[греч. Κλήμης] († 1111 или 1135-1140), прп. (пам. греч. 26 янв.). В визант. источниках сведения о К. не сохранились. Посвященная этому святому служба включает краткое синаксарное Житие. Она была издана по рукописи Ath. Laur. E 152 (XVII в.) в 1896 г. в Афинах по инициативе игумена мон-ря Сагмата в честь Преображения Господня, основателем которого является К.
К. род. в Афинах в знатной семье и с молодости отличался благочестием. В возрасте 30 лет он принял монашеский постриг в Миопольском мон-ре, основанном прп. Мелетием Новым (пам. греч. 1 сент.) на горе Киферон в Беотии.
В течение 30 лет он подвизался в киновии, являясь образцом монашеского послушания и смирения. Он часто удалялся для молитвы на гору Сагматий (τὸ Σαγμάτιον), расположенную к северо-востоку от Фив. Однажды один из монахов по имени Иаков застал его парящим во время молитвы над землей и рассказал об этом братии. Чтобы избежать мирской славы, К. решил тайно покинуть Миопольский монастырь и стать отшельником. Он поселился на горе Сагматий на столпе, образованном скальной породой, и прожил там 30 лет. Постепенно к нему стали собираться ученики, к-рые селились в окрестных пещерах. Позднее на горе появились и монастырские постройки. После смерти в 1105 г. прп. Мелетия Нового его преемник велел К. вернуться в киновию, но тот отказался. Тогда новый игумен отлучил К. от Церкви. Через некоторое время он заболел и велел отнести себя к преподобному, чтобы испросить прощения. По пути игумен скончался со словами раскаяния на устах, но К., несмотря на большое расстояние, чудесным образом услышал игумена и простил его.
Слава о подвижнике достигла столицы, и имп. Алексей I Комнин сделал пожертвование основанному К. мон-рю, в т. ч. подарил ему частицу Честного и Животворящего Креста Господня, о чем говорится в хрисовуле 1106 г. (хранится в резиденции Фиванского и Ливадийского митрополита, в наст. время исследователи считают этот документ поддельным).
Перед смертью К. попрощался со своими учениками и дал им последние наставления. Год его кончины неизвестен. Ф. Алькен датировал ее XII в. без уточнений (BHG. Vol. 3. P. 16), иером. Макарий Симонопетрит отнес к нач. XII в. (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης. 2005. Σ. 337), в издании службы К. указан 1111 г. (Καλλιόπιος (Σταματιάδης). 1896. Σ. 26). Последняя дата утвердилась в совр. календаре Греческих Церквей (Δίπτυχα. 2014. Σ. 527). Но ряд исследователей, исходя из неясных формулировок и хронологии синаксарного Жития, трактуют его текст так, что К. покинул Миопольский мон-рь после смерти Мелетия Нового в 1105 г., и, т. к. он прожил на горе Сагматий 30 лет, то умер в 1135 г. или чуть позднее (᾿Ορλάνδος. 1951. Τ. 7. Σ. 75-76; офиц. сайт Фиванской и Ливадийской митрополии: www.imtl.gr/?page_id=683). Мнение А. К. Орландоса, исследовавшего историю и архитектуру мон-ря Сагмата, о возведении крестово-купольного монастырского собора во 2-й пол. XII в., было подвергнуто критике С. Бойядзисом, к-рый считает, что строительство кафоликона было начато при жизни святого, чью кончину он традиционно относит к 1111 г. (Βογιατζής. 1995).
Алькен высказал гипотезу, что К. может являться одним лицом со св. Климентом Новым (BHG. Vol. 3. P. 16), которому Мануил Фил (ок. 1275 - ок. 1345, придворный поэт Андроника II и Андроника III Палеологов) посвятил песнь «На чудотворящий перст Климента Нового, к-рый явил император» (BHG, N 2073 - Miller E. Manuelis Philae Carmina. P., 1855. T. 1. P. 82-85). Этот вопрос остается открытым, т. к. в произведении Мануила Фила не содержится конкретных сведений об этом святом, упоминается только, что жители К-поля стали обладателями кивота с его мощами (Ibid. P. 84). Если учесть, что в мон-ре Сагмата от мощей К. осталась только глава, то можно предположить, что его тело было перенесено в к.-л. крупный церковно-адм. центр. От честной главы К. происходили чудеса и исцеления; с ней совершались крестные ходы во время эпидемий. В Фиванской и Ливадийской митрополии день памяти К. отмечается помимо общецерковного праздника 26 янв. также и 1 мая (Δίπτυχα. 2014. Σ. 527).