Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАТАБАН
31, С. 639-641 опубликовано: 12 декабря 2017г.


КАТАБАН

[в южноарав. эпиграфике -   греч. Κατταβανία; араб.  ], одно из гос-в древнего Йемена, существовавшее в его юж. части, западнее Хадрамаута, с рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. до посл. десятилетий II в. по Р. Х. Принятая в зап. и отечественной науке транслитерация этнотопонима основана на его передаче у Страбона, хотя встречающаяся в йеменской араб. традиции огласовка   находит частичное подтверждение в засвидетельствованной у Теофраста форме Κιτίβαινα.

Центр К. локализуется в совр. вади Байхан (вероятное древнее название -  ), где располагались его столица Тамна (Тимна;   ныне городище Хаджар-Кухлан) и 2-й по значению г. Зу-Гайль (  вариант написания - Зат-Гайль ( ); городище Хаджар-Бин-Хумайд). Раскопки Хаджар-Кухлана, начатые в 1950-1951 гг. экспедицией Американского фонда изучения человека и продолженные в 1999-2005 гг. Итальянской археологической миссией в Йеменской Республике, внесли существенный вклад в исследование материальной культуры и письменного наследия К. Были полностью или частично вскрыты южные ворота, крупное сооружение (48×37 м) неясного назначения (святилище или дворец?), условно называемое TT1 (Timna Temple 1), святилище богини Асират ( ), рыночная площадь, городской некрополь Хайд-Бин-Акиль.

Наряду с Сабой, Хадрамаутом и Аусаном К. относится к числу древнейших территориальных царств, сложившихся на юге Аравии. Есть уникальная возможность определить с точностью до неск. десятилетий, когда К. сформировался в качестве гос-ва. Cогласно пространной надписи DAI Sirwa h 2005-50 (ок. 716 г. до Р. Х.), на территории, где образовался К., существовало неск. мелких государств во главе с царями, в т. ч. город-государство Тамна, впосл. ставший столицей К., и Радман в одноименной горной области. Но уже в надписи RESem, N 3945, повествующей о победоносных военных кампаниях сабейского царя Карибъила Ватара, сына Замаръали, чье правление датируется 80-ми гг. VII в. до Р. Х., упоминается единое Катабанское гос-во во главе с Варавъилом ( ). Незадолго до этого Аусан захватил у К. ряд земель, которые были возвращены Карибъилом катабанскому правителю, после чего К. стал союзником Сабы. Подобным же образом Карибъил склонил к союзу с Сабой и Хадрамаут. Однако отношения между К. и Хадрамаутом в тот период могли быть враждебными. Так, в надписи Arbach-Bâfaqîh al-‘Uqla 1 (VII в. до Р. Х.) сообщается, что царь Хадрамаута «раздавил Катабан». Не исключено, что разжиганию конфликта между ними способствовал их общий союзник Саба, следуя принципу divide et impere. Отсутствие К. в датируемой, по мнению ряда ученых, кон. VII - нач. VI в. до Р. Х. библейской «таблице народов» (Быт 10; ср.: 1 Пар 1), где представлены Саба (Шева) и Хадрамаут (Хацармавеф), может объясняться временным ослаблением этого гос-ва.

О военно-политической истории К. сохранились отрывочные сведения, которые не позволяют восстановить даже список основных его правителей. Во главе К., как и др. древнейеменских территориальных гос-в, стоял мукарриб ( ), отвечавший за проведение масштабных строительных работ и религ. церемоний, или царь ( ) - военный предводитель. В отличие от Сабы в К. совмещение этих титулов не отмечено и к.-л. закономерности в чередовании носивших их правителей не прослеживается. Изначально они являлись скорее верховными магистратами, чем монархами в полном смысле слова, поскольку их власть не передавалась по наследству. На это указывает сохранившееся у Страбона свидетельство Эратосфена Киренского (ум. в 194 г. до Р. Х.), согласно к-рому в южноарав. гос-вах «царство… наследует не сын от отца, но сын какого-нибудь знатного человека, первым родившийся после избрания царя», для чего «вместе с избранием кого-нибудь на царство составляют список беременных жен знатных людей и приставляют к ним стражу для наблюдения, которая из них первой родит; по закону сына этой женщины царь усыновляет и воспитывает по-царски, как будущего наследника» (Strabo. Geogr. XVI 4. 3). А. Г. Лундин попытался показать, что такой порядок престолонаследия был характерен именно для К., и связал его с системой возрастных классов, описанной историками и этнографами на восточноафрикан. материале. В качестве аргумента он привел толкование одного из составных элементов титула катабанских правителей -   - как «перворожденный (божественной четы) Анбая и Хаукам», сделав акцент на принципе «первородства», но не в семье, а в поколении (Лундин. 1978; Idem. 1981). Власть верховного правителя была ограничена советом старейшин ( ) и народным собранием ( ). Лишь к кон. I тыс. до Р. Х., вероятно под эллинистическим влиянием, в К. сложилась наследственная монархия.

Среди территориальных южноарав. государств К. являлся наименее централизованным. Община катабан, давшая ему имя, составляла лишь часть населения столицы. Пространная титулатура правителей К. периода его расцвета, к-рый пришелся на 2-ю пол. I тыс. до Р. Х., наглядно показывает, какие земли им тогда подчинялись. Этим владениям соответствуют совр. вади Марха (там находился утративший собственную государственность Аусан), Датина, Яфи, вади Тубан. Общее наименование подданных К. «дети Амма» ( ) связано с культом бога Амма, являвшегося символом катабанской государственности. Важным объединяющим фактором служил также катабанский язык, представленный в памятниках эпиграфики. По грамматической структуре он имел сходство с маинским и хадрамаутским языками и довольно значительно отличался от сабейского.

В 1-й пол. IV в. до Р. Х. первым в Юж. Аравии К. стал выпускать собственные монеты - подражания афинским тетрадрахмам. Начиная с III-II вв. до Р. Х. в К. чеканили серии монет с портретами и именами катабанских царей. Нередко на реверсе помещалось название дворца катабанских правителей - Хариб ( ), находившегося в Зу-Гайле и служившего монетным двором. Чеканка своей монеты продолжалась в К. приблизительно до кон. I в. по Р. Х.

Основой существования К., как и др. гос-в древнего Йемена, являлось паводковое орошение, заключавшееся в использовании воды, которую дважды в год, в сезоны муссонных дождей, приносили селевые потоки, заполнявшие вади - русла высохших рек. Однако экономическим процветанием К. и его соседи были обязаны международной торговле благовониями и пряностями, сведения о к-рой, отсутствующие в местной эпиграфике, встречаются у античных авторов. На значительную роль товарно-денежных отношений в жизни К. указывает высеченный в камне торговый кодекс, обнаруженный на рыночной площади Тамны,- единственный юридический памятник такого рода, происходящий из Юж. Аравии. Ряд его положений поддается лишь приблизительной интерпретации (Beeston. 1959, 1971).

Возвышение К. началось после успешных для него войн с Сабой в кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Последние 2 века до Р. Х. ознаменовались чередой катабано-хадрамаутских войн, в ходе которых были разорены внутренние районы Хадрамаута. Однако в этот период К. постепенно теряет свое могущество. В кон. II в. до Р. Х. от него отделилась обл. Химьяр, во 2-й пол. I в. до Р. Х.- обл. Мадхи, на рубеже эр - царство Аусан, в 70-х гг. I в. по Р. Х.- обл. Радман. В греч. соч. «Перипл Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), содержащем уникальные сведения о странах бассейна Индийского океана, К. в отличие от Сабы, Химьяра и Хадрамаута даже не упомянут.

В 1-й пол. II в. К. потерял большую часть остававшихся под его контролем земель, в т. ч. Тамну, захваченную сабейцами, и его столицей стал Зу-Гайль. В сер. II в. Сабейское и Химьяритское царства временно объединились в единое государство. Против него сложилась т. н. вост. коалиция царя Хадрамаута, полунезависимого правителя Радмана и Мадхи и царя К. Набата Йуханъима (  ), к-рый считается последним катабанским монархом. Вооруженный конфликт между этой коалицией и Сабейско-Химьяритским гос-вом начался в 146-147 гг. и продолжался, вероятно с перерывами, по крайней мере до 159-160 гг. Неудача, постигшая союзников во время этой войны, очевидно, решила судьбу К.: он был разделен между Сабой и Хадрамаутом, причем последнему достался Зу-Гайль.

Помимо Амма и божественной четы Анбая и Хаукам в пантеон К. входили богини Зат-Захран (  ), Зат-Рахбан ( ), Зат-Сант ( ), Уззайан ( ), отождествляемая с араб. аль-Уззой, и Асират, имевшая общее происхождение с западносемит. Ашерой. Для обозначения последних 3 в надписях нередко использовались термины муж. рода:   (бог),   (господин),   (хозяин), что, вероятно, указывает на их андрогинную природу. В К. отмечен культ «дочерей бога» ( ), к-рых Лундин пытался отождествить с упоминаемой в Коране (53. 19-23) триадой, включавшей богинь аль-Лат, аль-Уззу и Манат, считавшихся у мекканских язычников дочерьми Аллаха (Лундин. 1975). Однако К. Ж. Робен убедительно показал, что данная гипотеза недостаточно обоснована (так,   нигде не включается в число  ) и что эта триада принадлежит к особому классу второстепенных божеств.

Ист.: Avanzini A. Corpus of South Arabian Inscriptions I-III: Qatabanic, Marginal Qatabanic, Awsanite Inscriptions. Pisa, 2004. (Arabia antica; 2); Beeston A. F. L. Qahtan: Studies in Old South Arabian Epigraphy. L., 1959. Fasc. 1: The Mercantile Code of Qataban; 1971. Fasc. 2: The Labakh Texts: (With addenda to «The Mercantile Code of Qataban»); Bron Fr. L'inscription qatabanite de la porte nord de Timna‘ // Michael: Historical, Epigraphical and Biblical Studies in Honor of Prof. M. Heltzer / Ed. Y. Avishur, R. Deutsch. Tel Aviv; Jaffa, 1999. P. 69-74; Plin. Sen. Natur. hist. XII 14. 63-64; 15. 68; 19. 88-92; Theophr. Hist. plant. IX 4. 2; Strabo. Geogr. XVI 4. 2-4.
Лит.: Phillips W. Qataban and Sheba: Exploring the Ancient Kingdom of the Biblical Spice Routes of Arabia. N. Y., 1955; Bowen R. L., Albright F. P. Archaeological Discoveries in South Arabia. Baltimore, 1958; Cleveland R. L. An Ancient South Arabian Necropolis: Objects from the Second Campaign (1951) in the Timna‘ Cemetery. Baltimore, 1965; Van Beek G. W. Hajar Bin Humeid: Investigations at a Pre-Islamic Site in South Arabia. Baltimore, 1969; Beeston A. F. L. Pliny's Gebbanitae // Proc. of the 5th Seminar for Arabian Studies. L., 1972. P. 4-8; idem. Kataba n // EI. Vol. 4. P. 746-748; idem. Some Observations on Greek and Latin Data Relating to South Arabia // BSOAS. 1979. Vol. 42. N 1. P. 7-12; Müller W. W. Die angeblichen «Töchter Gottes» im Licht einer neuen qataba nischen Inschrift // Degen R., Müller W. W., Röllig W. Neue Ephemeris für Semitische Epigraphik. Wiesbaden, 1974. Bd. 2. S. 145-148. Taf. 12; Лундин А. Г. «Дочери бога» в южноараб. надписях и в Коране // ВДИ. 1975. № 2. С. 124-131; он же. Престолонаследие в Катабане // СЭ. 1978. № 4. С. 123-130; idem. (Lundin A. G.). Les principes de la succession au trône dans l'Arabie du Sud ancienne // Rayda n. ‘Adan, 1981. T. 4. P. 37-41; он же. Катабанский декрет о землепользовании RES 3854 // ВДИ. 1987. № 3. С. 43-61; Ricks St. D. Lexicon of Inscriptional Qatabanian. R., 1989; Bâfaqîh M. ‘A. L'unification du Yémen antique: La lutte entre Saba', Himyar et le Hadramawt du Ier au IIIème siècle de l'ère chrétienne. P., 1990. P. 195-219, 326-329, 352-357, 362. (Bibliothèque de Rayda n; 1); Бауэр Г. М., Лундин А. Г. Катабан // Красноморские заметки / Ред.: Э. Е. Кормышева, А. В. Седов. М., 1994. Т. 1. С. 140-155; Korotayev A. A Socio-political Conflict in the Qatabanian Kingdom?: (A Preliminary Re-interpretation of the Qatabanic Inscription RÉS 3566) // Proc. of the Seminar for Arabian Studies. Turnhout, 1997. Vol. 27. P. 141-158; Arbach M., Bâfaqîh M. ‘A. Nouvelles données sur la chronologie des rois du Hadramawt // Semitica. P., 1998. Vol. 48. P. 109-126 [в т. ч. изд. надписи Arbach-Bâfaqîh al-‘Uqla 1]; Glanzman W. D. Hayd Ibn ‘Aqil - der Friedhof von Tamna‘ // Jemen: Kunst und Archäologie im Land der Königin von Saba': Wien Künstlerhaus, 9. Nov. 1998 bis 21. Febr. 1999 / Hrsg. W. Seipel. W., 1998. S. 250-251; Hayajneh H. Die Personennamen in den qatabânischen Inschriften: Lexikalische und grammatische Analyse im Kontext der semitischen Anthroponomastik. Hildesheim; Zürich; N. Y., 1998; Robin Ch. Les «Filles de Dieu» de Saba' à La Mecque: Réflexions sur l'agencement des panthéons dans l'Arabie ancienne // Semitica. 2000. Vol. 50. P. 113-192; (?)lsquo;Arbaš M., as-Saqqa f (?)lsquo;A. Naqš djadd min ‘ahd Yada‘'ab Dhubya n Yuhan‘im malik Qataba n wa-Yada‘'ab Ghayla n malik Hadramawt // Rayda n. 2001. T. 7. P. 110-123 (на араб. яз.); Munro-Hay St. Coinage of Arabia Felix: The Pre-Islamic Coinage of the Yemen. Mil., 2003. P. 42-50, 87, 106, 107, 127-128, 175, 180, 181, 186-187; Абдалла Ю. М., Седов А. В. Монетный чекан раннего Катабана: Клад из ас-Сурайры // Scripta Yemenica: Исслед. по Юж. Аравии: Сб. ст. в честь 60-летия М. Б. Пиотровского. М., 2004. С. 33-45, 48-83; Maigret A., de, Robin Ch. J. Tamna‘, antica capitale di Qataba n. San‘a ', 2006; Nebes N. Ita'amar der Sabäer: Zur Datierung der Monumetalinschrift des Yita‘'amar Watar aus Sirwa h // Arabian Archaeology and Epigraphy. Sydney, 2007. Vol. 18. N 1. P. 25-33; Bron Fr. Les dieux et les cultes de l'Arabie du Sud préislamique // Mythologie et religion des Sémites occidentaux / Éd. G. del Olmo Lete. Leuven; Dudley (Mass.), 2008. Vol. 2: Émar, Ougarit, Israël, Phénicie, Aram, Arabie. P. 469-471.
С. А. Французов
Ключевые слова:
Государства древние Йемен. История Катабан, одно из государств древнего Йемена, существовавшее с рубежа VIII и VII вв. до Р. Х. до последнего десятилетий II в. по Р. Х.
См.также:
АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во
АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ древняя страна в Вост. Закавказье
БАКТРИЯ древн. историко-культурная обл. в Ср. Азии
ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.
ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ древнейшее гос-во в долине р. Нил
ЕЛАМ см. Элам