[лат. clausula, букв.- окончание, завершение], многозначный муз. термин, применяемый преимущественно по отношению к многоголосной западноевроп. музыке ср. веков и эпохи Возрождения. Выделяются 2 основных значения термина: вид композиции на cantus firmus (категория формы) и заключительный мелодический оборот (категория гармонии).
Как категория формы К.- специфическая форма многоголосной музыки школы Нотр-Дам (60-е гг. XII - нач. XIII в.; совр. исследователи включают ее в понятие «Ars antiqua»; см. также в ст. Франция, разд. «Церковная музыка»); с т. зр. техники композиции - фрагмент традиц. мелодии (cantus firmus) григорианского пения (иногда на один слог текста, напр.: [Vir]go), к-рый гармонизован 1, 2 или (редко) 3 «органальными» (см. в ст. Органум) голосами. В типичном случае К. писали на слово «Domino» в «Benedicamus Domino - Deo gratias» (формульном стихе (versiculum), заключавшем все службы католич. оффиция), а также на мелизматические разделы песнопений мессы (как правило, ее проприя, напр., градуалов «Haec dies» и «Viderunt omnes»). Все голоса К. (в отличие от мелизматического органума и копулы, где ритм либо нотирован частично, либо не выписан вовсе) зафиксированы на письме графемами в системе модальной нотации и организованы по законам ритмических модусов; по этой причине о К. говорят как о разновидности «метризованного органума».
Ритмическое оформление многих К. напоминает более ранние дисканты: главный голос (cantus firmus) изложен относительно мелкими длительностями, а органальный голос сочинен в технике «нота-против-ноты» (punctum contra punctum, отсюда позднейший термин «контрапункт») или 2-3 ноты против одной (см. пример 1).
При этом из оригинальной монодии композитор нередко вычленял отдельные мелодические фразы или наиболее выразительные ходы и повторял такие фразы по своему вкусу. В 3- и 4-голосных К. характерно использование т. н. обмена голосов (нем. Stimmtausch). Технически это означает 2-голосный контрапункт, в к-ром одну и ту же небольшую мелодическую фразу исполняют по очереди 2 разных голоса соседней тесситуры, напр. кантус и дуплум (см. пример 2).
В нек-рых К. cantus firmus выдержан в (иногда очень) крупных длительностях, над ним «сооружаются» органальные голоса, образующие протяженные мелодические фразы. Этот стиль в совр. музыковедческой лит-ре получил нем. название Halteton (выдержанный звук).
В средневек. рукописях К., записанные в виде «законченных» пьес, исчисляются сотнями. В ходе богослужения такие К. можно было произвольно подставлять «по тексту» на соответствующие места, украшая (и удлиняя) службу. Невиданную прежде роскошь муз. оформления службы в соборе Нотр-Дам-де-Пари в XIII в. обеспечивало чередование монодических песнопений (cantus plani) и разного вида многоголосных вставок (составная композиция сюитного типа), из к-рых «кульминационной» (технически наиболее сложной), несомненно, была К.
Появлением К. отмечено возрастание роли собственно муз. компонента в западноевроп. богослужении, значительное расширение спектра муз. выразительности используемых в нем песнопений (напр., с помощью техники Halteton, где один слог текста растягивался на десятки «тактов», или путем расчленения оригинальной мелодии и повтора в теноре К. ее сегментов). Из подтекстовки верхних голосов в К. возник новый изысканный жанр профессиональной музыки Ars antiqua - (политекстовый) мотет.
Как категория гармонии термин «clausula» (иногда clausura) характеризует заключительный мелодический (как правило, формульный) оборот (каденцию) в старинной многоголосной музыке. В трактатах средневековья, Возрождения и барокко (вплоть до 30-х гг. XVIII в.), где многоголосие рассматривалось как сложение мелодически равнозначных голосов, К. описывали как совокупность мелодических оборотов в разных голосах (т. н. голосовые К., или каденции); отсюда оригинальные термины «клаузула дисканта», «теноровая клаузула», «басовая клаузула» (clausula discanti, tenoris, bassi) и т. п. Поскольку голоса полифонического целого по определению функционально взаимозаменяемы, они могли выполнять несвойственные им формульные ходы; отсюда родились неологизмы, напр., «дискантирующая» (cantizans), «альтирующая» (altizans), «тенорирующая» (tenorizans) К. баса. К. систематизировали также и по др. критериям, напр., по степени их значимости для избранного лада. Так, в нем. теории кон. XVI - 1-й пол. XVII в. К. на 1-й ступени лада называлась «первичной» (primaria, т. е. самая весомая и значимая), на 5-й - «вторичной» (secundaria, т. е. второстепенная), на 3-й - «третичной» (tertiaria, наименее значимая для данного лада).
Термины «клаузула» и «каденция» нередко употребляются - как в старинных источниках (с кон. XV в.), так и в совр. научных исследованиях - синонимически. Этос К. (как и этос каденции) издавна описывался как спад (сонантного) напряжения, завершающийся разрядкой. Согласно «Определителю музыки» (ок. 1474) Иоанна Тинкториса, «клаузула - это небольшой раздел в каком-либо голосе (многоголосной) композиции, завершение которого являет полный покой и попадает на (начало) перфекции» (упрощенно - на сильную долю такта; см. изд.: Tinctoris J. Terminorum musicae diffinitorium. Treviso, 1495. Kassel, 1983r. S. 13; в трактовке Р. Л. Поспеловой «перфекция» здесь - совершенный консонанс квинтоктавы (соединение октавы, квинты и кварты) в положении ультимы (последнего созвучия) каденции). При этом термин «каденция» может употребляться вместо термина «клаузула» почти всегда, независимо от музыкального склада и фактуры. Напр., выражение «каденция Ландини» (типичная формула, которая встречалась еще до Франческо Ландини (Ландино; XIV в.), в т. ч. в церковной музыке; см. пример 3), характерность к-рой сообщает ход на терцию вниз от финалиса (здесь - d), а затем возвращение к нему скачком, допустимо вместо «клаузула Ландини», но не наоборот, поскольку во мн. случаях «каденция» подразумевает только гомофонно-гармонический склад (как напр., в словосочетаниях «автентическая каденция», «плагальная каденция»), по отношению к к-рому термин К. не применяется.
Изредка (у Цистерцианского анонима III (сер. XII в.; см. также ст. Анонимы), Жака Льежского (1-я треть XIV в.), Гильермо Деспуига (кон. XV в.) - см.: Lexicon musicum Latinum. Fasz. 5. Sp. 518-519) К. назывался также заключительный оборот в музыке монодического склада (напр., в григорианском хорале).
Др. значения термина: диапазон (или регистр) звукоряда и мелодический («горизонтальный») интервал, изредка встречающиеся в трактатах и записях музыки ср. веков и эпохи Возрождения, в наст. время не используются.