Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СКИТ
15, С. 206-207 опубликовано: 5 июня 2012г.


ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СКИТ

Скит во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря Ватопед на Афоне
Скит во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря Ватопед на Афоне

Скит во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря Ватопед на Афоне
[греч. Σκήτη ῾Αϒίου Ϫημητρίου] на Афоне, подчиненный мон-рю Ватопед. По преданию, Д. с. был основан на том месте, где вмч. Димитрий Солунский (306) воздвиг храм во имя Пресв. Богородицы. По др. версии, церковь была построена родственниками великомученика вскоре после его кончины. С Х в. здесь находилась обитель Халкеос (Χαλκέως), основанная Димитрием Халкевсом (медником) и посвященная им своему небесному покровителю. Сохранились мраморные плиты пола древнего храма, датирующиеся XII-XIII вв. Из этой обители в 1628 г. архим. Макарий привез московскому государю Михаилу Феодоровичу чудотворное полотенце вмч. Димитрия, считающееся вкладом имп. Андроника II Палеолога (Каптерев. С. 99).

Обитель возрождена в нач. XVIII в. под рук. проигум. Филофея ватопедскими иноками скевофилаксом Паисием, иеромонахами Стефаном и Сильвестром и вскоре получила статус скита. Большую роль в благоустройстве Д. с. в 1-й пол. XVIII в. сыграл Неофит, бывш. митр. Артский и Навпактский. В. Г. Григорович-Барский, дважды посетивший Д. с., в 1726 г. застал здесь всего 4-5 келий, а в 1744 г.- 20 калив и называл обитель «скит красный и знаменитый».

Уставы 1729 и 1759 гг. определяли вопросы, касавшиеся владений и внутреннего устройства и обязанности насельников скита по отношению к Ватопеду. Так, каждый насельник скита был обязан уплачивать 3/4 гросса в год Ватопеду и в случае необходимости спускаться на ватопедскую пристань для разгрузки пшеницы.

В сер. XVIII в. скит стал одним из центров движения колливадов на Афоне. В 1756 г. здесь поселился Дионисий из Сьятисты, затем к нему присоединился мон. Иерофей (впосл. основатель мон-ря прор. Илии на о-ве Идра) с учениками. В 1808 г. в скиту проживало 47 монахов, накануне национально-освободительной революции - 60. Из офиц. переписи в афонских мон-рях (1885) явствует, что в Д. с. подвизались 38 иноков и 3 послушника. В XIX в. среди насельников были и болг. монахи.

Кириакон (соборный храм скита) был воздвигнут на месте визант. храма, точное время его постройки неизвестно. В кириаконе сохранилось изображение 3 святителей кисти мастера Константина Арванита (1742). Основные росписи наоса и лити выполнены в 1755 г. На вост. стене лити помещены чудеса вмч. Димитрия. В люнете над входом в наос расположен образ Богоматери с предстоящими вмч. Димитрием и свт. Григорием Паламой. На литографии 1763 г. с видом скита изображены кириакон, колокольня, трапезная, архондарик и каливы. В 1764 г. была построена кладбищенская ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Экзонартекс, пристроенный к кириакону в 1796-1797 гг., был украшен в 1806 г. фресками, выполненными мастерами Вениамином и Захарией, племянниками мон. Макария из Галатисты.

В 90-х гг. ХХ в. Д. с. включал 21 каливу, 16 из которых были заброшены. Скит являлся особножительным (идиоритмическим), в последние годы в нем проживали 3-4 монаха. В наст. время не заселен, ведутся работы по реставрации фресок кириакона.

В б-ке скита хранилось 73 рукописи (в наст. время перемещены в Ватопед) и ок. 200 печатных книг.

Лит.: Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 219-220; Σμυρνάκης Γ. Τὸ ῞Αϒιον ῎Ορος. ᾿Αθῆναι, 1903. Καρυαί, 19882. Σ. 449-451; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914; ᾿Αλέξανδρος Λαυριώτης (Λαζαρίδης), μον. ῎Εϒϒραφα τοῦ ῾Αϒίου ῎Ορους τῆς Μεϒάλης ῾Ελληνικῆς ᾿Επαναστάσεως, 1821-1832. ᾿Αθῆναι, 1966. Τ. 1. Σ. 25; Μαμαλάκης ᾿Ι. Π. Τὸ ῞Αϒιον ῎Ορος διὰ μέσου τῶν αἰώνων. Θεσσαλονίκη, 1971. Σ. 300, 325-326, 519; Ϫωρόθεος, μον. Τό ῞Αϒιο ῎Ορος: Μύηση στήν ἱστορία του καί τή ζωή του. Κατερίνη, 1985. Τ. 1. Σ. 252-253; ῾Ιερὰ Μεϒίστη Μονὴ Βατοπαιδίου. Παράδοση, ἱστορία, τέχνη. ῞Αϒιον ῎Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 66-68; Πεντζίκης Γ. Ν. ´Αϒιον ´Ορος: ´Ενας πλήρης ταξιδιωτικός οδηϒός. Αθήνα, 2003. Τ. 2. Σ. 346-347; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М., 2007. Т. 1. С. 223-224, 928, 930.
Ключевые слова:
Монастыри Греческих Православных Церквей Скиты на Афоне Димитрия Солунского великомученика скит на Афоне, подчиненный монастырю Ватопед
См.также:
АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Серагион), на г. Афон, XIX в.
ВЕЛИКАЯ ЛАВРА муж. общежительный, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон
ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне
ГОНЬЯ муж. действующий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы на о-ве Крит
ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона
ПАВЛА СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ в честь Сретения Господня на Св. Горе Афон