Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ
15, С. 466-467 опубликовано: 23 июля 2012г.


ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ

Евангелие от Луки. Миниатюра из Добрилова Евангелия. 1164 г. (РГБ. Рум. № 103. Л. 106)
Евангелие от Луки. Миниатюра из Добрилова Евангелия. 1164 г. (РГБ. Рум. № 103. Л. 106)

Евангелие от Луки. Миниатюра из Добрилова Евангелия. 1164 г. (РГБ. Рум. № 103. Л. 106)
(РГБ. Рум. № 103), апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. Написано в 1164 г. диак. ц. св. Апостолов Константином, «а мирьскы Добрило», для свящ. ц. Иоанна Предтечи Симеона. Д. Е. представляет собой пергаменный кодекс из 270 л. размером 24,5×19,7 см, написано уставом в 2 столбца.

В научной лит-ре практически общепризнано южнорус. (с большой степенью вероятности галицко-волынское) происхождение кодекса (Малкова. 1963; Тихомиров. 1965. С. 123-124). Встречающееся в работах XIX - нач. XX в. мнение о новгородском происхождении рукописи (обзор мнений см.: Там же. С. 124-125) основано на факте безусловного существования в Новгороде в XII в. храмов, посвященных св. апостолам и св. Иоанну Предтече, и на якобы исключительно северорус. форме мирского имени писца, однако эта т. зр. не подтверждается данными орфографии. Кодекс целиком (за исключением неск. киноварных заголовков) написан одним писцом - Добрилом, который был, очевидно, профессиональным каллиграфом. В позднейшее время текст, затертый от регулярного использования, был наведен (со значительным искажением букв) более чем на 30 страницах. «Выходная» запись писца на л. 270 об. сильно пострадала от того, что длительное время лист был приклеен к бумаге, в XIX в. лист подвергся воздействию реактива, примененного для прочтения записи. В типологическом отношении Д. Е. принадлежит к мстиславовскому классу того же типа полноапракосного Евангелия (Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 286).

Рукопись украшена 4 полихромными миниатюрами с изображениями пишущих евангелистов, помещенных в интерьере увенчанных крестом однокупольных храмов, на кровлях которых сидят павлины. «Простоватые миниатюры» Д. Е. «несут на себе особую прелесть широкого рисунка и свободного письма провинциального мастера» (Попова. 2003. С. 266). Судя по надписям на миниатюрах, их выполнял специально приглашенный художник. Д. Е. также украшают киноварные заставки жгутового плетения, многочисленные инициалы тератологического стиля и плетеные, с элементами тератологии.

История бытования Д. Е. до его приобретения гр. Н. П. Румянцевым в 1822 г. в Гомеле прослеживается фрагментарно. Согласно записи на л. 2, в 1572/73 (7081) г. рукопись была вложена царем Иоанном IV Васильевичем в пуст. во имя архидиак. Стефана, местонахождение которой надежно не устанавливается; наиболее вероятно, что речь идет о псковском Стефановском в Лугу мон-ре (Тихомиров. 1965. С. 120. Примеч. 6; Зверинский. Т. 3. С. 179. № 2095).

Лит.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 171; Некрасов А. И. Древнерус. изобразительное искусство. M., 1937. С. 92-93, 97-98; Малкова О. В. Палеогр. описание галицко-волынской рукописи XII в. // Исследования по лингвист. источниковедению. М., 1963. С. 65-78; Тихомиров Н. Б. Каталог русских и славянских пергаменных рукописей XI-XII вв., хранящихся в ОР ГБЛ. Ч. 2: XII в. // Зап. ОР ГБЛ. М., 1965. Вып. 27. С. 95-99, 117-126; Запаско Я. П. Пам'ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Львiв, 1995. С. 37-38, 189-195; Кат. № 19; Попова О. С. Визант. и древнерус. миниатюры. М., 2003.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Рукописи древнерусские Рукописи, миниатюры Апракос, славянское название одного из 2-х типов служебного Апостола или Евангелия Евангелие. Рукописи (см. также Новый Завет. Рукописи) Добрилово Евангелие, апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерусского (и в целом славянского кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в.
См.также:
ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ галицко-волынская рукопись кон. XII (?) - нач. XIII в.
ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИ иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий-апракос (полный)
ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства
ГАЛИЧСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1357 г.
ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425)
АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия
АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись, 1-я четв. XV в.
АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ литургическое Евангелие тетр, XV в.
АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг
АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись Евангелия-тетр