(кон. I - 1-я пол. II в.), еретик-гностик (см. ст. Гностицизм), согласно древней традиции, предполагаемый учитель гностика Маркиона (Iren. Adv. haer. I 27), с к-рым полемизировал Тертуллиан в трактате «Против Маркиона». Отрывочные сведения о К. и его учении содержатся в сочинениях неск. церковных историков и ересеологов: сщмч. Иринея Лионского († кон. II в.), Ипполита Римского (III в.), Фирмилиана, еп. Кесарии Каппадокийской (сер. III в.), Евсевия, еп. Кесарии Палестинской (2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), свт. Епифания Кипрского (ок. 315-403), Филастрия, еп. Бриксийского (IV в.), Феодорита, еп. Кирского († ок. 457).
К. происходил из Сирии (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLI 1). Считается, что он был учеником и последователем Симона Волхва, современника апостолов (Деян 8. 4), основателя ереси симониан, которых ересеологическая традиция считает гностиками. Однако преемственную связь учения К. с учением Симона, вероятнее всего, не следует понимать буквально. Это скорее позднейшая попытка отнести учение К. к определенному направлению или обозначить его гностические корни. Весьма часто по той же причине гностикам приписывалось влияние на них античных философов.
Единственный исторически достоверный факт в биографии К.- его прибытие в Рим ок. 140 г. (Euseb. Hist. eccl. IV 11), при папе сщмч. Гигине († 142 или 149). Сведения сщмч. Иринея о К., наиболее ранние и подробные, послужили основой для выводов позднейших историков. Согласно этим сведениям, К., несмотря на приверженность к ереси, не стремился открыто отмежевываться от Церкви: «Кердон, предшественник Маркиона... часто приходя в церковь и исповедуясь... так и окончил [жизнь], то уча тайно, то опять исповедуясь, то обличаемый в своем худом учении, и наконец оставил собрание братий» (Iren. Adv. haer. III 4).
В основе учения К. лежит тезис о существовании двух Богов: 1-й - Бог благой, 2-й - Бог «правосудный». Благой Бог является Отцом Иисуса Христа. «Правосудный» Бог - творец мира, это Он дал закон Моисею и говорил через ветхозаветных пророков, что «Бог, проповеданный законом и пророками, не есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, потому что одного знали, другой был неизвестен; один - правосуден, другой - благ» (Ibid. I 28). Положение о двух Богах у К. приводят также Ипполит Римский, Евсевий, еп. Кесарии Палестинской, и др. Согласно Ипполиту, второй Бог, Бог Ветхого Завета, творец мира, трактуется К. уже не как «правосудный», а как злой и жестокий (malus) (Hipp. Refut. VII 10, 37). Еп. Евсевий добавляет, что ветхозаветного Бога, по К., можно познать, а Бог - Отец Христа непознаваем (Euseb. Hist. eccl. IV 11).
Христологии К. был свойственен радикальный докетизм, т. е. он считал, что плоть Христа была призрачной, иллюзорной, поэтому не было ни Его воплощения от Девы, ни страданий и смерти. К. отрицал также проповедуемое христианами всеобщее воскрешение плоти, признавал только бессмертие души. К. отвергал как Ветхий, так и Новый Завет, за исключением нек-рых мест из Евангелия от Луки и отрывков Посланий ап. Павла (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLI 1; Filastr. Divers. haer. XLIV).
По мнению А. фон Гарнака, с уверенностью назвать К. учителем Маркиона на основании имеющихся источников нельзя. Если в упомянутых источниках К. считается предшественником Маркиона, то, напр., Тертуллиан, посвятивший полемике с Маркионом обширный трактат с подробным рассмотрением его учения, упоминает имя К. вскользь и не говорит о том, что его оппонент был последователем К. Точно известно только, что оба еретика находились в Риме в одно и то же время. Учение Маркиона представляет собой тезисы, почти схожие с теми, к-рые приписывают К. сщмч. Ириней и др., поэтому неясно, в чем оригинальность концепции Маркиона, занявшей значительное место среди гностических теорий. Гарнак высказывает предположение, что учение К. не имело столь четких формулировок, какие приписываются ему ересеологами, он просто проповедовал дуализм - основную доктрину гностического мировоззрения, но не говорил о др. Боге, как это делал впосл. Маркион. Т. о., положения, относившиеся к учению Маркиона, были впосл. приписаны К. Вполне вероятно, что это относится также и к докетизму К. Возможно, у сщмч. Иринея был какой-то источник или устные сведения о существовании некоего еретика по имени Кердон, но отсутствовали подробности его учения, поэтому Ириней мог приписать ему основные гностические постулаты и взгляды Маркиона, сделав этого Кердона связующим звеном между Маркионом и первыми гностиками.
Свт. Епифаний посвятил небольшую заметку кердонианам, ученикам К. (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLI), однако нет оснований считать, что после смерти К. осталась некая полноценная секта его единомышленников.