Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИМЕНТ
35, С. 407-408 опубликовано: 25 марта 2019г.


КЛИМЕНТ

[греч. Κλήμης] († 1111 или 1135-1140), прп. (пам. греч. 26 янв.). В визант. источниках сведения о К. не сохранились. Посвященная этому святому служба включает краткое синаксарное Житие. Она была издана по рукописи Ath. Laur. E 152 (XVII в.) в 1896 г. в Афинах по инициативе игумена мон-ря Сагмата в честь Преображения Господня, основателем которого является К.

К. род. в Афинах в знатной семье и с молодости отличался благочестием. В возрасте 30 лет он принял монашеский постриг в Миопольском мон-ре, основанном прп. Мелетием Новым (пам. греч. 1 сент.) на горе Киферон в Беотии.

Собор мон-ря Сагмата. XII в. Реконструкция А. К. Ордандоса
Собор мон-ря Сагмата. XII в. Реконструкция А. К. Ордандоса

Собор мон-ря Сагмата. XII в. Реконструкция А. К. Ордандоса

В течение 30 лет он подвизался в киновии, являясь образцом монашеского послушания и смирения. Он часто удалялся для молитвы на гору Сагматий (τὸ Σαγμάτιον), расположенную к северо-востоку от Фив. Однажды один из монахов по имени Иаков застал его парящим во время молитвы над землей и рассказал об этом братии. Чтобы избежать мирской славы, К. решил тайно покинуть Миопольский монастырь и стать отшельником. Он поселился на горе Сагматий на столпе, образованном скальной породой, и прожил там 30 лет. Постепенно к нему стали собираться ученики, к-рые селились в окрестных пещерах. Позднее на горе появились и монастырские постройки. После смерти в 1105 г. прп. Мелетия Нового его преемник велел К. вернуться в киновию, но тот отказался. Тогда новый игумен отлучил К. от Церкви. Через некоторое время он заболел и велел отнести себя к преподобному, чтобы испросить прощения. По пути игумен скончался со словами раскаяния на устах, но К., несмотря на большое расстояние, чудесным образом услышал игумена и простил его.

Слава о подвижнике достигла столицы, и имп. Алексей I Комнин сделал пожертвование основанному К. мон-рю, в т. ч. подарил ему частицу Честного и Животворящего Креста Господня, о чем говорится в хрисовуле 1106 г. (хранится в резиденции Фиванского и Ливадийского митрополита, в наст. время исследователи считают этот документ поддельным).

Перед смертью К. попрощался со своими учениками и дал им последние наставления. Год его кончины неизвестен. Ф. Алькен датировал ее XII в. без уточнений (BHG. Vol. 3. P. 16), иером. Макарий Симонопетрит отнес к нач. XII в. (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης. 2005. Σ. 337), в издании службы К. указан 1111 г. (Καλλιόπιος (Σταματιάδης). 1896. Σ. 26). Последняя дата утвердилась в совр. календаре Греческих Церквей (Δίπτυχα. 2014. Σ. 527). Но ряд исследователей, исходя из неясных формулировок и хронологии синаксарного Жития, трактуют его текст так, что К. покинул Миопольский мон-рь после смерти Мелетия Нового в 1105 г., и, т. к. он прожил на горе Сагматий 30 лет, то умер в 1135 г. или чуть позднее (᾿Ορλάνδος. 1951. Τ. 7. Σ. 75-76; офиц. сайт Фиванской и Ливадийской митрополии: www.imtl.gr/?page_id=683). Мнение А. К. Орландоса, исследовавшего историю и архитектуру мон-ря Сагмата, о возведении крестово-купольного монастырского собора во 2-й пол. XII в., было подвергнуто критике С. Бойядзисом, к-рый считает, что строительство кафоликона было начато при жизни святого, чью кончину он традиционно относит к 1111 г. (Βογιατζής. 1995).

Алькен высказал гипотезу, что К. может являться одним лицом со св. Климентом Новым (BHG. Vol. 3. P. 16), которому Мануил Фил (ок. 1275 - ок. 1345, придворный поэт Андроника II и Андроника III Палеологов) посвятил песнь «На чудотворящий перст Климента Нового, к-рый явил император» (BHG, N 2073 - Miller E. Manuelis Philae Carmina. P., 1855. T. 1. P. 82-85). Этот вопрос остается открытым, т. к. в произведении Мануила Фила не содержится конкретных сведений об этом святом, упоминается только, что жители К-поля стали обладателями кивота с его мощами (Ibid. P. 84). Если учесть, что в мон-ре Сагмата от мощей К. осталась только глава, то можно предположить, что его тело было перенесено в к.-л. крупный церковно-адм. центр. От честной главы К. происходили чудеса и исцеления; с ней совершались крестные ходы во время эпидемий. В Фиванской и Ливадийской митрополии день памяти К. отмечается помимо общецерковного праздника 26 янв. также и 1 мая (Δίπτυχα. 2014. Σ. 527).

Ист.: BHG, N 2074; Καλλιόπιος (Σταματιάδης), ἡγούμενος. ᾿Ακολουθία τοῦ ὁσίου κα θεοφόρου πατρὸς ἡμῶν Κλήμεντος ἀσκήσαντος ἐν τῷ ῎Ορει τοῦ Σάγματα τῆς Βοιωτίας. ᾿Αθῆναι, 1896. Σ. 22-26.
Лит.: ᾿Ορλάνδος ᾿Α. Κ. ῾Η ἐν Βοιωτίᾳ μονὴ τοῦ Σαγματᾶ // ᾿Αρχεῖον Βυζαντινῶν Μνημείων τῆς ῾Ελλάδος. 1951. Τ. 7. Σ. 72-110; Κλήμης ὁ Στυλίτης // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 643; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 159; Βογιατζής Σ. Παρατηρήσεις στην οικοδομική ιστορία της Μονής Σαγματά στη Βοιωτία // ΔΧΑΕ. 1995. Τ. 18. Σ. 49-70; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 253; ᾿Αγαθάγγελος, ἐπ. Θαναρίου. Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2004. Τ. 1: ᾿Ιανουάριος. Σ. 321-324; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2005. Τ. 5: ᾿Ιανουάριος. Σ. 337.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Климент († 1111 или 1135-1140), преподобный (пам. греч. 26 янв.)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)