Луций Элий Аврелий [лат. Imperator Caesar Lucius Aelius Aurelius Commodus Antoninus Augustus] (31.08.161, Ланувий, близ Рима - 31.12.192, Рим), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов, сын имп. Марка Аврелия (161-180) и Фаустины Младшей; по матери внук имп. Антонина Пия (138-161). Назван в честь Луция Вера Коммода, соправителя Марка Аврелия в 161-169 гг. В 165 г. умер старший брат-близнец К.- Тит Аврелий Фульвий Антонин, и с этого момента К. воспитывался как наследник имп. власти. 12 окт. 166 г. К. и его младший брат Марк Анний Вер были провозглашены цезарями. После смерти Марка в 169 г. К. стал единственным наследником имп. Марка Аврелия. У К. были также 5 старших сестер. Старшая из них, Луцилла, была замужем за имп. Луцием Вером и после его смерти в 169 г. сохранила титул августы.
Воспитанию К. уделялось большое внимание; Марк Аврелий приложил все силы к интеллектуальному развитию сына; за здоровьем К. наблюдал знаменитый медик Гален. Во взрослые годы К. отличался атлетическим телосложением, регулярно занимался различными видами физических упражнений, включая владение оружием, и, по сообщениям историков, производил на современников впечатление очень красивого человека. Со 172 г. К. сопровождал отца в военных кампаниях на дунайской границе против маркоманнов. В 172 г. К. получил титул «Германский». В 175 г. был введен в состав коллегии понтификов, жрецов Юпитера Капитолийского, и прошел обряд облачения в тогу (toga virilis), что означало вступление во взрослый возраст. В 176 г., в поездке с отцом по вост. провинциям, К. прошел посвящение в афинские Элевсинские мистерии. 27 нояб. 176 г. К. был провозглашен полноправным императором-соправителем Марка Аврелия; в 177 г. начал пользоваться титулом «август». В 178 г. К. женился на Бруттии Криспине (позднее она была казнена по обвинению в прелюбодеянии). В 178-180 гг. практически постоянно сопровождал Марка Аврелия в продолжавшейся войне на дунайской границе.
Со смертью имп. Марка Аврелия 17 марта 180 г. в Виндобоне (ныне Вена, Австрия) вся власть перешла к К. До кон. лета 180 г. К. оставался с армией в Паннонии, но главное внимание уделял переговорам с варварами, к-рые завершились заключением мира. 22 окт. по этому случаю К. отпраздновал триумф в Риме. Внешняя политика К. отличалась от политики его предшественников большим миролюбием. Тем не менее договор 180 г. был подвергнут критике со стороны консервативных кругов римской знати; К. подвергли насмешкам за то, что он устроил триумф, не одержав победы. При К. пограничные войны возникали лишь спорадически. В 183 г. римляне провели военную кампанию против даков. Ее подробности почти не известны; в войне отличились буд. императоры Клодий Альбин и Песценний Нигер. В 184 г. была начата война в Сев. Британии, в ходе к-рой под командованием Ульпия Марцелла граница империи была возвращена к линии Антонинова вала. Однако вскоре армия в Британии подняла мятеж и провозгласила императором легата Приска. Несмотря на то что Приск отказался принять этот титул и мятеж не получил развития, по приказу Перенния все легаты в Британии были лишены званий.
К. равнодушно относился к повседневным гос. делам и передоверял их значительную часть своим фаворитам, как правило низкого происхождения, но лично ему преданным. Среди них наиболее известны вольноотпущенники Саотер из Никомидии и Клеандр из Фригии, к-рые временно управляли делами имп. канцелярии и тем самым получили огромную власть, что вызывало недовольство среди римской знати, прежде всего сенаторов. Кроме того, непомерные траты К., а также его неустойчивый и экспансивный характер неоднократно вызывали скандалы и становились причинами для заговоров. В противостоянии знати К. прибегал к популистским жестам, напр., изменил традиционную формулу «Сенат и римский народ» (Senatus populusque romanus) на «Народ и сенат римский» (Populus senatusque romanus). Наибольшее возмущение знати вызвало введение налогов для сенаторского сословия. Тем не менее среди простых граждан и в армии К. оставался популярен на протяжении всего правления.
В нач. 80-х гг. II в. окружение К. составляли советники его отца. Среди них наибольшим влиянием пользовались сенаторы Тиберий Клавдий Помпеян (2-й муж сестры К.- Луциллы), Марк Уммидий Квадрат Анниан (консул 167 г.), Аппий Клавдий Квинтиан, Гай Бруттий Презенс (тесть К.), префект претория Ауфидий Викторин и др. Все они составляли партию августы Луциллы, которая стремилась конкурировать с 18-летним К. и потенциально представляла для него большую опасность. В 182 г. Квинтиан попытался убить К., войдя с мечом в театр, но был схвачен. Квинтиан, Квадрат и ряд др. участников этого заговора были казнены, Луцилла была отправлена в ссылку на о-в Капри и позднее убита. Нек-рым из заговорщиков удалось скрыть свою причастность к заговору, и вскоре префект претория Таррутений Патерн и Секст Тигидий Перенний организовали убийство фаворита К.- Саотера. Причастность Перенния вновь осталась нераскрытой, и он сохранил свое положение. Несколько др. заговоров в ходе правления также оканчивались казнями высокопоставленных лиц из сенаторского сословия. Опасаясь за свою жизнь, К. старался все меньше появляться на публике в Риме и проводил время в своей загородной резиденции в Ланувии. Несмотря на множество доносов на Перенния и ненависть к нему в самых разных кругах сената и армии, К. долгое время сохранял к нему доверие. В 184 г. на Капитолийских играх некий философ-киник публично обвинил Перенния в преступлениях в присутствии К., но философ был немедленно казнен. Лишь в 185 г., после очередного обвинения со стороны подразделения солдат в том, что Перенний якобы стремился возвести на трон одного из своих сыновей, К. начал судебное разбирательство. Перенний и его семья были казнены. Новым фаворитом К. стал вольноотпущенник Клеандр из Фригии, управляющий имп. канцелярией. Посты префектов претория начали терять свое значение, а в нач. 188 г. Клеандр добился смещения префекта Атилия Эбутиана и переподчинения обоих префектов себе. Постепенно Клеандр оказался во главе всех дел и неизменно пользовался этим для личного обогащения. Так, в 190 г. в империи за год сменилось 25 консулов-суффектов, поскольку все они покупали эту должность по договору с Клеандром (среди этих консулов был и буд. имп. Септимий Север). Весной 190 г. в Риме возник голод. В дефиците продовольствия население обвинило Клеандра, хотя, вероятно, его противники, в т. ч. praefectus annonae Папирий Дионисий отчасти намеренно организовали это бедствие, чтобы скомпрометировать Клеандра. В кон. июня толпа во время скачек в Большом цирке требовала его казни. Клеандр отправил преторианцев, чтобы подавить мятеж, но городской префект Рима Пертинакс вывел против них на улицы городскую милицию; произошли уличные столкновения с большим числом жертв с обеих сторон. Клеандр бежал к К., к-рый находился в Лавренте, но толпа из Рима последовала за ним. К. был вынужден уступить горожанам и приказал обезглавить Клеандра и его сына, а также неск. др. высопоставленных лиц и родственников имп. фамилии, в т. ч. и Папирия Дионисия.
При К. начались серьезные перемены в отношении рим. гос-ва к религии, к-рые в значительной степени положили начало длительной эпохе религ. трансформации рим. общества, завершившейся победой христианства в IV-V вв. При К. границы религ. толерантности в обществе начали существенно расширяться. В отличие от предшественников К. проявлял гораздо больше интереса к нетрадиц. для Рима вост. культам и поддерживал их на офиц. уровне. Тем не менее поведение К. во многом осталось непонятым современниками, К. обвиняли в мегаломании и даже в сумасшествии (подобное отношение будет к императорам III в., к-рые тоже пытались предпринимать слишком радикальные религ. реформы, напр., к Элагабалу). В это время в Риме официально был легализован егип. культ Исиды и Сераписа, популярный и ранее, но до этого не входивший в число культов, поддерживаемых гос-вом. К. лично участвовал в ритуалах в образе Анубиса; изображения богов появились на монетах. Когда в 80-х гг. II в. во время большого пожара в Александрии был разрушен главный храм Серапейон, К. не только быстро восстановил его, но и расширил прилегавшую к нему территорию. Столь же большое внимание теперь уделялось митраизму, к-рый ранее был едва известен в среде римской элиты (Scr. hist. Aug. Commodus. 9; Pescennius Niger. 6; Clem. Alex. Protrept. LIII 2).
В 191 г. центральные районы Рима сильно пострадали от неск. пожаров. Среди прочих важнейших построек сгорели алтарь Мира Августа и храм Весты. Впервые в истории весталки были вынуждены перенести палладий из храма в незатронутый пожаром Палатинский дворец (Herodian. Hist. I 14). Пожар и связанные с ним события произвели тяжелое впечатление на римлян; в них видели предзнаменования надвигавшихся войн и бедствий, и популярность К. начала стремительно падать. Тем не менее в последние годы император, как будто не считаясь с общественным мнением, начал проводить все более экстравагантные реформы, в основном направленные на создание нового образа императора, отчасти подобного образу эллинистического царя. К. стремился укрепить священный статус своей власти и персоны, настаивал на своем уникальном божественном происхождении и тем самым рассчитывал окончательно избавиться от опеки сената и др. институтов республиканской эпохи, к-рые до сих пор существенно сдерживали имперскую монархию. К. объявил себя воплощением Геркулеса, сыном Юпитера-Зевса. Со 190 г. К. часто являлся на публичные церемонии одетым в львиную шкуру и с палицей в руках. В образе Геркулеса он был изображен на новом офиц. портрете императора, копии к-рого размещались повсюду. Со 191 г. К. принял новый титул - Луций Элий Аурелий Коммод Август, отказавшись от имени Марка, к-рое носил с момента восшествия на престол в 180 г. Тем самым К. косвенно настаивал на своем происхождении от Юпитера, отрицая значение имп. Марка Аврелия как своего отца. На основе нового титула было проведено переименование всех месяцев года: луций, элий, аврелий, коммод, август, геркулий, римский, преодолевающий, амазоний, непобедимый, благочестивый, счастливый (Lucius, Aelius, Aurelius, Commodus, Augustus, Herculeus, Romanus, Exsuperatorius, Amazonius, Invictus, Felix, Pius), дополнительные титулы К.- «Миротворец» (Pacator Orbis) и «Наш Господин» (Dominus Noster). В нач. 192 г. в ходе восстановительных работ в Риме после пожаров К. провозгласил себя новым Ромулом и объявил о ритуальном «реосновании» Рима, к-рый теперь следовало переименовать в Колонию К. (Colonia Lucia Annia Commodiana). Одновременно Карфаген приказано было переименовать в «Коммодову Александрию в тоге» (Alexandria Commodiana Togata). В честь К. рим. легионы получили название «коммодианы»; подобные титулы получили сенат и даже народ, который именовали теперь «коммодовый» (populus commodianus). Логике выстраивания новой системы репрезентации власти следовали и акции К. на аренах Колизея и Большого цирка. Представляя себя воплощением Геркулеса, К. считал, что он должен показывать подданным свои выдающиеся способности на войне и в противоборстве с дикими зверями. Особенно пышные представления, организованные К., состоялись во время традиц. Римских (Плебейских) игр осенью 192 г. К. публично участвовал в показательных гладиаторских боях без пролития крови (в своей частной резиденции он мог и убивать гладиаторов). Действительно хорошо владея оружием, К. убивал сотни животных равным числом дротиков (вероятно, отравленных), показывая, что каждый его бросок смертелен.
Все более непредсказуемое поведение К. вызывало растущее недовольство во всех слоях общества и даже среди его ближайшего окружения. К. был убит в результате очередного заговора его фаворитки Марции и неск. придворных, в т. ч. префекта претория Квинта Эмилия Лета и спальника Эклекта. Накануне праздника в честь Крона К. подмешали яд в пищу, а когда заговорщикам показалось, что яд действует слишком медленно, К. задушил придворный юноша Нарцисс. Тело К. похоронили в мавзолее Адриана ночью. Сенат подверг его память проклятию, распорядившись уничтожить все надписи с его именем. Со смертью К. пресеклась династия Антонинов, и в 193-199 гг. империя пережила период гражданских войн, завершившихся переходом власти к династии Северов.
Ряд современников воспринимали правление К. как некий переломный этап в истории империи. Так, Дион Кассий считал, что со смертью Марка Аврелия завершился век «золотого царства», а при К. Рим превратился в «царство железа и ржавчины» (Dio Cassius. Hist. Rom. 72.36). Это суждение в XVIII-XX вв. исследователи древностей, вслед за Э. Гиббоном, часто использовали как обоснование концепции непрерывного упадка Римской империи, начавшегося на рубеже II и III вв.
Отрицательные оценки К. как личности едва ли могут восприниматься однозначно. Большая часть рассказов о его недостойном поведении, разврате и т. п. не имеют оснований, при этом многие из тех деталей частной жизни К., на к-рые указывают древние историки, нельзя рассматривать однозначно. Император был любознателен, помимо спорта и военного дела увлекался пением, танцами и даже гончарным ремеслом (Scr. hist. Aug. Commodus. 1). Жестокость, проявленная К. в расправах над политическими противниками и другими неугодными лицами, была практически нормой для его эпохи. Ок. 195 г., несмотря на множество недостатков, сенат при имп. Септимии Севере провозгласил К. «божественным» (divus).
Правление К. известно толерантным отношением к христианам, что было частью общего процесса перемен в религ. сфере, начавшихся в это время. Гонения, спорадически вспыхивавшие во II в., при К. почти прекратились. Видимо, одним из немногих процессов над христианами был суд в Риме над мч. Аполлонием (пам. 18, 21 апр.), к-рый был казнен по решению Перенния за исповедание Христа (между 183 и 185). Общее улучшение положения христиан способствовало активизации жизни Церкви. В 80-х гг. II в. свт. Ириней Лионский создал ряд важнейших творений, в т. ч. трактат «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)». Александрийскую катехизическую школу возглавлял Пантен, в это время в ней учился Климент Александрийский (Euseb. Hist. eccl. V 10). Наиболее авторитетным богословом в М. Азии оставался свт. Мелитон Сардский. В общинах М. Азии разворачивалась борьба с монтанистами, к-рые приобрели большую известность во 2-й пол. II в. В 80-х гг. II в. еп. Сотис Анхиальский пытался изгнать демона из «пророчицы» Прискиллы, но сторонники ереси ему воспрепятствовали. Сочинения против монтанистов создавали писатели-христиане Мильтиад, Астерий Урбан и Аполлоний (тексты не сохр.; Euseb. Hist. eccl. V 17-19). В Риме диспуты против маркионита Апеллеса вел Родон из Асии, ученик Татиана, автор богословского трактата «Спорные вопросы» (Ibid. V 13). Феодот Кожевник был отлучен от церковной общины в Риме за восприятие Христа как простого человека (Ibid. V 28). В это же время активизировались церковные споры о праздновании Пасхи. Уже в 90-х гг. II в. этот вопрос обсуждали неск. Соборов в Коринфе, Эфесе, Эдессе и др. городах (Ibid. V 22-24).
Евсевий Памфил сообщал, что при К. многие из именитых граждан Рима приняли новую веру (Euseb. Hist. eccl. V 21). К этому же периоду относятся первые уверенные сведения о присутствии христиан при имп. дворе. Возможно, христианином был сенатор Марк Уммидий Квадрат, консул 167 г., казненный за соучастие в заговоре в 182 г. Его вдова Марция (Марция Аврелия Цейония Деметриада) вскоре стала фавориткой К. Император демонстрировал Марцию как свою законную жену; она пользовалась большим влиянием при дворе, хотя оставалась лишь его конкубиной. Возможно, Марция также была христианкой; она убедила К. установить дружеские отношения с епископом Рима свт. Виктором I. Она же передала К. составленный еп. Виктором список христиан, ранее отправленных в каменоломни на Сардинии, и К. приказал освободить их. Само присутствие Марции, к-рая по меньшей мере открыто сочувствовала христианам, при дворе К. говорит о росте влияния христ. общины в Риме.