Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИМЕНТ
35, С. 408-409 опубликовано: 4 марта 2019г.


КЛИМЕНТ

(† ок. сер. IX в.), прп., исп. (пам. греч. 30 апр., 27 мая), гимнограф. Подробных сведений о личности и жизни К. не сохранилось. Краткое синаксарное указание характеризует его как «исповедника и творца канонов» (ὁμολογητής κα ποιητὴς κανόνων) (SynCP. Col. 713; ср.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 276). Весьма вероятно, что К. был насельником Студийского монастыря, но вопрос о его возможном отождествлении с игум. Климентом, которого упоминает в одном из писем прп. Феодор Студит, остается открытым (см.: Pétridès. 1903. P. 573-574; Карабинов. 1910. С. 138-139; Salaville. 1914. Col. 1871-1872). Поскольку немало канонов К. сохранилось в рукописях из Гроттаферраты, высказывались предположения, что К. мог быть насельником этого монастыря или что были известны 2 гимнографа с одним и тем же именем, но общие характеристики сохранившихся песнопений К. указывают на единство их авторства. В пользу студийского происхождения К. также свидетельствуют составленные К. каноны в честь свт. Евстафия Вифинийского (29 марта) и прп. Никиты Мидикийского (3 апр.): жизнь эти святых была связана с Вифинией, откуда в 799 г. в Студийский мон-рь пришли монахи во главе с прп. Феодором Студитом, в числе к-рых, вероятно, был и К. Учитывая, что и свт. Евстафий, и прп. Никита пострадали в период 2-го иконоборчества и что сам К. также назван в источниках исповедником, можно предположить, что он умер не ранее прп. Никиты († 824), которому он написал канон, и немногим позднее последнего императора-иконоборца Феофила († 842) (ср.: Карабинов. 1910. С. 138; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126).

Основной характеристикой канонов К. является двойной акростих: именной (Κλήμεντος - Климентово) - в богородичных тропарях канона и фразовый - в остальных. Практически все известные каноны К. содержат (или предполагают) 2-ю песнь; начальные тропари канонов могут быть написаны ямбическим триметром. Каноны К. в честь святых отличаются историзмом: гимнограф сообщает много биографических деталей.

В совр. богослужебных книгах помещены следующие каноны К. (нумерация носит условный характер): № 1 - прор. Моисею, 4 сент.; № 2 - архистратигам Михаилу и Гавриилу, 8 нояб. (в рус. Минее приписывается Иоанну); № 3 - в Неделю святых праотец, 18 дек. (без указания авторства, но в богородичнах греческого канона восстанавливается имя К.); № 4 - прп. Иоанну Лествичнику, 30 марта (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 243-249); № 5 - семи отрокам в Эфесе, 4 авг. (в рус. Минее без указания авторства). Также известны др. каноны К.: № 6 - на погребение священников (Goar. Euchologion. P. 455-460); № 7 - мч. Лонгину сотнику, 16 окт. (AHG. T. 2. P. 179-188); № 8 - Проклу, архиеп. К-польскому, 20 нояб. (Ταμεῖον. Σ. 98); № 9 - сщмч. Клименту, еп. (папе) Римскому, 25 нояб. (Ibid. Σ. 104); № 10 - свт. Николаю Мирликийскому (АHG. T. 4. P. 96-115; об атрибуции этого канона К. см.: Kazhdan A. An Oxymoron: Individual Features of Byzantine Hymnographer // RSBN. 1992. Vol. 29. P. 24); № 11 - прп. Мартиниану, 13 февр. (AHG. T. 6. P. 232-244); № 12 - мч. Кодрату (Квадрату), 10 марта (Ibid. T. 7. P. 137-149; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); № 13 - свт. Евстафию Вифинийскому, 29 марта (АHG. T. 7. P. 311-319; ср.: Rocchi. 1883. P. 302); № 14 - прп. Никите Мидикийскому, 3 апр. (AHG. T. 8. P. 74-86; ср.: Rocchi. 1883. P. 318); № 15 - вмц. Ирине, 5 мая (Ταμεῖον. Σ. 197); № 16 - мч. Панхарию, 16 июня (Ibid. Σ. 219); № 17 - сщмч. Мефодию Патарскому, 20 июня (Ibid. Σ. 222-223); № 18 - св. Евпраксии, 25 июля (AHG. T. 11. P. 453-469; ср.: Rocchi. 1883. P. 310); № 19 - св. Аверкию, еп. Иерапольскому, 22 окт. (Pitra. Analecta Sacra. T. 2. P. 180-185); № 20 - мч. Акиндину, 2 нояб. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 510-521); № 21 - на пострижение монахов (Rocchi. 1883. P. 286); № 22 - над умирающим; № 23-24 - на смерть священников; № 25 - на смерть монахини (Ibid. P. 287); № 26-27 - Пресв. Богородице (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), Μητρ. Θεωθοκάριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. Σ. 26).

К. принадлежит комплекс песнопений для Постной Триоди: на каждый из будних дней Великого поста (с понедельника 1-й седмицы до Лазаревой субботы) он составил по 1 трипеснцу и 2 стихиры-подобна (см.: Карабинов. 1910. С. 140-144); также К. принадлежит канон (№ 28) об усопших в субботу мясопустную, канон (№ 29) в неделю 4-ю поста (в ркп. обозначен как «о впадшем в разбойники», но эта тема не раскрывается: в начале канона вспоминаются притча о богаче и Лазаре (Лк 16. 19-31) и воскресение Лазаря, характер канона глубоко покаянный), 2 стихиры-подобна в Блудного сына неделю (см.: Карабинов. 1910. С. 144). Великопостные песнопения К. представляют собой подобны к песнопениям др. гимнографов, в т. ч. прп. Феодора Студита. В великопостных песнопениях К. разъясняет пользу поста, призывает к аскетическим подвигам, причем весьма часто прибегает к библейским примерам. Ряд песнопений К. по рукописям был издан М. Арко Магри (Arco Magri. 1979).

К. прославляется в лике святых как преподобный, и его память отмечается в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 276) 28 апр.; в др. синаксарях, приводимых в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), память К. находится также под 27, 28, 30 апр., 23, 28 мая (SynCP. Col. 632, 633, 641, 713). Хотя в совр. богослужебных книгах служба К. отсутствует, она сохранилась в савваитских рукописях XI-XII вв. и была опубликована С. Петридесом (Pétridès. 1903. P. 575-581); богослужебное последование К. включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Κανόνα πίστεως̇ (  ), анонимный канон с акростихом Κλήμεντα μέλπω τὸν μελουργὸν ἐμφρόνως (Климента воспеваю песнотворца разумно) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎Αισωμεν τῷ κυρίῳ̇ (  ), нач.: Κλῆμὰ σε τῆς ἀμπέλου τῆς ζωαρχικῆς (Ветвь тебя винограда живоначального), цикл стихир-подобнов.

Ист.: ActaSS. Apr. T. 3. P. 787-788; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126.
Лит.: Rocchi A. Codices Cryptenses. Tusculani, 1883; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 258-259; Pétridès S. Office inédit de saint Clément, hymnographe // BZ. 1903. Bd. 12. N 3/4. S. 571-581; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. С. 138-147; Salaville S. Clement (saint) // DACL. 1914. Vol. 3. Pt. 2. Col. 1870-1873; Émereau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1923. Vol. 22. N 129. P. 17-18; Τρέμπελας Π. Ν. ᾿Εκλογὴ ῾Ελληνικὴς ᾿Ορθοδόξου ῾Υμνογραφίας. ᾿Αθῆναι, 1949. Σ. 231-234; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 518; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pt. 1. P. 286-287; Szöverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 36 [Библиогр.]; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 253; Arco Magri M. Clemente Innografo e gli inediti canoni cerimoniali. R., 1979; Theodoridis Chr. Der Hymnograph Klemens terminus post quem für Choiroboscos // BZ. 1980. Bd. 73. N 2. S. 341-345; Каждан А. П. История визант. лит-ры. СПб., 2002. С. 337-348.
Е. Е. Макаров
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Гимнографы греческие Святые Греческих Православных Церквей Исповедники Греческих Православных Церквей Климент († ок. сер. IX в.), гимнограф, преподобный, исповедник (пам. греч. 30 апр., 27 мая)
См.также:
АНУВИЙ (Ануб, Нуб, Ануф; IV в.), прп. Египетский, исп. (пам. 5 июня, греч. 6 июня, копт.17 июня)
АФАНАСИЙ ПАВЛОПЕТРИЙСКИЙ (750 - 826), прп., исп. (пам. 22 февр.)
ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.)
ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ († ок. 886), прп. (пам. 4 апр.; пам. греч. 3 апр.)
НИКИТА (761 или 762-836), патрикий К-польский, прп., исп. (пам. 13 окт.; пам. греч. 6 окт.)
НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)