2-е // Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1961. № 12. С. 65-68 (на груз. яз.); Мегрелидзе Ш., Кезевадзе М. Из истории песнопений Зап. Грузии // Там же. 1989. № 2. С. 49-54 (на груз. яз.); Андриадзе М. Положение груз. церк. пения в XIX в. // Грузинская Патриархия. 1998. № 1. С. 4-11 (на груз. яз.); она же. Жанры песнопений и традиция невмирования по груз. рукописям XIX в.: Дис. докт. Тбилиси, 1998. С. 241 (на груз. яз.); она же. Груз. церк. песнопения // Грузия - Свет Христов. Тбилиси, 2003. Т. 1. С. 865-885 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Груз. церк. песнопения в период экзархов // Народ и традиция: Сб. груз. церк. песнопений. Тбилиси, 2001. С. 181 (на груз. яз.); Жития груз. святых / Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2004. С. 32-35 (на груз. яз.); Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2004. № 1. С. 21-22; Тавберидзе И. Груз. деятели XIX в. и груз. церк. пение. Тбилиси, 2005. С. 65-80, 129-192 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Гелатский мон-рь во время экзархов. Кутаиси, 2006. С. 59 (на груз. яз.); Давид (Махарадзе), митр. Алавердский. В основе сего труда лежит любовь и вытекающее из любви смирение // Картули галоба (Груз. пение). Тбилиси, 2007. № 6. С. 2-3 (на груз. яз.); Тогонидзе Л. Св. Евфимий Исповедник. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.).
Л. Тогонидзе
Ключевые слова:
Игумены Грузинской Православной Церкови Святые Грузинской Православной Церкви Исповедники Грузинской Православной Церкви Церковное пение грузинское Евфимий [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игумен, исповедник (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.)
См.также:
АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта)
ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ (Майсурадзе Василий) (1882-1957) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) (1887-1962), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
КАРБЕЛАШВИЛИ груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых
АБИАТАР (Авиафар Мцхетский; 1-я пол. IV в.), святой Грузинской Православной Церкви
АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ святой Грузинской Православной Церкви - см. Абиатар
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
АГСАВАЛИ грузинский богослужебный певческий термин
АЛЕКСАНДР (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907), еп. Гурийско-Мингрельский, свт. (пам. груз. 26 сент.)
АНТОНИЙ МАРТКОПСКИЙ (сер. VI в), столпник, основатель Марткопского мон-ря (Грузия), прп. (пам. 19 янв., 7 мая)