Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАЛЛИЕН
10, С. 349-350 опубликовано: 21 октября 2010г.


ГАЛЛИЕН

Публий Лициний Эгнатий [лат. Publius Licinius Egnatius Gallienus] (218-268), рим. имп. с 260 г. Происходил из древней знатной семьи, был сыном имп. Валериана, в 253 г. стал его соправителем (Oros. Hist. adv. pag. VII 22. 1). В 254 г. был направлен на охрану дунайской и рейнской границ, где успешно выступил против правителя Паннонии Ингенуя, потом узурпатора Региллиана (Eutrop. Breviar. 9. 8. 1; Oros. Hist. adv. pag. VII 10), затем удачно воевал с германцами, алеманнами, защищая Галлию, за что получил почетное прозвище Германский (Germanicus) (CIL. 11. 2914) и назван восстановителем Галлии (restituror Galliarum). В 260 г. осложнилось положение дел на Востоке, имп. Валериан, воюя с персами, был разбит и пленен царем Шапуром, усилилось давление варварских племен на границах империи, углубился социально-политический кризис в империи (Eutrop. Breviar. 9. 8. 1). В Сицилии началась «рабская война, везде бродили шайки разбойников», бедствия усугублялись землетрясениями и распространившимся мором (Scr. hist. Aug. Gallien. 4. 9; 5. 1). Ослабление центральной власти усилило сепаратизм провинций, возглавляемых наместниками и полководцами, и отпадение их от империи, повсюду объявлялись лжеимператоры. Во власти Г. фактически оставалась только Италия (Eutrop. Breviar. 9. 9-11). Стараясь предотвратить катастрофу, он провел в 263 г. военную реформу: из германцев, иллирийцев и мавров была создана сильная кавалерия, способная противостоять варварам, преторианскую гвардию преобразовали в корпус имп. телохранителей. Из него выходили высшие кадры военных и чиновников.

В отношении народа Г. проводил традиц. политику, устраивая раздачи и зрелища, с удивительным размахом отпраздновал 10-летие своего правления (Scr. hist. Aug. Gallien. 16. 5; 7. 4; 8. 1-7). Этими мерами создавалась социальная опора императора в противовес сенаторской знати, к-рая была отстранена от высоких постов и ненавидела Г. В обстановке всеобщих трудностей и недовольства возник заговор полководцев во главе с Авреолом, Клавдием и Аврелианом. Они вызвали Г. из Рима, и он был убит близ Медиолана.

Г. был одаренным и образованным человеком, дружил с философом Плотином, проявил себя не только способным военачальником, но и оратором и поэтом. Сочиненный им эпиталамий оказался лучшим среди произведений 100 поэтов (Ibid. 11. 6-9). Г. был остроумным и находчивым, любил роскошь, не отличался строгостью нравов (Ibid. 12. 2-5; 15; 16). Требеллий Поллион упрекал его в неуважении к сенаторам и в жестокости к воинам (Ibid. 16. 6; 18. 1). В обществе вызывали возмущение его безволие, зависимость от супруги Салонины и особенно его любовь к Пипе, дочери герман. вождя, к-рому он уступил часть Паннонии.

Религиозная политика Г.

Оставаясь язычником, Г. своими указами прекратил гонение на христиан, развязанное Валерианом (Oros. Hist. adv. pag. VII 22. 5). Г. считается автором важного толерантного закона в отношении христиан, к-рый оказал благотворное влияние на дальнейшее развитие и укрепление христ. Церкви. Текст закона до нас не дошел и известен в изложении Евсевия Кесарийского в «Церковной истории»: «Своими указами Галлиен тотчас по вступлении на престол прекратил поднятое на нас гонение и предоставил предстоятелям веры свободно совершать привычные обязанности» (Euseb. Hist. eccl. VII 13). Евсевий цитирует текст рескрипта 260 г., обращенный к Дионисию, еп. Александрийскому, и др. епископам Египта: «Я приказал распространить на весь мир щедроты моих благодеяний. Места богослужебных собраний [ваших] пусть будут неприкосновенны. А вас самих пусть никто не беспокоит...» Историк упоминает о др. указе Г., по к-рому христианам возвратили «кимитирии» - христ. усыпальницы. Право иметь в неоспоримом и беспрепятственном владении усыпальницы было важнейшей привилегией т. н. похоронных коллегий, т. е. узаконенных религ. общин, формировавших эти коллегии. Г. вменил в обязанность прокуратору следить за соблюдением его распоряжения и позаботился о публикации перевода указа с лат. на местный язык. Евсевий глухо упоминает, что и прочим епископам христ. Церкви Г. разослал похожие распоряжения (Euseb. Ibid. 15; 22; 23). Христиане получили право владения усыпальницами и совершения там своих религ. обрядов подобно другим, узаконенным рим. властью религиям. Т. о., положение христиан в Римской империи изменилось к лучшему, что и вызвало восторженные оценки христ. писателями деятельности Г.

Однако Г. не отменил вышедшие ранее указы, согласно к-рым христиане в Римской империи подвергались преследованиям. Так оставался в силе закон, изданный при имп. Траяне (98-117), по к-рому «доказанный христианин подлежит смерти». В Кесарии Палестинской на его основании был казнен рим. центурион Марин.

Принятый Г. толерантный закон в отношении христиан подарил им более 40 лет мирной жизни в Римской империи.

Лит.: Manni E. L'impero di Gallieno. R., 1949; Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. М., 1994p. С. 244-263; Крист К. История времен римских императоров. Р. н/Д., 1997. Т. 2; Грант М. Римские императоры. М., 1998.
И. Л. Маяк, И. О. Князький
Ключевые слова:
Древний Рим. История Императоры римские Христианство на территории разных стран. Италия Галлиен Публий Лициний Эгнатий (218-268), римский император с 260 г.
См.также:
АДРИАН Публий Элий (76-138), рим. император (117-138)
ГАЛЕРИЙ Гай Валерий Максимиан (ок. 250 - 311), римский император
ГАЛЬБА Сервий Сульпиций (3 до Р. Х., - 69 по Р. Х.), римский император с июня 68 г.
КАРАКАЛЛА (Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август) (188-217), рим. имп. (с февр. 211)
КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов
АВГУСТ ОКТАВИАН [Гай Юлий Цезарь Октавиан] (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), римский император
АВРЕЛИАН [Клавдий Луций Валерий Домиций Аврелиан] (214– 275), римский император
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата