[позднелат. commenda, от лат. commendare - препоручать, вверять], в католической Церкви разновидность церковного бенефиция, временная передача на определенных условиях доходов от вакантной должности (аббата, епископа и др.) духовному или светскому лицу. Самым ранним свидетельством существования подобной практики считается упоминание К. в письме свт. Амвросия Медиоланского († 397), адресованном некоему Констанцию (возможно, епископ г. Клатерна, близ Бононии (ныне Болонья)): святитель поручал Констанцию попечение над епископской кафедрой г. Форум Корнелия (ныне Имола), временно не имевшей собственного епископа (commendo tibi, fili… Ecclesiam, quae est ad Forum Cornelii, quo eam de proximo intervisas frequentius, donec ei ordinetur episcopus - Ambros. Mediol. Ep. 2); круг полномочий и обязанностей Констанция не был конкретизирован. О К. как о достаточно формализованном институте можно говорить начиная с VI в. В посланиях еп. (папы) Римского свт. Григория I Великого неоднократно встречаются примеры того, как вакантные епископские кафедры, а также кафедры, предстоятели которых тяжело болели или находились в разряде кающихся (пенитентов), передавались во временное управление. Также свт. Григорий I Великий передавал епископские кафедры и мон-ри во временное управление архиереям, которые были изгнаны со своих кафедр лангобардами (см.: Greg. Magn. Reg. epist. I 40-41; III 13-14).
Практика К. получила распространение при Меровингах и Каролингах. Франк. майордомы и короли, особенно со времени Карла Мартелла († 741), используя материальные ресурсы Церкви для гос. нужд, назначали аббатами крупных монастырей своих приближенных, нередко мирян, к-рые пользовались церковными доходами и управляли имуществом, а взамен были обязаны нести службу. Установление контроля светских лиц над церковными бенефициями происходило также из-за распространения системы частной церкви, когда основатель храма или мон-ря или его потомки сохраняли за собой право распоряжаться имуществом основанных ими обителей. Уже в каролингскую эпоху высокопоставленные лица имели по неск. церковных бенефициев. Так, Майнцский архиеп. Гаттон (891-913), советник герм. кор. Конрада I (911-918), одновременно был аббатом 12 мон-рей (см.: Ekkehardi IV. Casus Sancti Galli = Ekkehard IV. St. Galler Klostergeschichten / Ed. H. F. Haefele. Darmstadt, 1980. S. 36).
Считается, что первые попытки примирить подобное положение дел с нормами канонического права, согласно к-рым священнослужителю запрещалось иметь более 1 бенефиция, относятся к IX в. В послании папы Римского Льва IV (847-855) епископам Бретани (849) указано, что священнослужитель может иметь только 1 церковь как титулярную, остальными он должен управлять как К. (sub commendacione - MGH. Ep. T. 5. P. 595). Однако это свидетельство сохранилось лишь в виде цитаты в Декрете Грациана и, вероятно, является позднейшей интерполяцией (Landau P. Gefälschtes Recht in den Rechtssammlungen bis Gratian // Fälschungen im Mittelalter: Intern. Kongress der MGH, München, 16.-19. Sept. 1986. Hannover, 1988. Bd. 2. S. 41).
Злоупотребления, связанные как с тем, что неск. бенефициев оказывались в одних руках, так и с назначением на пост аббатов мирян или секулярных клириков, стали важной темой в период движения за реформу Церкви на лат. Западе во 2-й пол. Х-XII в. (см. Клюнийская реформа, Григорианская реформа). Вместе с тем и сами сторонники реформы (напр., папа Римский Григорий VII) практиковали передачу своим приближенным неск. бенефициев. Возникала необходимость канонического обоснования такой ситуации: возможность епископу в качестве временной меры управлять несколькими кафедрами упоминается в «Собрании канонов» еп. Ансельма Луккского († 1086), соратника папы Григория VII (Anselmi episcopi Lucensis Collectio canonum / Ed. F. Thaner. Oeniponte, 1915. Vol. 2. P. 240, 258, 316, 401); возможность клирику помимо основного бенефиция иметь и другие в форме К. описана в Декрете Грациана (Decret. Gratian. C. 21. q. 1) и без существенных изменений повторяется декретистами.
C XIII в. широко распространилось управление мон-рями и приходскими церквами в К.; в отличие от предшествующего периода К. стала бессрочной. Распространение К. рассматривалось мн. церковными мыслителями и публицистами как источник злоупотреблений, предпринимались неоднократные попытки ограничить эту практику. Папа Иннокентий IV (1243-1254) в комментарии на Декреталии Григория IX указывал, что передача церкви или мон-ря в К. требует обязательной диспенсации, а коммендатор не обладает полной юрисдикцией над полученным бенефицием. Лионский II Собор (1274) постановил, что приходские церкви допустимо передавать в К. только лицам, рукоположенным в сан пресвитера, и на срок не более 6 месяцев. Клирикам запрещалось иметь более одной К. Папа Римский Климент V (1305-1314) в начале понтификата активно раздавал К., но затем буллой от 20 февр. 1307 г. осудил и отменил свои предыдущие решения. Папа Бенедикт XII (1334-1242), сторонник строгой монашеской дисциплины, буллой «Super gregem dominicum» (18 мая 1335) отменил все ранее сделанные К., кроме полученных кардиналами, и впредь запрещал подобную практику. Вопрос о запрете К. обсуждался на Констанцском Соборе (1414-1418). Папа Лев Х (1513-1521), к-рый до избрания на Папский престол был аббатом-коммендатором монастыря Монте-Кассино, в ходе Латеранского V Собора издал буллу «Supernae dispositionis» (5 мая 1514), ограничивавшую условия передачи церквей и мон-рей в К.
Несмотря на это, количество монастырей, переданных в К., неуклонно росло, особенно во Франции, в Италии и Испании. Для папской власти раздача бенефициев в форме К. была важным инструментом привлечения сторонников и налаживания отношений с европ. монархами, особенно в период «Авиньонского пленения пап» (1309-1377) и последовавшей затем схизмы в католической Церкви (1378-1417). Так, кард. Э. де Талейран Перигор († 1364) менее чем за 20 лет (с 1331 по 1348) получил в К. 10 монастырей (Gallia monastica: Tableaux et cartes de dépendances monsatiques / Publ. sous la dir. J.-F. Lemarinier. P., 1974. Vol. 1: Les abbayes bénédictines du diocèse de Reims. P. 27). К сер. XVI в. во Франции более тысячи мон-рей находились в К. и лишь ок. 30 управлялись регулярными аббатами. В Англии и Германии практика К. была распространена меньше. Часто передача в К. вела к быстрому материальному и моральному упадку монастыря. Однако в некоторых случаях, когда аббатами-коммендаторами назначались сторонники строгого соблюдения монашеской дисциплины, режим К. способствовал успешному реформированию общины (Clark. 2011. P. 295).
Вопрос о борьбе с негативными последствиями практики К. неоднократно обсуждался в ходе Тридентского Собора (1545-1563). Собор запретил передавать в К. приходские церкви и др. секулярные бенефиции, а также существенно ужесточил условия передачи в К. монастырей. Кроме того, для поддержания дисциплины в монастырях, находящихся в К., предписывалось назначать приоров, ответственных за духовную жизнь братии (конституция «De regularibus et monialibus» от 3 дек. 1563; см. Laprat. 1942. Col. 1058-1064). Эти меры позволили отчасти ограничить распространение К., однако во Франции, где решения Тридентского Собора не были приняты полностью, ситуация изменилась мало. Перед Французской революцией 1789-1799 гг. более 800 монастырей во Франции находилось в режиме К. В XIX в. практика К. постепенно исчезла. В Кодексе канонического права 1917 г. передавать монастырь в К. разрешалось только кардиналам (CIC (1917). 1298, 1412, 1439). В действующем Кодексе канонического права (1983) понятие К. отсутствует.
К. также называли административно-территориальную единицу в нек-рых духовно-рыцарских орденах (у тамплиеров, в Мальтийском ордене, Тевтонском (Немецком) ордене св. Девы Марии). Синонимы К. в этом смысле - командорство, комтурство. К. обычно включала замок с церковью и хозяйственными постройками, а также близлежащие селения, иногда объединяла неск. городов. Во главе К. стоял коммендатор (комтур).