(1816, сел. Надж-Абу-Закали близ Ахмима, совр. мухафаза Сохаг, В. Египет - 18.01.1861, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 5 июня 1854), реформатор, способствовавший просвещению копт. общины и церковному возрождению. Род. в крестьянской семье, в миру носил имя Давуд Тумас Башут. В возрасте 22 лет стал послушником Антония Великого мон-ря, в следующем году принял там постриг с сохранением имени. Уже через 2 года был игуменом мон-ря и вскоре основал школу для обучения монахов близ г. Бени-Суэйф.
Просветительская и подвижническая деятельность молодого игумена привлекла внимание патриарха Петра (Бутроса) VII аль-Джавили (1809-1852). В 1851 г. он делегировал игум. Давуда (по нек-рым сведениям, рукоположив его во епископа - Порфирий (Успенский). 1901. С. 342-343) для улаживания догматических споров в Эфиопской Церкви, к-рая тогда подчинялась копт. Александрийскому патриарху, но миссия не увенчалась успехом. Вернувшись в Каир в июле 1852 г., после смерти патриарха, Давуд вопреки воле усопшего не был сразу избран его преемником. Распространился слух, что в Эфиопии игумен был вовлечен в заговор против егип. правительства. Группа копт. духовных и светских лидеров, поддерживавших др. претендента на Патриарший престол - епископа Ахмимского, собралась ночью в церкви для интронизации своего кандидата, но была разогнана сторонниками Давуда. В качестве компромисса 19 апр. 1853 г. было решено назначить последнего на нововведенную должность митрополита Каирского. Лишь более года спустя, доказав свою лояльность к властям и способность стать духовным главой общины, Давуд занял Патриаршую кафедру с именем Кирилл IV.
В копт. традиции К. именуется «отцом реформ»: его недолгое Патриаршество дало импульс к «пробуждению» Коптской Церкви для религиозно-богословской и общественно-политической деятельности. Считая своей главной задачей просвещение общины, основное внимание новый патриарх уделял вопросам образования. В 1855 г. были открыты 1-я школа при копт. Патриархии и 1-я в Египте школа для девочек (в Каире); всего за годы предстоятельства К. начали работать порядка 12 учебных заведений. Патриарх регулярно посещал основанные им школы, следил за обучением детей и даже лично проводил занятия. В школах помимо религ. дисциплин преподавали арифметику, географию и др. науки, араб., копт., тур., франц., итал. и англ. языки. По распоряжению К. в мон-ре св. Антония была основана копт. типография.
К. много занимался просвещением духовенства, в частности организовал семинары по богословию. От священников требовалось строгое соблюдение церковной дисциплины. В годы Патриаршества К. число епархий Коптской Церкви возросло с 10 до 20, не считая 2 зарубежных. Было реорганизовано управление церковным имуществом, основаны благотворительные об-ва, построены многочисленные религ. здания, создана патриаршая б-ка. В торжественной обстановке была начата реконструкция патриаршего собора в Эль-Эзбекии (6 мая 1858). В процессе модернизации Церкви К. боролся против иконопочитания (возможно, принимавшего крайние формы): в Каире и Асьюте было публично сожжено множество икон, в т. ч. шедевры средневек. христ. искусства.
С сер. XIX в. началось активное вовлечение копт. патриархов в егип. политику, что явилось началом нового этапа в развитии государственно-церковных отношений. С 1855 г. по настоянию К. в офиц. документах наряду с летосчислением по хиджре стали использовать копт. календарь (в 1875 заменен европ. календарем). В целом приветствуя правительственные реформы, устанавливавшие равенство перед законом всех подданных вне зависимости от вероисповедания, К. выступал против постановлений, угрожавших, по его мнению, положению копт. христиан. Когда в дек. 1855 г. в Египте сбор джизьи с немусульман был заменен воинской повинностью, патриарх попытался всеми силами избежать призыва единоверцев в егип. армию и предложил восстановить откуп от рекрутчины. Противостояние по этому вопросу хедивского правительства и Патриархата привело к обращению К. за помощью к европ. державам (в т. ч. к России) и обострению отношений с правителем страны Мухаммедом Саид-пашой (1854-1863). Продолжая начатую его предшественником политику утверждения юридической власти Патриархата над коптской общиной, К. отстаивал приоритет церковной юрисдикции в сфере гражданского права, в частности в вопросах наследования имущества и семейно-брачных отношений. Важнейшим результатом реформ К. стал духовно-нравственный подъем копт. общины и рост авторитета Церкви. Др. следствием было появление образованных светских лидеров, желавших не только сделать общественно-политическую карьеру, но и активно участвовать в церковной жизни.
В 1856 г. К. по приказу Саид-паши совершил поездку в Эфиопию с целью наладить отношения между 2 гос-вами и разрешить ряд приграничных споров. Этот 1-й в истории визит копт. Александрийского патриарха к своей эфиоп. пастве был также призван урегулировать конфликт между копт. митрополитом Эфиопии Анба Саламой и эфиоп. имп. Феодором II (1855-1868). Однако в ходе миссии К. вместе с сопровождавшим его митрополитом был арестован по подозрению в шпионаже и подготовке заговора против императора, посажен на несколько дней в тюрьму, а затем почти год провел в стране в качестве почетного заложника. Лишь после того, как К. снял наложенное митр. Анба Саламой на имп. Феодора отлучение, он был с почетом отпущен на родину. В итоге отношения между копт. Александрийским Патриархатом и эфиоп. священством еще более осложнились.
Ряд высказываний и действий К. свидетельствуют о рассматривавшейся им возможности объединения вост. Церквей (греко-православных, Коптской и Армянской) под патронатом России. К. поддерживал доверительные отношения с правосл. Александрийским патриархом Каллиником (1858-1861) и привлек его к освящению нового храма в монастыре св. Антония. Одновременно копт. патриарх пытался наладить связи с РПЦ. Еще в 1850 г., будучи игуменом, он сопровождал архим. Порфирия (Успенского) во время его посещения Египта. В кон. 1860 г. архим. Порфирий в ходе 3-й поездки на араб. Восток неоднократно встречался с К., однако в связи со скоропостижной кончиной патриарха (некоторые копт. источники обвиняют Саид-пашу в отравлении К.) так и не начал переговоры об объединении Церквей на догматическом уровне. Известно, что К. обращался к чрезвычайному посланнику в К-поле А. Б. Лобанову-Ростовскому с предложением об установлении российской протекции над Коптской Церковью.