[греч. Κυράννα] († 1751), нмц. (пам. греч. 28 февр.). К. происходила из сел. Высока (ныне городок Оса в 35 км к северо-востоку от Фессалоники) и отличалась благочестием и необыкновенной красотой. Начальник тур. отряда, собиравший налоги в этой местности, захотел взять ее в жены. Он стал склонять К. принять ислам, обещая деньги и драгоценные наряды. Видя ее твердость в вере, турок стал угрожать К., а затем насильно похитил девушку с помощью янычар и отвез в Фессалонику. Приведя К. к судье, он лжесвидетельствовал, что она обещала стать его женой и мусульманкой, но затем изменила решение. По законам Османской империи отречение от ислама и даже от намерения принять его каралось смертной казнью. К. отвечала судье, что она христианка и имеет лишь одного Жениха - Спасителя, за Которого готова отдать жизнь. Девушку бросили в темницу и подвергали таким жестоким пыткам, что это вызвало возмущение даже у заключенных турок. На 7-й день мучений К. скончалась, оставшись верной христ. вере. По словам многочисленных свидетелей в момент ее смерти в тюрьме воссиял неземной свет. Турки отдали тело мученицы христианам для погребения. Ее одежды были разделены между верующими, которые хранили их в качестве оберега. Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, относит мученическую кончину К. к 1745 г. и упоминает о 10 днях ее тюремного заключения (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 261).
Рассказ о мученичестве К. был написан в 90-х гг. XVIII в. ксенофонтским мон. Дионисием со слов очевидца - жителя Фессалоники и включен в составленный им Мартирологион (Ath. Xen. 25) (Πασχαλίδης Σ. ᾿Α. Οἱ χειρόγραφες νεομαρτυρολογικὲς συλλογὲς κα τὸ Νέον Μαρτυρολόγιον: Πρόδρομη ἀνακοίνωση // Πρακτικὰ Διορθοδόξου ἐπιστημονικοῦ συνεδρίου Κωνσταντῖνος ὁ ῾Υδραῖος. ῞Υδρα, 2007. Σ. 157-159). Это Мученичество использовал прп. Никодим Святогорец при создании «Нового Мартирологиона». Службы в честь К. составлены мон. Христофором Продромитом и мон. Герасимом Микраяннанитом.
Хотя К. скончалась 28 февр. и под этой датой ее память отмечена в «Новом Мартирологионе» прп. Никодима Святогорца и в других новогреческих синаксарях, жители Осы отмечали ее память 8 янв. Эта дата также приведена в одном из новейших агиографических сводов - «Синаксаристе» еп. Агафангела Фанарийского (᾿Αγαθάγγελος, ἐπ. Θαναρίου. Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2004. Τ. 1. Σ. 119). Возможно, это связано с тем, что 28 февр. часто приходится на период Великого поста. В окрестностях Осы бытовало поверье, что К. исцеляет детей, страдающих рахитом. В настоящее время по инициативе живущих в Фессалонике выходцев из Осы праздник в честь святой совершается в ц. Пресв. Богородицы Ахиропиитос в воскресенье после 8 янв. (Ibid. 2005. Τ. 2.Σ. 268-269). Кроме того, в одной из греческих рукописей Великой Лавры память К. указана 1 янв. (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 261).
12 сент. 2011 г. мощи К. были обретены в алтарной части ц. святых Таксиархов (т. е. Чиноначальников арх. Михаила и Гавриила) в Осе. 11 окт. 2011 г. состоялось торжественное перенесение ее мощей в ц. нмц. Киранны в Осе, построенную на месте ее родного дома, в к-ром участвовали К-польский патриарх Варфоломей I, архиеп. Афинский Иероним II и 20 архиереев К-польского Патриархата и Элладской Православной Церкви.