Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОМИНИК
15, С. 607-610 опубликовано: 14 августа 2012г.


ДОМИНИК

[лат. Dominicus Exiliensis; испан. Domingo de Silos] († 20.12.1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания).

Наиболее достоверный источник сведений о жизни Д.- Житие в 3 книгах, составленное учеником подвижника силосским мон. Гримальдом (Гримоальдом). В XIII в. появились еще 2 Жития Д., написанные на различных романских диалектах Испании. Автором прозаического Жития на разговорном кастильском диалекте был мон. Перо Мартин. Гонсало де Берсео написал Житие Д. рифмованным стихом на «романском языке» - испано-романском диалекте, к-рый употреблялся при королевских дворах гос-в Пиренейского п-ова. В XVII-XVIII вв. появились еще 2 Жития Д. на испан. языке, одно из к-рых было написано Г. Кастро с привлечением несохранившихся источников. В Испанском Мартирологе (1651), составленном Х. Томайо де Саласаром, есть краткая заметка о Д., содержащая много домыслов составителя. В 1736 г. С. де Вергара в соч. «Жизнь и чудеса… св. Доминика Силосского» попытался дать наиболее подробное жизнеописание подвижника, опираясь на опубликованные им средневек. Жития Гримальда, Гонсало де Берсео и Перо Мартина. В сочинении С. де Вергара присутствуют также позднейшие легенды, заимствованные из трудов Г. Кастро и Х. Томайо де Саласара.

Д. род. ок. 1000 г. в сел. Каньяс, в королевстве Вигера (совр. пров. Ла-Риоха), впосл. входившем в состав королевства Наварра. Отец подвижника Хуан, представитель младшей ветви знатного рода де Лос Мансо, принадлежал к обедневшим дворянам. О матери Д., Тоде, сведений не сохранилось. С 5 лет Д. пас скот, принадлежавший отцу, в возрасте 9 лет был отдан на обучение приходскому священнику, к-рый научил его латыни. Юноша читал Свящ. Писание, Жития святых и творения св. отцов, сборники к-рых имелись у священника. В 26 лет Д. был рукоположен Санчо, еп. Калаорры, резиденция к-рого в то время располагалась в Нахере, во пресвитера для родного селения, после чего продолжал жить в родительском доме. Престарелый священник возложил основные пастырские обязанности на Д., к-рый стал известен как талантливый проповедник. Д. служил приходским священником полтора года. Стремясь к подвижничеству, он решил покинуть дом, чтобы жить отшельником в горах. Понимая, что это вызовет протест родственников и всех жителей селения, Д. бежал из дома, «подобно разбойнику достославному» (Гримальд), взяв с собой только книги. Д. поселился в пещере на склоне хребта Сьерра-де-Сан-Лоренсо, перенося различные тяготы и болезни. Через 3 года подвижник решил стать киновитом и поступил в бенедиктинский мон-рь прп. Емилиана (Сан-Мильян де ла Коголья) (ок. 1030). Агиографы сообщают, что Д. осознал свою неподготовленность к подвигу отшельничества. По мнению Гонсало де Берсео, Д. пришел в монастырь для того, чтобы получить формальный монашеский постриг (de licencia asmó de ferse monje). В мон-ре прп. Емилиана Д. продолжил изучение творений отцов Церкви. Через 2 года настоятель мон-ря Санчо назначил Д. преподавателем обучавшихся при обители отроков (infantium magister). Новый настоятель Гарсия решил восстановить приорат Богородицы в Каньясе и назначил Д. приором (1035). Церковь Богородицы в Каньясе некогда принадлежала мон-рю прп. Емилиана, однако впосл. перешла в юрисдикцию епископа Калаорры и стала приходской. При поддержке кор. Наварры Гарсии V (III) Санчеса (1035-1054) настоятель Гарсия решил вернуть церковь мон-рю. Из послушания настоятелю Д. согласился принять служение приора и вернулся в родное селение. Жители Каньяса и даже родственники Д. приняли его враждебно, однако подвижник простотой обхождения, незлобивостью, благочестием и усердными трудами по восстановлению приората вскоре расположил к себе местных жителей, и они стали помогать ему в деле устроения жизни монашеской общины. При их помощи Д. построил в Каньясе новую церковь, на освящение к-рой из Нахеры прибыл еп. Санчо. Епископу донесли, что Д. нек-рое время жил в одном доме с матерью и сестрой. Еп. Санчо обвинил подвижника в недостойном монаха поведении и покинул Каньяс, отказавшись освящать церковь. В Житиях сообщается, что по пути некое дикое животное, рыча, преградило дорогу епископу. Попытки епископской свиты прогнать зверя не увенчались успехом. Тогда епископ вернулся в Каньяс и извинился перед Д.

Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос
Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос

Галерея внутреннего двора мон-ря Санто-Доминго де Силос

В 1036 г. настоятель Гарсия вызвал Д. в Сан-Мильян де ла Коголья и назначил вел. приором мон-ря. Д. приложил большие усилия для строгого соблюдения в мон-ре Устава прп. Венедикта Нурсийского. В распоряжении подвижника оказалось также управление имуществом мон-ря. Через неск. месяцев покровитель Д. скончался, и настоятелем стал друг кор. Гарсии V Санчеса Гомесан, бывш. вел. приор, отстраненный Гарсией в пользу Д. Агиографы писали, что Гомесан ненавидел Д., однако в Житиях упоминается, что настоятель не раз помогал подвижнику, уважая его как строгого поборника монашеской дисциплины и умелого администратора.

В 1040 г. кор. Гарсия V Санчес прибыл в Сан-Мильян де ла Коголья и потребовал от настоятеля денег, поскольку королевская казна истощилась. Д. заявил королю, что это требование противоречит церковным канонам и никто не имеет права претендовать на имущество, принадлежащее Церкви. Король возразил, что может не только даровать что-либо Церкви, но и взять дары обратно, поскольку они являются его законной собственностью, передаваемой Церкви во временное пользование. Между королем и Д. разгорелся спор, однако настоятель Гомесан попытался замять конфликт. Д. взял самые ценные предметы и положил в раку с мощами прп. Емилиана. После богослужения, на к-ром присутствовал король, Д. призвал его забрать у святого имущество, к-рое считает своим, если имеет для этого достаточно дерзости. Король счел поступок Д. оскорбительным и потребовал от Гомесана наказать подвижника. Настоятель был вынужден сместить Д. с должности вел. приора и направил его в маленький приорат св. Христофора в Трес-Сельдас, куда за ним последовали нек-рые монахи. Король счел наказание слишком мягким и обвинил подвижника в распространении порочащих слухов. Д. продолжал отстаивать мнение, что церковные учреждения не являются вассалами короля, а их имущество - условной собственностью, предоставляемой монархом на время несения определенной службы. Спор начал переходить в политические обвинения, поэтому настоятель Гомесан благословил Д. покинуть Наварру, назначив его управляющим небольшим монастырским имением близ г. Бургос, в королевстве Кастилия.

Из-за конфликта с Гарсией V Санчесом имя Д. стало известно далеко за пределами Наварры. После прибытия подвижника в Бургос он был сразу же приглашен ко двору кор. Фердинанда I (1035-1065), брата короля Наварры, принявшего его милостиво (1040). Нек-рое время Д. жил в уединении, управляя монастырским имением. Кор. Фердинанд вызвал его ко двору и назначил настоятелем Силосского мон-ря св. Севастиана, который находился в упадке. Д. ревностно принялся за восстановление обители. Он провел в мон-ре преобразования в духе клюнийской реформы, привел в порядок хозяйство обители, способствовал увеличению числа монахов, занимался восстановлением и строительством зданий, устроил обширный скрипторий, помогал бедным и выкупал пленных, попавших к маврам. Благодаря усилиям Д. мон-рь Силос стал центром духовности, образования и культуры средневек. Испании.

В 1054 г., во время конфликта между Фердинандом I и Гарсией III Санчесом, Д. вместе со св. Иньиго, настоятелем монастыря Спасителя (Сан-Сальвадор де Онья), вошел в состав посольства к королю Наварры, однако не сумел добиться мира между христ. правителями. Конфликт окончился поражением и гибелью Гарсии III Санчеса. Территория бывш. королевства Вигера отошла Кастилии. Неизвестно, посетил ли Д. родину. В поздних Житиях записаны народные предания о деятельности и чудесах Д. на землях, впосл. составивших обл. Ла-Риоха. Они появились в текстах Жития из-за смешения Д. с его младшим современником св. Домиником Кальсадским (ок. 1019-1109, пам. католич. 12 мая), подвизавшимся в Ла-Риохе.

В 1061 г. Д. участвовал в перенесении мощей мучеников Викентия, Сабины и Кристеты из Авилы в монастырь св. Петра (Сан-Педро де Арланса), предпринятом по инициативе настоятеля мон-ря св. Гарсии Арланского († 1073, пам. католич. 26 сент.) и с позволения кор. Фердинанда. Позднее Д. принял участие в перенесении в Леон мощей свт. Исидора, еп. Гиспальского (Севильского), полученных кор. Фердинандом от эмира Севильи Аббада аль-Мутадида (1063). До смерти кор. Фердинанда в 1065 г. Д. был его советником и участвовал в решении гос. вопросов. Новый кор. Кастилии Санчо II (1065-1072) после восшествия на престол также призвал Д. ко двору. Вероятно, в это время подвижник сблизился с Родриго Диасом де Виваром (Сидом Кампеадором), к-рый занимал при Санчо II должность королевского альфереса (оруженосца). Владения Родриго де Вивара располагались рядом с монастырем Силос. Д. поставил подпись под его дарственной грамотой в пользу мон-ря Сан-Педро де Арланса (1069). В окт. 1072 г. Д. был среди единомышленников Родриго де Вивара, к-рые потребовали от кор. Леона Альфонса VI в качестве условия признания его королем Кастилии поклясться в том, что он непричастен к убийству своего брата кор. Санчо II. Вскоре после этого Д. скончался.

На могиле Д. в мон-ре Силос начали совершаться чудеса. В 1076 г. мощи подвижника были торжественно перенесены в главный храм мон-ря, освященный в честь св. Севастиана. Во 2-й пол. XII в. для мощей была изготовлена драгоценная рака, украшенная эмалью (ныне в музее Бургоса). В XIII в. мон-рь получил название в честь Д. (Санто-Доминго де Силос). Почитание Д. быстро распространилось по всей Испании, особенно в Кастилии. К Д. обращались с молитвой ради избавления людей, попавших в плен к маврам. По преданию, блж. Иоанна, мать основателя монашеского ордена доминиканцев св. Доминика, вымолила рождение сына благодаря предстательству Д. и назвала его в честь подвижника. Д. также считался покровителем беременных женщин. До 1931 г. (упразднения монархии в Испании) монахи монастыря благословляли испан. королев и присутствовали во время родов. В наст. время мощи Д. покоятся в серебряной раке над главным алтарем церкви мон-ря Санто-Доминго де Силос.

Почитание Д. как святого было утверждено конгрегацией обрядов в 1720 и 1733 гг. Имя подвижника внесено в Римский Мартиролог в 1748 г.

Д. В. Зайцев, В. П. Пономарёв

Монастырь Санто-Доминго де Силос

Романский собор мон-ря был заложен еще при Д. и освящен в 1088 г. Этот собор был почти полностью разобран и заменен новым, в стиле неоклассицизма (1751-1792, архит. Вентура Родригес), существующим и теперь. От старого собора сохранились лишь часть трансепта и Портал дев, ведущий в клуатр.

2-этажный клуатр мон-ря Д. возводился в неск. этапов: сев. и вост. галереи нижнего этажа - во 2-й пол. XI в., юж. и зап. галереи нижнего этажа - в сер. XII в., верхний этаж - в кон. XII в. Декоративное убранство клуатра, особенно нижнего этажа (приблизительно 50-70-е гг. XII в.),- один из ключевых памятников романской скульптуры. Капители покрыты тонкой, изысканной резьбой, где в растительные мотивы включены изображения животных и фантастических антропоморфных существ. Исключительным совершенством отличаются рельефы на внутренних поверхностях угловых столбов нижнего этажа (всего 8): сцены, связанные со смертью и воскресением Спасителя («Снятие со Креста» и «Положение во гроб», совмещенное с «Воскресением»,- на сев.-вост. столбе; «Встреча в Эммаусе» и «Уверение Фомы» - на сев.-зап.; «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа» - на юго-вост.), а также «Благовещение» и «Древо Иессеево» на юго-зап. столбе, принадлежащие, как считается, др. мастеру.

Из скриптория мон-ря происходит много знаменитых рукописей. Коллекция мосарабских богослужебных рукописей наряду с б-кой собора в Толедо была лучшей в мире. До XVIII в. здесь хранился знаменитый Beatus 1091 г. из Лондона с иллюстрациями, сделанными в мон-ре в 1109 г. (в наст. время в Британской б-ке; Brit. Lib. Add. 11695). В 1878 г. лучшие рукописи были приобретены Британской б-кой, другие - Национальной б-кой в Париже (в 1835 мон-рь был закрыт и пришел в запустение, восстановлен в 1880 бенедиктинцами из Солема). В мон-ре до сих пор хранится мосарабский Миссал из Силоса (XI в.), старейшая западноевроп. рукопись на бумаге.

В наст. время мон-рь получил мировую известность благодаря школе григорианского пения.

Ист.: Vergara S., de. Vida y milagros de el thaumaturgo español, Moysés segundo, redentor de cautivos, abogado de los felices partos, S. Domingo Manso. Madrid, 1763; ActaSS. Propyl. Col. 595; Grimaldo. La «Vita Dominici Silensis» / Ed. V. Valcarcel. Logroño, 1982; Gonzalo de Berceo. Vida de S. Domingo de Silos / Ed. T. Labarta de Chaves. Madrid, 1972.
Лит.: BHL, N 2238; Férotin M. Recueil des chartes de l'abbaye de Silos. P., 1897; idem. Histoire de l'abbaye de Silos. P., 1897; Ruiz A. Domenic // DHGE. Vol. 14. Col. 623-627; Cignitti B. Domenico // BiblSS. Vol. 4. Col. 736-737; Gutiérrez P. C. Vida y milagros de S. Domingo de Silos: Para celebrar el novena centenario de la muerte de S. Domingo, 1073-1973. Abadía de Silos, 1973; Palacios M. El monasterio de S. Domingo de Silos. Madrid, 1973; Pérez de Urbel J. El claustro de Silos: Cuidadoso estudio sobre el claustro del Monasterio de S. Domingo de Silos. Burgos, 19753; El Romanico en Silos: IX Centenario de la consagración de la iglesia y claustro: 1088-1988. Burgos, 1990; Vivancos Gomez M. C. Documentación del Monasterio de S. Domingo de Silos: 954-1254. Burgos, 1988; idem. Documentación del Monasterio de S. Domingo de Silos: 1255-1300. Burgos, 1995; Yarza Luaces J. El monasterio de S. Domingo de Silos. Léon, 1991; Escohotado J. P. Berceo como traductor: Fidelidad y contexto en la «Vida de S. Domingo de Silos» // Livius: Revista de Estudios de Traducción. Léon, 1993. N 3. P. 217-227; Geese U. Romanesque sculpture // Romanesque: Architecture. Sculpture. Painting / Ed. R. Toman. Köln, 1997. P. 294-299; Silos: Un milenio: Actas del Congreso Internacional sobre la abadía de S. Domingo de Silos. Burgos, 2003. 2 vol.
Л. К. Масиель Санчес
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Доминик [Доминик Силосский] († 1072 или 1073), святой (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)) Настоятели монастырей Римско-Католической Церкви (см. также - Аббаты)
См.также:
АНТОНИН († ок. 830), настоятель мон-ря в г. Сорренто, прп. (пам. зап. 14 февр.)
ДРОСТАН († нач. VII в.?), прп. (пам. зап. 11 июля, в Абердинском бревиарии - 14 дек.)
ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон
ЕВСТАСИЙ (ок. 560-629), ученик прп. Колумбана, настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция), прп. (пам. зап. 29 марта)
ЗИГФРИД († 688 или 689), диак., 3-й настоятель мон-ря Вермут (Великобритания), св. (пам. зап. 22 авг.)
ИЗАРН (ок. 975/80-1047), св. (пам. зап. 26 сент.), аббат монастыря Сен-Виктор в Марселе (Франция)