(Хашми, Хашмис Самеба) [груз. კაწარეთი], мужской мон-рь с кафоликоном во имя Св. Троицы (Самеба) Ниноцминдско-Сагареджойской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), кафедра древней Кацаретской епархии ГПЦ. Расположен в 8-10 км от с. Хашми Сагареджойского муниципалитета (Кахети), на юго-зап. склоне Гомборского хребта, на левом берегу р. Иори.
Впервые место Кацарети упоминается в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли): здесь просветительница Грузии св. Нина после Крещения центральной части царства Картли «крестила кхоетских и соджских князей с их народом; крестила здесь кхоелов и суджов» (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 89; Обращение Грузии. 1989. С. 26). Ф. Жордания считал, что «старая церковь Кацарети была построена на месте, где святая Нино воздвигла святой крест» (Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 33).
Согласно преданию, св. царь Вахтанг Горгасали (V в.) перед одной из битв с горцами остановился на этом месте и поклялся, что возведет храм, если Бог дарует ему победу. После победоносного похода здесь был воздвигнут собор во имя Св. Троицы (Джаши. 1914. С. 4). Архитектурный анализ подтверждает, что церковь была возведена на рубеже V и VI вв., при св. Вахтанге или его сыне и преемнике царе Дачи. К. стал кафедральным центром образованной приблизительно в это же время Кацаретской епархии. Здесь был устроен монастырь. Находившийся под попечительством кахетинских князей и царей Грузии собор не раз восстанавливали. В нач. XVI в. царь Кахети Александр I (1476-1511) и его мать царица Нестан-Дареджан обновили и украсили многие церкви, в т. ч. и К. В 1518 г. стены и своды главного нефа были оштукатурены и украшены фресками. В росписи храма также принимали участие рус. мастера, к-рые приезжали в Кахети по приглашению груз. царей (Бакрадзе. 1875. С. 128).
В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон К. и его святыни: «Храмъ Святыя Живоначальныя Троицы, каменъ, зделанъ о камени синего тесана, из нутри подписано золотомъ. Образъ в нем месной Живоначальныя Троицы, обложенъ золотомъ съ камениемъ съ дорогимъ и иные образы многие обложены серебромъ позолочены» (Белокуров. 1889. С. CXXII).
В XVI-XVIII вв. близ церкви были выстроены архиерейский дом, жилая башня, колокольня; комплекс был обнесен оградой. Самебские епископы - особенно Николай (Чолокашвили) (кон. 80-х гг. XVII в.- 1695), Николай (Мдивнишвили) (1695-1710; с 1701 архиепископ), Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в.; с 1723 архиепископ), Иоанн (30-60-е гг. XVIII в.) - заботились об обеспечении монастыря и улучшении его материального положения. Еп. Николай (Мдивнишвили) восстановил церковь, архиерейский дом и ограду, определил состав клира, возобновил совершение богослужений, украсил храм мн. иконами, обновил книгохранилище (Ист. документы Гареджи. 2008. С. 205). При еп. Иосифе К. стал крупным центром просвещения и культуры, была открыта школа для крестьянских детей. Иммунитетной грамотой 1651 г. царь Картли-Кахети Ростом (1648-1656) освободил крестьян К. от всех гос. повинностей, кроме участия в ополчении (Там же. 2011. С. 725). Цари Кахети Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722) и кахетинские князья щедро жертвовали монастырю крестьян и имения (подробнее см. в ст. Кацаретская епархия).
В нач. XVIII в. лезгины опустошили К., спаслись лишь еп. Николай и неск. семей кацаретских крестьян, к-рые переселились в Земо-Хашми, оттуда - в Хашми. К сер. XVIII в. село окончательно обезлюдело.
После упразднения Кацаретской епархии в 1765 г. К. был передан в управление епископу Ниноцминдскому, в 1780 г.- настоятелю мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи. В 1798 г. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) закрепил за Натлисмцемели право на имущество К. и предписал его настоятелю совершать здесь богослужения, устроить в К. одну из своих резиденций. Также в К. был восстановлен клир: иеромонах, священник, диакон, писец (Там же. С. 682-684). В нач. XIX в. монастырская жизнь в К. замерла, церковь обветшала.
Осенью 1846 г. эти места посетил историк А. Н. Муравьёв. Он назвал К. «отпечатком лучших времен Грузинской Церкви», описал кафоликон, указав, что местами сохранилась стенная живопись (Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 204-206). К последней четверти столетия «здание храма... ничем и никем не защищенное, сделалось убежищем для... животных» (Пурцеладзе. 1891). В 1885 г. по инициативе грузинского историка Д. Бакрадзе и настоятеля Натлисмцемели архим. Макария в К. были расчищены территория и здание церкви, перебрано перекрытие, вставлена дверь, воздвигнута алтарная преграда. Выявлены хозяйственные сооружения монастыря - колодец, пекарня, марани (винный погреб) с 50 квеври (большими амфорами для хранения вина и воды), бассейн, вода в который поступала из леса по глиняным трубам. Двое иноков из мон-ря Натлисмцемели поселились в башне и стали присматривать за церковью. 17 февр. 1891 г. архим. Макарий и 4 иеромонаха освятили храм. Видимо, постоянного клира в К. на тот момент не было. В периодике того времени упоминается народный обычай устраивать возле К. по церковным праздникам пикники: напр., на 3-й день Пасхи отмечали Самебоба (праздник Св. Троицы). В 1925 г. в К. проводили полевые исследования архитекторы Т. Бейер и Н. П. Северов. Бейер зарисовал ансамбль, снял замеры церкви, составил чертежи (план, разрезы). Нек-рые его работы использовал В. Беридзе при иллюстрировании своих трудов; архив хранился в Ин-те искусствознания в Тбилиси, но погиб при пожаре в кон. 1991 - нач. 1992 г.
В 1982 г. произведена реставрация кафоликона. Монастырская жизнь была восстановлена. В 2004-2009 гг. в К. находилась резиденция еп. Сагареджойского и Ниноцминдского Луки. В 2005-2007 гг. храм был вновь отреставрирован.
окружен каменной оградой. Главные ворота расположены с юж. стороны, внутри арочные, снаружи прямоугольные, датируются XIV-XV вв. В ограде, с юго-зап. стороны от церкви, устроена жилая 3-этажная башня, имеющая трапециевидную форму. На территории К. также расположены частично руинированный архиерейский дом и хозяйственные постройки.
Кафоликон является памятником грузинского зодчества кон. V - нач. VI в. Представляет собой вытянутую (26,6×13,8 м) 3-нефную базилику с 4 парами прямоугольных в плане столбов. С востока средний неф заканчивается алтарной апсидой. Изначально помещения по бокам алтаря не были выделены, боковые нефы простирались на всю длину здания и замыкались с востока прямой стеной. Продольные арки, перекинутые через столбы, а также арка конхи апсиды имеют подковообразную форму. Церковь имела 3 арочных входа - с запада, юга и севера (последний позднее был заложен). Первоначальные окна хорошо сохранились в алтаре и в восточных стенах боковых нефов. Они крупные (особенно выделяется среднее - более метра в ширину), имеют подковообразные арки и незначительно расширяются внутрь. В настоящее время церковь освещается 21 окном.
Из декоративного убранства интерьера церкви сохранились рельефы на капителях первой с востока пары столбов и на импостах арки конхи. Эти рельефы, включающие сильно стилизованные изображения деревьев и орнамент в виде ланцеток, обнаруживают явное влияние искусства Сасанидов и находят ближайшие стилистические параллели в декоре приалтарных капителей Болнисского Сиона (478-493).
Между VII и IX вв. церковь подверглась частичной переделке. В восточной части боковых нефов посредством перегородок были выделены прямоугольные помещения. В сев. нефе, между 2 средними столбами и сев. стеной, был устроен придел с маленькой апсидой с востока (ныне разрушена) и с отдельным перекрытием в виде купольного свода. В XV в. фасад всего здания, за исключением продольных стен среднего нефа над кровлями боковых нефов, был дополнительно облицован большими ровными плитами зеленовато-розового песчаника, характерного для храмов Бочорма и Ниноцминда. Вслед. этого значительно увеличилась толщина стен (до 2 м). На вост. фасаде был помещен высеченный почти во всю ширину среднего нефа большой рельефный крест. Работы коснулись также и перекрытия церкви. Упадок строительного искусства, вызванный нашествиями Тамерлана и характерный для груз. архитектуры XV в., ощутим в сухом оформлении фасадного креста, а также в исполнении сводов боковых нефов: они имеют неровную поверхность, сев. неф значительно ниже южного, что заметно и в наружном облике здания. Декоративное украшение храма - кивоты, устроенные в алтарных столбах, и киворий - относится к XVII в. В XVIII в. алтарь был переделан и придвинут к 1-й с востока паре колонн.
В 1518 г. церковь была расписана (дата содержится во фрагментированной фресковой надписи, сделанной на тимпане зап. входа). По иконографии и стилю роспись близка к афонской живописи XVI в. На своде в медальонах изображены: в центре - Христос Пантократор, по бокам - Пресв. Богородица и Иоанн Предтеча; на подпружных арках свода - пророки; в алтарной апсиде - Божия Матерь «Одигитрия»; на приалтарных устоях - «Благовещение», разделенное на 2 части; на продольных стенах - праздничные сцены (в верхнем регистре), чудеса Христовы (в среднем регистре), а также одиночные и парные фигуры святых (в нижнем регистре).
На вост. грани 2-го с востока столба сев. ряда сохранился портрет ктитора с венцом на голове, указывающего на модель церкви базиликального типа в руке. Его одежда украшена 2 вертикальными рядами крупных медальонов с изображениями двуглавых орлов - образом визант. императора, крайне редко встречающимся в груз. искусстве. Портрет не имеет надписи, но можно с большой долей уверенности сказать, что это кахетинский царь Леван (1520-1574), делавший значительные пожертвования церквам и монастырям не только Кахети, но и всей Грузии, а также Св. земли и Афона. Выбор необычного места для ктиторского портрета можно объяснить статусом царя - он правил Кахети с 1518 г., когда была сделана роспись, но на царство был венчан лишь в 1520 г.