Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАТАМОН
31, С. 673-674 опубликовано: 19 декабря 2017г.


КАТАМОН

[греч. ῾Ιερα Μονὴ Καταμόνας], мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится в юго-зап. части Иерусалима, недалеко от Крестового мон-ря, на холме над долиной Вади-эль-Паша. Точное время основания К. неизвестно. По преданию, на этом месте находился дом прав. Симеона Богоприимца, в саду которого был устроен родовой склеп, где впосл. был похоронен и он сам. Ссылаясь на неизвестный источник, Т. Даулинг и Р. Жанен утверждали, что К. был основан в 1177 г. груз. царем Вахтангом (Dowling T. E. The Georgian Church in Jerusalem // РЕFQSt. 1911. Vol. 43. N 4. P. 185; Janin R. Les Géorgiens à Jérusalem // EO. 1913. Vol. 16. P. 217-218). Однако в это время в Грузии правил Георгий III (1156-1184). Возможно, речь идет о Вахтанге, младшем сыне св. Давида IV Строителя. По всей видимости, грузины поселились в К. ранее XII в.: пергаменное грузинское Евангелие от Иоанна из синайского Екатерины великомученицы мон-ря было переплетено на Синае в 983 г. по заказу иером. Микаела Катамонели, который прибыл из Палестины (Цагарели. 1888. С. 200). Т. о., К. возник ранее Крестового мон-ря, от к-рого он впосл. зависел. Сохранился араб. документ 1169 г. о приобретении игум. Крестового мон-ря Махаребели расположенного неподалеку виноградника, известного как Эль-Катамун (Pahlitzsch. 2003. P. 36-37). Возможно, к XII в. относится башня мон-ря, длина фундамента к-рой составляла 20 м. По палеографическим данным, XII в. датируется сильно поврежденная груз. надпись, которую в 1883 г. А. Цагарели видел в алтаре ц. прав. Симеона Богоприимца (Цагарели. 1888. С. 124). В наст. время камень с этой надписью хранится в сев.-зап. углу церкви. В 2002 г. надпись изучил Г. Гагошидзе (Гагошидзе Г. Груз. надписи на Святой Земле // Academia. Тбилиси, 2003. T. 5 (A). С. 41-42 (на груз. яз.)). В ней упомянут некий Кутатели, т. е. Кутаисский епископ, видимо сделавший пожертвование в К.

Церковь прав. Симеона Богоприимца мон-ря Катамон. 1881 г.
Церковь прав. Симеона Богоприимца мон-ря Катамон. 1881 г.

Церковь прав. Симеона Богоприимца мон-ря Катамон. 1881 г.
Акт шариатского суда Иерусалима от февр. 1266 г. подтверждал права груз. монахов на Крестовый мон-рь и его вакфы (пожертвованное имущество) в Эль-Катамун и Дайр-Каакуль с его башней, находящиеся во владении груз. монахов с давних времен. Упоминается, что монахи имели место для молитвы (скорее всего речь идет о церкви). Эль-Катамун назван «хабус руми» или «вакф руми», т. е. вклад, сделанный по визант. праву, до прихода мусульман (Pahlitzsch J., Müller C. Sultan Baybars I and the Georgians in the Light of New Documents Related to the Monastery of the Holy Cross in Jerusalem // Arabica. Leiden, 2004. T. 51. Fasc. 3. P. 268-269). Несомненно К. разделил участь Крестового мон-ря, который в 1268 или 1269 г. в числе имений был захвачен шейхом Хадиром аль-Михрани, духовным наставником Бейбарса, и впоследствии вместе с ними был возвращен христианам по настоянию грузинско-визант. посольства к султану ан-Насиру Мухаммаду в 1305/06 г. (Pahlitzsch. 2003. P. 41-50).

В описаниях паломников дом прав. Симеона Богоприимца упоминается с кон. XIV в. (Le saint voyage de Jherusalem du seigneur d'Anglure. P., 1878. N 153; Descriptiones Terrae Sanctae / Hrsg. T. Tobler. Lpz., 1874. S. 246; Poloner J. Description of the Holy Land (circa 1421 A.D.) / Transl. A. Stewart. L., 1894. P. 18. (Palestine Pilgrims' Text Society Library; [Vol. 6. Pt. 4]); о существовавшей здесь церкви сообщает Ансельм Адорно (Itinéraire d'Anselme Adorno en Terre Sainte (1470-1471) / Éd. et trad. J. Heers, G. de Groer. P., 1978. P. 292). В дополнении к «Трактату о Святой Земле» Франческо Суриано (1485), сделанном в издании 1524 г., говорится, что ц. прав. Симеона Богоприимца принадлежала груз. Крестовому мон-рю, но в наст. время покинута иноками, после того как 19 из них были убиты мусульманами, а обитель разграблена (Suriano F. Treatise on the Holy Land / Transl. T. Bellorini, E. Hoade. Jerusalem, 1949. P. 146. (SBF. Coll. Major; 8). Д. Прингл предполагает, это событие связано с завоеванием тур. султаном Палестины (кон. 1516) и Египта (1517) (Pringle. 1998. P. 167). Однако эти монастыри могли пострадать в кон. XV - нач. XVI в. от нападений разбойников-бедуинов, участившихся из-за ослабления мамлюкской власти. Тем не менее ц. прав. Симеона Богоприимца упоминается паломниками в 1547 и 1553 гг. (Ibidem).

В нач. XVII в. дом и башня прав. Симеона Богоприимца были описаны Франческо Кварезми как довольно просторные и вместительные, и хотя они очень пострадали и разрушены от времени, сохранились примерно 10 комнат, в к-рых жили груз. монахи, и цистерна для сбора дождевой воды (Quaresmio F. Historica, Theologica et Moralis Terrae Sanctae Elucidatio / Ed. C. de Tarvisio. Venetia, 1881. T. 2. P. 452; Idem. Elucidatio Terrae Sanctae. Jerusalem, 1989. P. 294. (SBF. Coll. Major; 32)). Поддельные хатти-шерифы Селима I (1517) и султана Сулеймана I Великолепного (1529), упоминающие К. в числе иерусалимских монастырей (Прокопий Назианзин Арабоглу. Попираемый Иерусалим // Материалы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Т. 2. С. 234, 236. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55)), свидетельствуют о том, что в 1-й трети XVII в. эта обитель представляла интерес для греков Иерусалимского Патриархата. В 1646 г. башня уже была отремонтирована, но прилегающие строения были заброшены, на этих руинах время от времени совершали богослужение монахи-минориты. В течение неск. веков К. оставался в руинах, от него сохранялась только башня (на гравюре Корнелиса де Брёйна 1681 г. видно, что она была в плане L-образной формы и имела 4 этажа). Книги из К. были перенесены в Крестовый монастырь, о чем свидетельствуют владельческие записи, и сохранились в составе его б-ки.

В 1859 г. место, на к-ром расположен К., было куплено мон. Авраамием из Мадита и перешло во владение Иерусалимской Православной Церкви. Он засадил этот участок оливковыми деревьями и разбил на нем виноградник. Вместе с др. членами Святогробского братства он начал раскопки К. Под руинами башни были обнаружены отесанные камни более древнего здания, рядом - подземные гробницы (в т. ч. прав. Симеона Богоприимца) и цистерна. Впосл. к северо-востоку от старой башни были найдены фундаменты построек и фрагменты мозаик, цистерны, мраморные плиты, а к востоку от новой башни - парекклисион с напольными мозаиками.

В 1879 г. раскопки и строительство монастырских зданий были продолжены. Старая продолговатая башня была восстановлена, и в ней устроена ц. прав. Симеона Богоприимца, освященная 3 февр. 1881 г. Иерусалимским патриархом Иерофеем. Активное участие в финансировании строительства и убранства храма принимала московская благотворительница В. И. Сапухина (Антонин (Капустин), архим. Дневник: Год 1881 / Изд. подгот.: Н. Н. Лисовой, Р. Б. Бутова; отв. ред.: Я. Н. Щапов. М., 2011. С. 36).

Снаружи церковь представляет собой кубическое здание с куполом на низком цилиндрическом барабане с 4 окнами. Внутри пространство делится на 2 нефа, соединенные общим широким портиком. Купол воздвигнут над вост. частью главного юж. нефа, остальная часть нефа покрыта крестовыми сводами. Сев. неф сообщается с южным 2 арками. В его вост. части находится гробница прав. Симеона Богоприимца, спуск ведет в пустую могильную яму (мощи были перенесены в К-поль при имп. Юстине II (565-578), а в нач. XIII в. увезены крестоносцами в Задар). Над могилой на 4 столбах покоится беломраморная плита, над ней - высокий резной деревянный киворий. Главный правый придел храма в честь Сретения Господня тоже небольших размеров. Деревянный резной иконостас содержит иконы рус. письма. На столбе слева висит большая 5-частная икона, изображающая основные эпизоды из Жития прав. Симеона, включая Сретение Господне и погребение старца в К.

К югу от старой мон. Авраамий возвел квадратную в плане башню (17,5×9×9 м), на 1-м этаже к-рой он устроил поварню и кладовые, а наверху - жилые помещения. Южнее были сооружены трапезная и помещения для паломников. При Иерусалимском патриархе Никодиме I (1883-1890) К. стал одной из загородных патриарших резиденций. Здание резиденции было возведено в 1885 г. Первоначально храм был приходским, поскольку вокруг жило много правосл. арабов. Во время арабо-израильской войны 1948 г. араб. жители были изгнаны из этого района, а К. захвачен израильскими солдатами, которые повредили ряд икон и похитили церковную утварь.

В настоящее время в К. подвизается только игумен архим. Феодорит (Каппаис).

Лит.: Κύριλλος (᾿Αθανασιάδης), ἀρχιμ. Τὸ Καταμόνας: ῎Ητοι σύντομος περιγραφὴ τοπογραφικὴ Μονυδρίου Καταμόνας. ῾Ιεροσόλυμα, 1881 (рус. пер.: Кирилл (Афанасиадис), архим. Краткое топографическое описание обители Святого Симеона Богоприимца, называемой «Катамонас». М., 1882); переизд., изм. загл.: Κύριλλος (᾿Αθανασιάδης), ἀρχιμ. Τὸ προσκυνητάρι τοῦ Καταμόνας / ᾿Επιμ.: ἀρχιμ. Θεοδώρητος (Καππαῆς). ῾Ιεροσόλυμα, 2008 3; Цагарели А. А. Памятники груз. старины в Святой Земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1(10)); Дмитриевский А. А. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима. СПб., 1907. М., 1994 2; Дамаскин (Смирнопул), иеродиак. Воспоминание о св. местах. Иерусалим, 1908. С. 201-204; Ραπτόπουλος Ζ. Κ. Ταξιδεύοντας στήν ῾Αγία Γῆ: ῾Οδηγός προσκυνητοῦ. Λεμεσός, 1996 6. Σ. 107-109; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 166-167; Святая Земля: Ист. путев. / Общ. ред.: М. В. Бибиков. М., 2000. С. 85; Σφυρόερα Σ. Ν. ´Αγιοι Τόποι: Ιστορία και προσκυνήματα. Αθήνα, 2000. Σ. 213-214; Pahlitzsch J. Georgians and Greeks in Jerusalem (1099-1310) // East and West in the Crusader States: Context, Contacts, Confrontations. Leuven; Dudley, 2003. T. 3. P. 35-52. (OLA; 125); ῾Αγιοταφικὸν ῾Ημερολόγιον, 2012. ῾Ιεροσόλυμα, [2011]. Σ. 118; Лисовой Н. Н. Откровение Святой Земли: Путев. М., 2012. С. 168-175.
Ключевые слова:
Монастыри Иерусалимской Православной Церкви Катамон, монастырь во имя праведного Симеона Богоприимца, мужской, действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви
См.также:
ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ [Дейр-Мар-Ильяс], муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви
ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви
ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана