[лат. Eugendus] (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон (Кондат; на месте совр. г. Сен-Клод, Франция). Основным источником сведений о жизни Е. является Житие, составленное вскоре после смерти преподобного его учеником. Оно входит в сб. «Житие Юрских отцов Романа, Лупикина, Евгенда» (Vita Patrum Iurensium Romani, Lupicini, Eugendi), написанный по просьбе Марина, настоятеля Леринского мон-ря. В IX в. Житие Е. было выделено в отдельное произведение и в таком виде сохранилось после XI в. в большом количестве средневек. рукописей. Упоминания о Е. в др. источниках носят отрывочный характер.
Е. происходил из семьи пресвитера из сел. Изарнодор (ныне Изернор) в предгорьях Юры близ мон-ря Кондадискон, где в то время подвизались преподобные Роман и Лупикин. Согласно Житию, в детстве Е. было видение - двое святых (по предположению составителя Жития, преподобные Роман и Лупикин) вывели мальчика из дома и указали ему на звезды, обещая, что у него будет столько же духовных чад. Е. узрел отверстые небеса и лестницу, ведущую к небесным вратам. Мальчик рассказал о видении отцу, и тот отдал сына в мон-рь Кондадискон. В мон-ре, к-рый Е. никогда не покидал, он получил церковное образование, ознакомился с лат. словесностью и творениями христ. писателей, а также выучил греч. язык. Е. жил строгим аскетом, носил старую, потрепанную одежду и, подобно простым крестьянам, деревянные башмаки. Прп. Леониан, затворник из г. Вьенна, подарил ему власяницу. По ночам Е. часто молился в монастырской церкви.
После смерти прп. Лупикина настоятелем мон-ря стал Минаусий, человек слабого здоровья. С согласия братии он возложил адм. обязанности на Е., оставив за собой лишь духовное руководство общиной. Настоятель пожелал, чтобы Е. принял сан пресвитера, однако тот отказался, сославшись на пример прп. Лупикина (впосл. преподобный неоднократно уклонялся от рукоположения). Однажды ночью Е. было видение: к нему явились преподобные Роман и Лупикин и показали Е. его самого, стоящего в церкви в окружении монахов с зажженными свечами, среди к-рых был аббат Минаусий в белом облачении. Прп. Роман снял с настоятеля пояс и далматику и надел их на Е. Вскоре Минаусий умер, и настоятелем стал Е. Братия была недовольна тем, что Е., по мнению многих, слишком молод для такой должности. Однако ряд епископов и пресвитеров, а также мирян поддержали Е.
Е. прославился совершенными чудесами. В Житии упоминается об изгнании бесов и исцелении больных возложением рук и помазанием освященным елеем. Согласно Житию, некая знатная матрона Сиагрия из Лугдуна (ныне Лион) получила исцеление, прикоснувшись к письму, написанному Е. Преподобный был наделен даром пророческих видений. Однажды, задремав под деревом, он увидел, как к нему приблизились благообразные мужи, к-рые пригласили его совершить с ними молитву. По окончании молитвы Е. поинтересовался, кто они и куда направляются. Мужи ответили, что они - апостолы Петр и Павел и направляются в мон-рь Кондадискон. Вскоре в обитель вернулись братья, покинувшие мон-рь 2 года назад. Е. встретил их на том самом месте, где произошло видение. Монахи рассказали, что они побывали в Риме и получили реликвии апостолов Петра, Павла и Андрея (святыни были помещены под алтарем монастырской церкви). Е. послал неск. монахов за солью в местность Эрий (в районе совр. Сален-ле-Бен, ок. 60 км к северу от г. Сен-Клод), на к-рую часто нападали аллеманы. В течение 2 месяцев от посланных не было вестей. Насельники мон-ря, полагая, что те были убиты или взяты в плен варварами, упрекали Е. за то, что он послал монахов на верную гибель. Преподобный молился о возвращении монахов свт. Мартину Милостивому, еп. Турскому. После длительной молитвы свт. Мартин явился Е. и призвал не беспокоиться о братьях, к-рые пребывают под его покровительством в безопасности и скоро вернутся в обитель. В Житии Е. представлен как образец монашеского бесстрастия, к-рое не оставило его даже в смертный час. Никто не видел, чтобы он поддавался душевным порывам, бурно радовался или сильно печалился.
При Е. в мон-ре произошел сильный пожар, к-рый уничтожил все строения. На пепелище была обнаружена чудом сохранившаяся ампула с елеем от гробницы свт. Мартина, к-рую хранил в келье пресв. Антидиол. Эта ампула стала почитаемой в мон-ре святыней (Saix C., du. Histoire de la venerable abbaie et convent de St. Ouyan de Joux et de St. Claude. Lyon, 1570). После пожара Е. провел реформу монашеской жизни. При первых настоятелях мон-рь напоминал вост. лавру: монахи вместе трапезничали, собирались на молитву и совместно трудились, но каждый жил в собственной келье и свободно располагал своим временем. При восстановлении мон-ря вместо множества келий Е. построил общий дормиторий (xenodochium). В новых условиях монахи все вещи отдавали настоятелю или эконому для общего пользования; для братии вводилась единая трапеза, послабления допускались только для больных. Согласно Житию, в мон-ре практиковались службы канонических часов и чтение во время трапезы. Этот обычай, известный прп. Иоанну Кассиану Римлянину как каппадокийский (Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 17), был введен свт. Иларием в основанном им мон-ре в пригороде Арелата (ныне Арль). Составитель Жития Е., подчеркивая, что преподобный использовал опыт свт. Илария Арелатского и др. выходцев из Леринского мон-ря, был знаком с трудами свт. Василия Великого и прп. Пахомия Великого, вместе с тем отмечал, что преподобный не копировал слепо опыт вост. подвижников, а приспосабливал его к местным особенностям. Т. о., в Кондадисконе возникла особая традиция общежительного монашества, к-рая, возможно, оказала влияние на прп. Венедикта Нурсийского (Vogüé. 1961. Passim).
За полгода до смерти Е. тяжело заболел, однако не ослабил строгости подвижнической жизни, присутствуя на всех уставных богослужениях и вкушая пищу раз в день. Перед кончиной ему было видение преподобных Романа и Лупикина, к-рые готовили для него погребальные носилки. По словам составителя Жития, Е. скончался тихо, как бы уснув. В Житии сообщается, что Е. прожил более 60 лет, поступив в мон-рь в 7-летнем возрасте. По косвенным сведениям можно уточнить годы жизни святого: аллеманы могли нападать на земли пров. Б. Секвания в 70-90-х гг. V в.; под 496 и 515 гг. в Житии упоминается матрона Сиагрия, к-рая была еще жива во время составления произведения. Сохранилось также послание свт. Авита, еп. Вьеннского († ок. 518 или 525), к свт. Вивентиолу, еп. Лугдунскому (с 514), к-рый в то время был простым монахом в Кондадисконе. Вероятно, послание было составлено ок. 510 г., в нем свт. Авит упоминал о недавней кончине Е. и хвалил Вивентиола за то, что тому удалось предотвратить распад монашеской общины (Alcimus Avitus. Ep. 17 // PL. 59. Col. 235). В «Перечне аббатов монастыря св. Евгенда Юрского» (т. н. Хроника монастыря св. Клавдия), составленном в XII в., указано, что Е. прожил 66 полных лет и был настоятелем 13 лет и 6 месяцев. Однако хронологические указания памятника являются неточными (напр., согласно «Перечню...», прп. Роман был настоятелем 100 лет, а умер в 135-летнем возрасте).
Е. был похоронен на монастырском кладбище (на месте совр. рынка Гренет в г. Сен-Клод). Лугдунский еп. Вивентиол ок. 515 г. построил над могилой церковь. Имя преподобного отсутствует в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (90-е гг. VI в.), что свидетельствует о местном почитании Е. Кратко о Е. упоминается в Мартирологе Флора Лионского (IX в.) и в Мартирологах свт. Адона Вьеннского и Узуарда (PL. 123. Col. 209, 601). Из Мартиролога Узуарда память святого была перенесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (XVI в.).
К VIII в. мон-рь Кондадискон получил название в честь Е. (Сент-Уайан-де-Жу). Впосл. почитание Е. было оттеснено на 2-й план почитанием свт. Клавдия († 699), мощи к-рого были обретены в 1160 г. Возникший вокруг мон-ря город стал называться Сен-Клод в честь свт. Клавдия. Церковь Е., в к-рой покоились мощи святых, была переосвящена также во имя свт. Клавдия (разрушена в 1754). В 1742 г. в г. Сен-Клод было учреждено еп-ство, бывш. монастырская церковь стала кафедральным собором. Во время Французской революции 1789-1799 гг. собор был закрыт, в 1794 г. находившиеся в храме святыни уничтожены. В наст. время уцелевшие частицы мощей Е. хранятся в соборе в реликварии XIX в., украшенном изображениями святого в монашеской рясе и в одеянии аббата (в митре и с посохом). С 1533 г. в храме находится резной заалтарный образ североитал. работы с изображениями апостолов Петра, Павла и Андрея, прп. Е. и свт. Клавдия. В соборе хранится ансамбль резного алтаря Е. (XVII в.) из ц. св. Клавдия. В честь Е. освящен ряд католич. церквей во Франции, в т. ч. крипта VI-VII вв. под ц. св. Лаврентия в Гренобле.