Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВОД
17, С. 185-186 опубликовано: 21 августа 2009г.


ЕВОД

[Еводий; греч. Εὔοδος, Εὐόδιος], ап. от 70, сщмч. (пам. 7 сент. и 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, греч.- 28 апр.), о к-ром нет упоминаний в НЗ. Согласно церковному Преданию, Е. возглавил Антиохийскую Церковь после ап. Петра. Самое древнее свидетельство о нем приводит Евсевий Кесарийский: «В Антиохии после первого епископа Евода славен был Игнатий, второй епископ» (Euseb. Hist. eccl. III 22). Е. стал 1-м епископом в Антиохийской Церкви после того, как ап. Петр ее покинул (Ibid. III 36. 2). Согласно «Посланию к Антиохийцам», приписываемому сщмч. Игнатию Богоносцу (вероятно, написано в кон. IV в.- Lightfoot. 1907. P. 100), Е. был поставлен в епископы апостолами Петром и Павлом (Ad Antiochenos. 7 // PG. 5. Col. 904). Однако свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове сщмч. Игнатию специально отмечает, что именно он принял епископское посвящение из рук ап. Петра (Ioan. Chrysost. In S. Ign. 4). Блж. Феодорит Кирский также, не упоминая о Е., говорит о сщмч. Игнатии как о преемнике ап. Петра, к-рого тот избрал для епископского служения в Антиохийской Церкви (Theodoret. Eranist. 1; idem. Ep. 151 // PG. 83. Col. 1440a). Тем не менее на тот факт, что сщмч. Игнатий был 2-м епископом в Антиохии, косвенно указывают еще ряд церковных авторов III-IV вв. (см.: Orig. Hom. in Luc. VI 15 // PG. 13. Col. 1815a; Hieron. De vir. illustr. 16; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 8). Имя Е. как епископа Антиохийского, возглавлявшего Церковь после ап. Петра, встречается в визант. каталогах апостолов от 70, приписываемых Дорофею Тирскому (VI в.) и Епифанию Кипрскому (VII в.).

Ап. Евод. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание)
Ап. Евод. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание)

Ап. Евод. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание)

Данное противоречие уже в древности, по-видимому, пытались разрешить путем примирения свидетельств. Так, в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) утверждается, что Е. был поставлен в епископы ап. Павлом, а Игнатий - ап. Петром (Const. Ap. VII 46). Скорее всего это свидетельство основано на сообщении из Книги Деяния св. апостолов о том, что церковное служение ап. Павла в Антиохии происходило раньше церковного служения ап. Петра (Деян 11. 25 сл.). Ап. Павел входил в круг «пророков и учителей», к-рые осуществляли руководство антиохийской общиной (Деян 13. 1). После того как ап. Павел отправился в М. Азию и Грецию, Е. мог воспринять от него епископское служение. Пытаясь решить этот вопрос путем унификации предания, визант. историк VI в. Иоанн Малала писал, что «через десять лет после вознесения Господа нашего и Бога Иисуса Христа первым, кто после святого апостола Петра был рукоположен во епископа Великой Антиохии, находящейся в Сирии, стал Евод» (Ioan. Malal. Chron. X 318). В правление имп. Нерона ап. Петр, «направляясь в Рим, проходил через Великую Антиохию. В то время скончался Евод, епископ и патриарх Антиохии, так что апостол Петр рукоположил Игнатия, который и принял сан епископа Великой Антиохии» (Ibid. X 325). Иоанн Малала приписывает Е. инициативу именовать последователей Христа христианами, тогда как раньше они носили наименования «назореи» и «галилеяне» (Ibid. X 318; ср.: Деян 11. 26). Согласно «Хронике» Евсевия Кесарийского, Е. был поставлен в епископы в 42 г., по версии блж. Иеронима - в 44 г. (Euseb. Chron. Т. 2. P. 152e - 153h). Симеон Метафраст ( X в.) в «Житии сщмч. Игнатия Богоносца» замечает, что на Антиохийской кафедре «Евод наследовал Петру, а Игнатий - Еводу» (PG. 114. Col. 1269). На основании всех свидетельств можно с уверенностью утверждать, что Е. был 1-м епископом в Антиохийской Церкви после ап. Петра и был поставлен кем-то из первоверховных апостолов. О Е. как о преемнике апостолов сообщает поздневизант. историк и богослов Никифор Каллист (XIV в.), к-рый утверждает, что Е. принадлежит ряд сочинений. Одно из них - послание, названное «Светило» (Θῶς), Никифор цитирует (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 757-759).

В зап. традиции Е. почитается как мученик. О мученичестве Е. впервые в IX в. упоминает Адон, архиеп. Вьеннский, в кн. «О праздниках апостолов» (De festivitatibus apostolorum): «...этот мученик похоронен в Антиохии, [где был] предстоятелем» (PL. 123. Col. 192a). Антиохия названа местом мученичества Е. и в Мартирологе Узуарда. Считается, что он был казнен в последние годы царствования имп. Нерона (ок. 37-68) (ActaSS. Mai. T. 2. P. 99). В Римском Мартирологе, в согласии с древними зап. мартирологами, день мученической кончины Е. отмечается 6 мая (Ibid.).

В визант. синаксарях память Е. встречается вместе с памятью ап. от 70 Онисифора - 7 сент. (SynCP. Col. 23-26) и 28 апр. (Ibid. Col. 636-638), а также в праздник Собора всех апостолов 30 июня (Ibid. Col. 787). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца сказано, что Е. был «великогласным проповедником Евангелия и сиял всеми добродетелями». Там же приводится двустишие, посвященное Е.: ῾Οδὸν τρέχων Εὔοδος εὐθείας λόγον / Κα πάντας αὐτὴν ἐκδιδάσκων ἦν τρέχειν (Евод, совершая [жизненный] путь, следовал слову благочестия / И учил всех подобным же образом его совершать - Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 99).

Ист.: Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 63 // Prophetarum vitae fabulosae / Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Lpz., 1907. P. 142; Epiphanius. Index discipulorum [Sp.]. 58 // Ibid. P. 125.
Лит.: The Apostolic Father / Transl. by J. B. Lightfoot. L., 1907. P. 97-104; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 139-141; Aubert R. Evodio // DHGE. T. 16. Col. 133; Mongelli G. Evodio // BiblSS. Vol. 5. Col. 395.
П. Ю. Лебедев
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей История Древней Церкви (I - III вв.) Святые неразделенной Церкви Священномученики Греческих Православных Церквей Апостолы от 70-ти Собор 70-ти апостолов (4 января) Мужи Апостольские, иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехристианских авторов кон. I - 1-й пол. II в. Евод, апостол от 70, священномученик (пам. 7 сент. и 4 янв., греч.- 28 апр.)
См.также:
АРТЕМА апостол от 70-ти
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ сщмч. (пам. 3 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, пам. зап. 9 окт.)
ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля)
АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНДРОНИК ап. от 70-ти (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. - в Соборе ап. от 70)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АРИСТАРХ апостол от 70-ти
АРИСТОВУЛ (I в. по Р. Х.), апостол от 70-ти (пам. 16 марта, 31 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов)
АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
АРХИПП св. ап. от 70-ти (пам.19 фев., 22 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
АСИНКРИТ ап. от 70-ти (пам. 8 апр., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
ВАРНАВА († ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов)
ЕВВУЛ апостол от 70 (пам. греч. 28 февр.)
ЕРАЗМ († между 303 и 305), еп. Формийский, сщмч. (пам. 4 мая; пам. зап. и греч. 2 июня)
ЕРМИЙ еп. Далматский, ап. от 70 (пам. 8 апр. и 31 мая, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)
ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)