[греч. ῾Ιερα Μονὴ Καταμόνας], мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится в юго-зап. части Иерусалима, недалеко от Крестового мон-ря, на холме над долиной Вади-эль-Паша. Точное время основания К. неизвестно. По преданию, на этом месте находился дом прав. Симеона Богоприимца, в саду которого был устроен родовой склеп, где впосл. был похоронен и он сам. Ссылаясь на неизвестный источник, Т. Даулинг и Р. Жанен утверждали, что К. был основан в 1177 г. груз. царем Вахтангом (Dowling T. E. The Georgian Church in Jerusalem // РЕFQSt. 1911. Vol. 43. N 4. P. 185; Janin R. Les Géorgiens à Jérusalem // EO. 1913. Vol. 16. P. 217-218). Однако в это время в Грузии правил Георгий III (1156-1184). Возможно, речь идет о Вахтанге, младшем сыне св. Давида IV Строителя. По всей видимости, грузины поселились в К. ранее XII в.: пергаменное грузинское Евангелие от Иоанна из синайского Екатерины великомученицы мон-ря было переплетено на Синае в 983 г. по заказу иером. Микаела Катамонели, который прибыл из Палестины (Цагарели. 1888. С. 200). Т. о., К. возник ранее Крестового мон-ря, от к-рого он впосл. зависел. Сохранился араб. документ 1169 г. о приобретении игум. Крестового мон-ря Махаребели расположенного неподалеку виноградника, известного как Эль-Катамун (Pahlitzsch. 2003. P. 36-37). Возможно, к XII в. относится башня мон-ря, длина фундамента к-рой составляла 20 м. По палеографическим данным, XII в. датируется сильно поврежденная груз. надпись, которую в 1883 г. А. Цагарели видел в алтаре ц. прав. Симеона Богоприимца (Цагарели. 1888. С. 124). В наст. время камень с этой надписью хранится в сев.-зап. углу церкви. В 2002 г. надпись изучил Г. Гагошидзе (Гагошидзе Г. Груз. надписи на Святой Земле // Academia. Тбилиси, 2003. T. 5 (A). С. 41-42 (на груз. яз.)). В ней упомянут некий Кутатели, т. е. Кутаисский епископ, видимо сделавший пожертвование в К.
Акт шариатского суда Иерусалима от февр. 1266 г. подтверждал права груз. монахов на Крестовый мон-рь и его вакфы (пожертвованное имущество) в Эль-Катамун и Дайр-Каакуль с его башней, находящиеся во владении груз. монахов с давних времен. Упоминается, что монахи имели место для молитвы (скорее всего речь идет о церкви). Эль-Катамун назван «хабус руми» или «вакф руми», т. е. вклад, сделанный по визант. праву, до прихода мусульман (Pahlitzsch J., Müller C. Sultan Baybars I and the Georgians in the Light of New Documents Related to the Monastery of the Holy Cross in Jerusalem // Arabica. Leiden, 2004. T. 51. Fasc. 3. P. 268-269). Несомненно К. разделил участь Крестового мон-ря, который в 1268 или 1269 г. в числе имений был захвачен шейхом Хадиром аль-Михрани, духовным наставником Бейбарса, и впоследствии вместе с ними был возвращен христианам по настоянию грузинско-визант. посольства к султану ан-Насиру Мухаммаду в 1305/06 г. (Pahlitzsch. 2003. P. 41-50).
В описаниях паломников дом прав. Симеона Богоприимца упоминается с кон. XIV в. (Le saint voyage de Jherusalem du seigneur d'Anglure. P., 1878. N 153; Descriptiones Terrae Sanctae / Hrsg. T. Tobler. Lpz., 1874. S. 246; Poloner J. Description of the Holy Land (circa 1421 A.D.) / Transl. A. Stewart. L., 1894. P. 18. (Palestine Pilgrims' Text Society Library; [Vol. 6. Pt. 4]); о существовавшей здесь церкви сообщает Ансельм Адорно (Itinéraire d'Anselme Adorno en Terre Sainte (1470-1471) / Éd. et trad. J. Heers, G. de Groer. P., 1978. P. 292). В дополнении к «Трактату о Святой Земле» Франческо Суриано (1485), сделанном в издании 1524 г., говорится, что ц. прав. Симеона Богоприимца принадлежала груз. Крестовому мон-рю, но в наст. время покинута иноками, после того как 19 из них были убиты мусульманами, а обитель разграблена (Suriano F. Treatise on the Holy Land / Transl. T. Bellorini, E. Hoade. Jerusalem, 1949. P. 146. (SBF. Coll. Major; 8). Д. Прингл предполагает, это событие связано с завоеванием тур. султаном Палестины (кон. 1516) и Египта (1517) (Pringle. 1998. P. 167). Однако эти монастыри могли пострадать в кон. XV - нач. XVI в. от нападений разбойников-бедуинов, участившихся из-за ослабления мамлюкской власти. Тем не менее ц. прав. Симеона Богоприимца упоминается паломниками в 1547 и 1553 гг. (Ibidem).
В нач. XVII в. дом и башня прав. Симеона Богоприимца были описаны Франческо Кварезми как довольно просторные и вместительные, и хотя они очень пострадали и разрушены от времени, сохранились примерно 10 комнат, в к-рых жили груз. монахи, и цистерна для сбора дождевой воды (Quaresmio F. Historica, Theologica et Moralis Terrae Sanctae Elucidatio / Ed. C. de Tarvisio. Venetia, 1881. T. 2. P. 452; Idem. Elucidatio Terrae Sanctae. Jerusalem, 1989. P. 294. (SBF. Coll. Major; 32)). Поддельные хатти-шерифы Селима I (1517) и султана Сулеймана I Великолепного (1529), упоминающие К. в числе иерусалимских монастырей (Прокопий Назианзин Арабоглу. Попираемый Иерусалим // Материалы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Т. 2. С. 234, 236. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55)), свидетельствуют о том, что в 1-й трети XVII в. эта обитель представляла интерес для греков Иерусалимского Патриархата. В 1646 г. башня уже была отремонтирована, но прилегающие строения были заброшены, на этих руинах время от времени совершали богослужение монахи-минориты. В течение неск. веков К. оставался в руинах, от него сохранялась только башня (на гравюре Корнелиса де Брёйна 1681 г. видно, что она была в плане L-образной формы и имела 4 этажа). Книги из К. были перенесены в Крестовый монастырь, о чем свидетельствуют владельческие записи, и сохранились в составе его б-ки.
В 1859 г. место, на к-ром расположен К., было куплено мон. Авраамием из Мадита и перешло во владение Иерусалимской Православной Церкви. Он засадил этот участок оливковыми деревьями и разбил на нем виноградник. Вместе с др. членами Святогробского братства он начал раскопки К. Под руинами башни были обнаружены отесанные камни более древнего здания, рядом - подземные гробницы (в т. ч. прав. Симеона Богоприимца) и цистерна. Впосл. к северо-востоку от старой башни были найдены фундаменты построек и фрагменты мозаик, цистерны, мраморные плиты, а к востоку от новой башни - парекклисион с напольными мозаиками.
В 1879 г. раскопки и строительство монастырских зданий были продолжены. Старая продолговатая башня была восстановлена, и в ней устроена ц. прав. Симеона Богоприимца, освященная 3 февр. 1881 г. Иерусалимским патриархом Иерофеем. Активное участие в финансировании строительства и убранства храма принимала московская благотворительница В. И. Сапухина (Антонин (Капустин), архим. Дневник: Год 1881 / Изд. подгот.: Н. Н. Лисовой, Р. Б. Бутова; отв. ред.: Я. Н. Щапов. М., 2011. С. 36).
Снаружи церковь представляет собой кубическое здание с куполом на низком цилиндрическом барабане с 4 окнами. Внутри пространство делится на 2 нефа, соединенные общим широким портиком. Купол воздвигнут над вост. частью главного юж. нефа, остальная часть нефа покрыта крестовыми сводами. Сев. неф сообщается с южным 2 арками. В его вост. части находится гробница прав. Симеона Богоприимца, спуск ведет в пустую могильную яму (мощи были перенесены в К-поль при имп. Юстине II (565-578), а в нач. XIII в. увезены крестоносцами в Задар). Над могилой на 4 столбах покоится беломраморная плита, над ней - высокий резной деревянный киворий. Главный правый придел храма в честь Сретения Господня тоже небольших размеров. Деревянный резной иконостас содержит иконы рус. письма. На столбе слева висит большая 5-частная икона, изображающая основные эпизоды из Жития прав. Симеона, включая Сретение Господне и погребение старца в К.
К югу от старой мон. Авраамий возвел квадратную в плане башню (17,5×9×9 м), на 1-м этаже к-рой он устроил поварню и кладовые, а наверху - жилые помещения. Южнее были сооружены трапезная и помещения для паломников. При Иерусалимском патриархе Никодиме I (1883-1890) К. стал одной из загородных патриарших резиденций. Здание резиденции было возведено в 1885 г. Первоначально храм был приходским, поскольку вокруг жило много правосл. арабов. Во время арабо-израильской войны 1948 г. араб. жители были изгнаны из этого района, а К. захвачен израильскими солдатами, которые повредили ряд икон и похитили церковную утварь.
В настоящее время в К. подвизается только игумен архим. Феодорит (Каппаис).