[Нем. Quadratnotation, Quadratschrift; римская хоральная нотация], разновидность зап. линейной муз. нотации; применялась гл. обр. для записи литургической монодии в богослужении рим. обряда (см. Григорианское пение). Своим названием К. н. обязана графеме «пункт» (лат. punctum), напоминающей квадрат, др. графемы К. н. также по большей части имеют «квадратные» очертания (см. таблицу). В типичном случае запись музыки в К. н. представляет собой невмы в унифицированной и «геометризованной» форме, посаженные на линейки и в межлинейные промежутки 4-линейного нотоносца с ключами F или C (унаследованными от нотации Гвидо Аретинского). Добавочные линейки в старинных рукописях не используются. В отличие от древнейшей безлинейной невменной нотации звуковысотность мелодии, записанной в К. н., уверенно расшифровывается. Как и в невменных рукописях, ритм «плавного распева» (cantus planus) систематически не нотируется, но «вычитывается» опытными певчими из метроритма (молитвословного или поэтического) текста (см.: Монтероссо. 1997).
Термин «квадратная нотация» ввел в научный обиход Ф. Людвиг (Ludwig F. Repertorium organorum recentioris et motetorum vetustissimi stili. Halle, 1910. N. Y., 1964r. Tl. 1) для нотации многоголосной музыки школы Нотр-Дам (между 1150 и 1250) в ее рукописных собраниях, условно именуемых «Magnus liber organi» (Большая книга органума; самая известная и объемная рукопись - флорентийская Laurent. Plut. 29. 1, XIII в.),- органумов, клаузул, кондуктов, ранних мотетов. Та же К. н. применяется в обширных собраниях мотетов XIII в. (кодексы из Бамберга и Монпелье - Bamberg. Staatsarch. Lit. 115 и Montpellier. Fac. de Medicine de l'Université. H 196). Из упорядоченного сочетания графем К. н. в формах многоголосной музыки периода Ars antiqua на основе теории т. н. модусов, изложенной в трактатах XIII в. (см. ст. Иоанн де Гарландиа), исследователи (с нач. XX в. и поныне) выводят ритм и (3-дольный) метр. В совр. науке историческая разновидность многоголосной К. н., к-рая интерпретируется посредством модально-ритмической теории, называется модальная нотация, а термин «квадратная» используют для обозначения «квадратной» записи музыки любого рода и вида. Модальная нотация в отличие от квадратной хоральной уже достаточно четко фиксирует ритмические длительности голосов по определенной системе.
К. н. сложилась в XII в. из центрально- и северофранц. региональных традиций невменной нотации (Р. Ж. Эсбер (1954) показал этот процесс на примере нормандского аббатства Жюмьеж). К сер. XIII в. в крупных центрах христ. культуры Франции (Париж, Сен-Дени, Руан, Тур, Шартр и др.) старые певч. книги были переписаны К. н. Новый стиль нотации быстро распространился из Франции на Британские о-ва (вплоть до Оркни, где в 1274 в К. н. был записан знаменитый лат. гимн «Nobilis humilis»), в Испанию и, наконец (в понтификат Николая III), в Италию. Это привело к тому, что региональные невменные диалекты на юге и западе Европы постепенно исчезли. В то же время в германоязычных землях сформировалась собственная разновидность линейной записи невм - т. н. готическая нотация. К. н. стала последней эволюционной фазой зап. невменной нотации как особой системы кодификации музыки.
В К. н. новой (особенно светской и паралитургической) музыки проявилась общая для западноевропейского позднего средневековья тенденция к обособлению музыкальной составляющей некогда единого тексто-музыкального целого. Отдельные звуки новой мелодии стали записывать одиночными невмами - пунктами и виргами (наподобие того, как это делается в школьной 5-линейной нотации), без учета фонетики, грамматики и синтаксиса распеваемого текста, а также безотносительно к распеву слогов (силлабическому или мелизматическому). Составные невмы, принятые в литургической традиции «плавного распева», в К. н. светской музыки почти не применялись. Особая тонкая разметка невменной рукописи, помогавшая певчим правильно осмысливать и грамотно озвучивать молитву (напр., т. н. эписема и весь комплекс ликвесцентных и орнаментальных невм, подробнее см. в ст. Невмы), в такой нотации совершенно исчезла.
С XIV в. в нотные рукописи систематически включались графемы, присущие мензуральной нотации (напр., символы темпуса/пролации); смешанная форма нотации делает совр. интерпретацию ритма в памятниках такого рода весьма проблематичной. Один из наиболее известных кодексов «с мензурализмами», к-рый находится в Британской б-ке (Brit. Lib. Add. 29987, ок. 1400), содержит ценную подборку инструментальной музыки (сальтареллы и др. средневековые танцы).
К. н. имеет важное значение для церковной жизни, для изучения средневек. музыки и для развития совр. муз. исполнительства. В богослужении рим. обряда (примерно с посл. четв. XIII в. до II Ватиканского Cобора) К. н. стала de facto канонической формой нотации григорианского пения. Не только «стандартные» певч. книги католиков (Антифонарий, Градуал, Гимнарий, Респонсориал и др. сборники), к-рые с одобрения Ватикана готовили ученые монахи Солемского аббатства (т. н. солемские издания), но и аналогичные орденские книги (напр., Антифонарии бенедиктинцев в Айнзидельне, цистерцианцев в Вестмалле, амвросианцев в Милане и т. п.) выпускались именно в К. н. То обстоятельство, что церковные распевы, записанные изначально безлинейными невмами, позже были переписаны квадратной нотой (то же неск. веков спустя случилось и в правосл. богослужебной музыке, когда песнопения знаменного и др. распевов, первоначально фиксировавшихся с помощью безлинейных нотаций, были переписаны в киевской нотации), исследователи широко используют для ретроспективного изучения древнейших невменных манускриптов, к-рые сами по себе (вне сравнения с «квадратными» аналогами) не расшифровываются. Неопределенность ритма одноголосной (реже 2-голосной) светской и паралитургической музыки, записанной в К. н., дает основания для различных теоретических концепций и «аутентичных» исполнительских интерпретаций.