Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИРИЛЛ V
34, С. 589-590 опубликовано: 10 декабря 2018г.


КИРИЛЛ V

(1830/31 (по др. данным, 1824), дер. Тизмант близ Бени-Суэйфа, Египет - 7.08.1927, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 1 нояб. 1874). В миру носил имя Ханна (Юханна; Иоанн). В возрасте ок. 12 лет стал диаконом, затем - послушником монастыря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун; когда ему было ок. 20 лет, принял монашеский постриг в соседней обители Дейр-эль-Барамус, где было всего 4 монаха. Через некоторое время принял священство и стал настоятелем этого мон-ря. За хороший почерк получил прозвище ан-Насых (Каллиграф). В 1855 г. копт. Александрийский патриарх Димитрий II (1862-1870) назначил его настоятелем патриаршего собора в Каире, но затем по просьбе братии Дейр-эль-Барамуса позволил ему вернуться в мон-рь. За годы игуменства Ханны ан-Насыха обитель значительно расширилась, в т. ч. за счет переезда туда в 1870 г. группы насельников мон-ря Дейр-эль-Мухаррак.

После избрания на Патриаршество Ханна ан-Насых принял имя Кирилл V, чем подчеркнул намерение продолжить курс реформ своего предшественника Кирилла IV. Как и он, К. уделял первостепенное внимание просвещению и духовно-нравственному развитию единоверцев. При К. было построено 13 церквей, в т. ч. 1-й собор в Судане - св. Марка в Хартуме (1904); при его прямом участии открыты 9 копт. школ для мальчиков и девочек, Каирская ДС (1894), копт. ремесленное училище в Булаке (1904), неск. больниц и богоугодных заведений.

В Патриаршество К. произошла активизация монашеской жизни и книгоиздательской деятельности. В типографии мон-ря св. Антония было напечатано более 1 тыс. религ. книг на араб. и копт. языках. Патриарх поощрял появление работ плеяды копт. богословов, полемизировавших с протестантами и католиками, популяризаторов духовной лит-ры, исследователей истории Коптской Церкви. Вместе с тем одним из итогов «пробуждения» копт. общественно-политической и религ. мысли стала критика патриарха и проводимой им политики, прозвучавшая в трудах таких богословов, как настоятель собора св. Марка в Каире Филутавус Ибрахим и издатель «Коптского альманаха» Филутавус Авад.

Двигаясь по пути доктринального сближения с др. Церквами, К. принял решение о том, чтобы из копт. канона библейского был исключен ряд второканонических книг: Книга Товита, Книга Иудифи, дополнения к Книге Есфири, Книга премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга прор. Варуха, дополнения к Книге прор. Даниила (3 отрока в пещи Вавилонской; Сусанна и старцы) и Маккавейские книги. В то же время К. всеми силами противостоял распространению в коптской общине католич. и протестант. влияния; отклонял предложения о защите коптов со стороны держав, боровшихся за гегемонию на Ближ. Востоке.

К. принимал активное участие в политической жизни, был включен правителем Египта хедивом Исмаилом (1863-1879) в состав Совещательного собрания депутатов - 1-го представительного учреждения страны. В период егип. восстания 1881-1882 гг. К. поддержал Ораби-пашу, подписав в числе ряда политических и духовных лидеров постановление нового правительства об отрешении от власти хедива Тауфика (1879-1892). После поражения восстания, брит. оккупации Египта и возвращения хедива патриарх попал в опалу. В нач. 1911 г., опасаясь роста антихристианских настроений в Египте, он выступил против созыва Конгресса коптов в Асьюте, солидаризировавшись тем самым с позицией английских оккупационных властей. К. безоговорочно принял егип. революцию 1919 г. и благословил паству на борьбу за независимость Египта и единство долины Нила. До конца жизни патриарх сохранял дружеские связи с лидером егип. национально-освободительного движения С. Заглулем.

В международных вопросах К. также продолжал политику Кирилла IV, важнейшим вектором к-рой было развитие отношений с Эфиопией. Еще в 1874 г. эфиоп. имп. Иоанн IV при посредничестве российского посла в К-поле убедил османское правительство обратиться к хедиву с требованием ускорить избрание нового патриарха, к-рым стал К. В 1881 г. по просьбе императора К. назначил в Эфиопию 4 архиереев из числа коптов (до этого в стране находился только 1 архиерей - копт. митрополит). В 1904 и 1909 гг. патриарх совершил пастырские визиты в Судан, учредив там Хартумскую епархию. К. поддерживал хорошие отношения как с егип. хедивом и тур. султаном, так и с эфиоп. и российскими императорами; все они наградили его гос. орденами.

Одной из важнейших проблем Патриаршества К. стала борьба между духовной и светской элитами за лидерство в копт. общине. Избрание Ханны ан-Насыха на престол св. Марка после почти 5 лет вдовства кафедры стало компромиссом между клиром Коптской Церкви и копт. светской знатью, объединенной в созданную незадолго до того орг-цию Совет общины (Маджлис аль-милли). Основным требованием совета, к-рый возглавлял крупный чиновник, буд. министр иностранных дел и премьер-министр Египта Бутрос Гали, было предоставление мирянам права участия в решении вопросов, до сих пор составлявших прерогативу церковной иерархии, в т. ч. касавшихся личного статуса членов общины, деятельности благотворительных и образовательных учреждений. Кандидатура Ханны ан-Насыха на Патриаршество была выдвинута Советом общины, и сразу после интронизации К. придал действиям этого совета законность, признав его офиц. представительным органом общины. Однако вскоре патриарх практически парализовал деятельность совета, прекратив созывать его заседания.

Противостояние Патриархии и Совета общины растянулось на десятилетия и шло с переменным успехом. Его кульминацией стали события 31 авг.- 2 сент. 1892 г., когда, воспользовавшись отсутствием К. в Каире, совет привлек на свою сторону некоторых членов Свящ. Синода и выпустил постановление о низложении патриарха и изгнании его в Дейр-эль-Барамус. Местоблюстителем престола св. Марка был назначен Афанасий, еп. Санабу. Однако копт. община сохранила верность К., прихожане перестали посещать богослужения. В результате хедив издал указ, возвращавший К. из ссылки и отменявший постановление Совета общины и Синода. 4 февр. 1893 г. патриарх торжественно вернулся в Каир.

Патриаршество К. стало самым долгим в истории Коптской Церкви: он занимал престол св. Марка 52 года и 9 месяцев. Когда известие о его кончине достигло Эфиопии, в стране был объявлен 3-дневный траур.

Лит.: Rufayla Y. N. Ta'rkh al-umma al-qibtiyya. Al-Qa hira, 1898; Wakin E. A Lonely Minority: The Modern Story of Egypt's Copts. N. Y., 1963; Shoucri M. Cyril V // CoptE. Vol. 3. P. 679; Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; Фурсова Е. Н. Коптская Церковь в системе государственно-религ. отношений в Египте (кон. XVIII - нач. XX вв.): Канд. дис. СПб., 2004.
Т. Ю. Кобищанов
Ключевые слова:
Патриархи Коптской Церкви Кирилл V (1830/31 (по др. данным, 1824) - 1927), патриарх Коптской Церкви (с 1874)
См.также:
АГАФОН копт. (монофизитский) патр. Александрии (659-677)
ВЕНИАМИН I (ок. 590-661) (пам. копт. 9 тобе (3 янв.)), патриарх Коптской Церкви (622-661)
ВЕНИАМИН II патриарх Коптской Церкви (1327-1339)
ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптcкой Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.)