[в южноарав. эпиграфике - греч. Κατταβανία; араб. ], одно из гос-в древнего Йемена, существовавшее в его юж. части, западнее Хадрамаута, с рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. до посл. десятилетий II в. по Р. Х. Принятая в зап. и отечественной науке транслитерация этнотопонима основана на его передаче у Страбона, хотя встречающаяся в йеменской араб. традиции огласовка находит частичное подтверждение в засвидетельствованной у Теофраста форме Κιτίβαινα.
Центр К. локализуется в совр. вади Байхан (вероятное древнее название - ), где располагались его столица Тамна (Тимна; ныне городище Хаджар-Кухлан) и 2-й по значению г. Зу-Гайль ( вариант написания - Зат-Гайль ( ); городище Хаджар-Бин-Хумайд). Раскопки Хаджар-Кухлана, начатые в 1950-1951 гг. экспедицией Американского фонда изучения человека и продолженные в 1999-2005 гг. Итальянской археологической миссией в Йеменской Республике, внесли существенный вклад в исследование материальной культуры и письменного наследия К. Были полностью или частично вскрыты южные ворота, крупное сооружение (48×37 м) неясного назначения (святилище или дворец?), условно называемое TT1 (Timna Temple 1), святилище богини Асират ( ), рыночная площадь, городской некрополь Хайд-Бин-Акиль.
Наряду с Сабой, Хадрамаутом и Аусаном К. относится к числу древнейших территориальных царств, сложившихся на юге Аравии. Есть уникальная возможность определить с точностью до неск. десятилетий, когда К. сформировался в качестве гос-ва. Cогласно пространной надписи DAI Sirwa h 2005-50 (ок. 716 г. до Р. Х.), на территории, где образовался К., существовало неск. мелких государств во главе с царями, в т. ч. город-государство Тамна, впосл. ставший столицей К., и Радман в одноименной горной области. Но уже в надписи RESem, N 3945, повествующей о победоносных военных кампаниях сабейского царя Карибъила Ватара, сына Замаръали, чье правление датируется 80-ми гг. VII в. до Р. Х., упоминается единое Катабанское гос-во во главе с Варавъилом ( ). Незадолго до этого Аусан захватил у К. ряд земель, которые были возвращены Карибъилом катабанскому правителю, после чего К. стал союзником Сабы. Подобным же образом Карибъил склонил к союзу с Сабой и Хадрамаут. Однако отношения между К. и Хадрамаутом в тот период могли быть враждебными. Так, в надписи Arbach-Bâfaqîh al-‘Uqla 1 (VII в. до Р. Х.) сообщается, что царь Хадрамаута «раздавил Катабан». Не исключено, что разжиганию конфликта между ними способствовал их общий союзник Саба, следуя принципу divide et impere. Отсутствие К. в датируемой, по мнению ряда ученых, кон. VII - нач. VI в. до Р. Х. библейской «таблице народов» (Быт 10; ср.: 1 Пар 1), где представлены Саба (Шева) и Хадрамаут (Хацармавеф), может объясняться временным ослаблением этого гос-ва.
О военно-политической истории К. сохранились отрывочные сведения, которые не позволяют восстановить даже список основных его правителей. Во главе К., как и др. древнейеменских территориальных гос-в, стоял мукарриб ( ), отвечавший за проведение масштабных строительных работ и религ. церемоний, или царь ( ) - военный предводитель. В отличие от Сабы в К. совмещение этих титулов не отмечено и к.-л. закономерности в чередовании носивших их правителей не прослеживается. Изначально они являлись скорее верховными магистратами, чем монархами в полном смысле слова, поскольку их власть не передавалась по наследству. На это указывает сохранившееся у Страбона свидетельство Эратосфена Киренского (ум. в 194 г. до Р. Х.), согласно к-рому в южноарав. гос-вах «царство… наследует не сын от отца, но сын какого-нибудь знатного человека, первым родившийся после избрания царя», для чего «вместе с избранием кого-нибудь на царство составляют список беременных жен знатных людей и приставляют к ним стражу для наблюдения, которая из них первой родит; по закону сына этой женщины царь усыновляет и воспитывает по-царски, как будущего наследника» (Strabo. Geogr. XVI 4. 3). А. Г. Лундин попытался показать, что такой порядок престолонаследия был характерен именно для К., и связал его с системой возрастных классов, описанной историками и этнографами на восточноафрикан. материале. В качестве аргумента он привел толкование одного из составных элементов титула катабанских правителей - - как «перворожденный (божественной четы) Анбая и Хаукам», сделав акцент на принципе «первородства», но не в семье, а в поколении (Лундин. 1978; Idem. 1981). Власть верховного правителя была ограничена советом старейшин ( ) и народным собранием ( ). Лишь к кон. I тыс. до Р. Х., вероятно под эллинистическим влиянием, в К. сложилась наследственная монархия.
Среди территориальных южноарав. государств К. являлся наименее централизованным. Община катабан, давшая ему имя, составляла лишь часть населения столицы. Пространная титулатура правителей К. периода его расцвета, к-рый пришелся на 2-ю пол. I тыс. до Р. Х., наглядно показывает, какие земли им тогда подчинялись. Этим владениям соответствуют совр. вади Марха (там находился утративший собственную государственность Аусан), Датина, Яфи, вади Тубан. Общее наименование подданных К. «дети Амма» ( ) связано с культом бога Амма, являвшегося символом катабанской государственности. Важным объединяющим фактором служил также катабанский язык, представленный в памятниках эпиграфики. По грамматической структуре он имел сходство с маинским и хадрамаутским языками и довольно значительно отличался от сабейского.
В 1-й пол. IV в. до Р. Х. первым в Юж. Аравии К. стал выпускать собственные монеты - подражания афинским тетрадрахмам. Начиная с III-II вв. до Р. Х. в К. чеканили серии монет с портретами и именами катабанских царей. Нередко на реверсе помещалось название дворца катабанских правителей - Хариб ( ), находившегося в Зу-Гайле и служившего монетным двором. Чеканка своей монеты продолжалась в К. приблизительно до кон. I в. по Р. Х.
Основой существования К., как и др. гос-в древнего Йемена, являлось паводковое орошение, заключавшееся в использовании воды, которую дважды в год, в сезоны муссонных дождей, приносили селевые потоки, заполнявшие вади - русла высохших рек. Однако экономическим процветанием К. и его соседи были обязаны международной торговле благовониями и пряностями, сведения о к-рой, отсутствующие в местной эпиграфике, встречаются у античных авторов. На значительную роль товарно-денежных отношений в жизни К. указывает высеченный в камне торговый кодекс, обнаруженный на рыночной площади Тамны,- единственный юридический памятник такого рода, происходящий из Юж. Аравии. Ряд его положений поддается лишь приблизительной интерпретации (Beeston. 1959, 1971).
Возвышение К. началось после успешных для него войн с Сабой в кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Последние 2 века до Р. Х. ознаменовались чередой катабано-хадрамаутских войн, в ходе которых были разорены внутренние районы Хадрамаута. Однако в этот период К. постепенно теряет свое могущество. В кон. II в. до Р. Х. от него отделилась обл. Химьяр, во 2-й пол. I в. до Р. Х.- обл. Мадхи, на рубеже эр - царство Аусан, в 70-х гг. I в. по Р. Х.- обл. Радман. В греч. соч. «Перипл Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), содержащем уникальные сведения о странах бассейна Индийского океана, К. в отличие от Сабы, Химьяра и Хадрамаута даже не упомянут.
В 1-й пол. II в. К. потерял большую часть остававшихся под его контролем земель, в т. ч. Тамну, захваченную сабейцами, и его столицей стал Зу-Гайль. В сер. II в. Сабейское и Химьяритское царства временно объединились в единое государство. Против него сложилась т. н. вост. коалиция царя Хадрамаута, полунезависимого правителя Радмана и Мадхи и царя К. Набата Йуханъима ( ), к-рый считается последним катабанским монархом. Вооруженный конфликт между этой коалицией и Сабейско-Химьяритским гос-вом начался в 146-147 гг. и продолжался, вероятно с перерывами, по крайней мере до 159-160 гг. Неудача, постигшая союзников во время этой войны, очевидно, решила судьбу К.: он был разделен между Сабой и Хадрамаутом, причем последнему достался Зу-Гайль.
Помимо Амма и божественной четы Анбая и Хаукам в пантеон К. входили богини Зат-Захран ( ), Зат-Рахбан ( ), Зат-Сант ( ), Уззайан ( ), отождествляемая с араб. аль-Уззой, и Асират, имевшая общее происхождение с западносемит. Ашерой. Для обозначения последних 3 в надписях нередко использовались термины муж. рода: (бог), (господин), (хозяин), что, вероятно, указывает на их андрогинную природу. В К. отмечен культ «дочерей бога» ( ), к-рых Лундин пытался отождествить с упоминаемой в Коране (53. 19-23) триадой, включавшей богинь аль-Лат, аль-Уззу и Манат, считавшихся у мекканских язычников дочерьми Аллаха (Лундин. 1975). Однако К. Ж. Робен убедительно показал, что данная гипотеза недостаточно обоснована (так, нигде не включается в число ) и что эта триада принадлежит к особому классу второстепенных божеств.