Иван Артемьев, московский иконописец 1-й пол. XVIII в. Происходил, по-видимому, из старинного московского купеческого рода Гусятниковых. Состоял в штате Оружейной палаты Московского Кремля, после ее реорганизации в 30-х гг. XVIII в.- в иконописном цехе. Работал в Москве, в С.-Петербург не вызывался. Последовательно продолжал традиции художественной школы Оружейной палаты, выполнял произведения в «греч. стиле», отразившем эволюцию живоподобного стиля царских мастеров в новой культурной ситуации, с осторожностью воспринял отдельные элементы художественной эстетики барокко. Г. часто путают с шуйским иконописцем Иваном Артемьевым.
Первые документальные упоминания о художнике относятся к 1703 г., когда он был свидетелем при заключении договоров на иконописные работы Ивана Ларионова Кирпичёва и Федора Васильева, т. е. в то время Г. уже был сложившимся мастером. В 1709 г. он участвовал в сооружении триумфальных ворот в Москве в связи с празднованием Полтавской победы. В том же году написал 40 новых икон (очевидно, для иконостаса) для Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря и производил там работы по поновлению старых.
На службе в Оружейной палате Г. помимо иконописи занимался также непрофильной деятельностью: в 1716 г., после смерти надзирателя Афанасия Вяткина, был назначен ответственным («у дозора») за прием и отпуск ружей и оружейных припасов. В 1718-1719 гг. в составе большой группы московских художников принимал участие в создании иконостаса для ц. Преображения Господня в Ревеле (совр. Таллин) по заказу кн. А. Д. Меншикова. В 1721 г. написал Владимирскую икону Божией Матери с клеймами сказания для ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке в Москве (находится в этом храме до наст. времени).
С учреждением Святейшего Синода и обустройством Синодального дома Г. был привлечен в 1723-1724 гг. к созданию иконостаса в ц. во имя 12 апостолов в Московском Кремле, где вместе с живописцем Иваном Рефусицким выполнил для местного ряда иконы «Вмц. Екатерина и мц. Наталия», «Поклонение волхвов», «Воскресение Христово», образы Богоматери и Спасителя, а также царские врата (иконостас не сохр.). С 1731 по 1735 г. он обучал иконописанию племянника царского изографа Т. И. Филатьева Илью Иванова. Для московского храма Воскресения Христова в Кадашах в 1728 г. Г. написал икону «Обновление храма Воскресения Христова» (ГТГ); в 1748 г. он участвовал в создании иконописного убранства новопостроенной московской ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, в Рогожской слободе, откуда происходит подписная икона «Свт. Алексий, митр. Московский» (ГМИР); к 40-м гг. XVIII в. относится икона его работы «Блгв. вел. кн. Александр Невский» (ГЭ). Последние сведения о Г. датируются 1750 г., когда им вместе с Денисом Романовским по заказу купца Федора Иванова Птицына была написана икона «Свт. Николай Чудотворец» (филиал ГИМ «Новодевичий монастырь»). Сын мастера Петр Гусятников известен как живописец-декоратор.