Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАНИ
30, С. 168-169 опубликовано: 15 июня 2017г.


КАНИ

Останец Хусн-эль-Гураб, у подножия к-рого располагался порт Кани
Останец Хусн-эль-Гураб, у подножия к-рого располагался порт Кани

Останец Хусн-эль-Гураб, у подножия к-рого располагался порт Кани
[в южноарав. эпиграфике (преимущественно сабейской) -   греч. Κανή; лат. Cane; араб.   ], крупнейший порт древнего государства Хадрамаут на побережье Аравийского м. в I в. до Р. Х.- 1-й пол. I тыс. по Р. Х. Принятое ныне чтение «Кани» вместо прежнего «Кана» основано на греко-лат. и араб. формах топонима. Городище, расположенное у подножия останца вулканического происхождения Хусн-эль-Гураб в юго-зап. части бухты Бир-Али, приблизительно в 3 км от одноименного современного селения, было идентифицировано как древний порт К. в 1834 г. офицерами гидрографического корабля «Палинур» брит. Ост-Индской компании. Важнейший вклад в изучение К. внесли археологи А. В. Седов и Ю. Г. Виноградов, осуществлявшие долговременные планомерные раскопки городища в составе Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) в 1985-1989 и 1991 гг. и Российской комплексной экспедиции в Йеменской Республике (РКЭЙР) в 1993-1994 гг. В 1995-1996 гг. французские археологи во главе с М. Мутоном вскрыли языческое культовое сооружение, в к-ром предположительно население поклонялось богу Сийану, символизировавшему хадрамаутскую государственность. «Нижний город» площадью ок. 15 га имел более 100 построек, в т. ч. и помещения хозяйственного назначения, очевидно, складские. Количество жителей К. изменялось в зависимости от сезона, т. к. это был торговый порт, а на интенсивность морской торговли влияло направление муссонных ветров.

Судя по археологическим материалам и сведениям «Перипла Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), в т. н. нижний период (2-я пол. I в. до Р. Х.- сер.- кон. I в. по Р. Х.) К. был связан торговлей с западом (Испанией, Сицилией, Италией) и востоком Средиземноморья (Египтом, Палестиной, М. Азией), Месопотамией и районом Персидского зал. В т. н. средний период (II-V вв.) К. достиг наибольшего расцвета. К этому времени относится раскопанное Седовым здание, идентифицированное им как синагога. На обломках упавшей с его стены штукатурки была обнаружена фрагментарная греч. надпись некоего Космы, к-рую издатель Виноградов считал скорее христианской, чем иудейской, и датировал 2-й пол. IV в. (Виноградов. 1989; Sedov. 1992. P. 135-136). Г. Бауэрсок настаивал на том, что выражения, содержащиеся в надписи, характерны для памятников греч. эпиграфики, составленных иудеями (Bowersock. 1993; Qâni'. 2010. P. 393-396), но не учел, что Косма - типично христ. имя и что ни одного случая использования греч. языка иудеями на юге Аравии не зафиксировано. Поскольку данные археологии не позволяют однозначно отождествить ни «раннюю постройку», откуда происходит надпись, ни сменившую ее «позднюю постройку» с синагогами, сооружение, следуя мнению Виноградова, можно рассматривать как христ. часовню.

Хорошо прослеживаемое по эпиграфическим памятникам взятие и разграбление К. сабейским царем Шааром Аутаром ( / ) в ходе сабейско-хадрамаутской войны во 2-й пол. 20-х гг. III в. (Ir 13. § 13; Ry 533/8-9; Ja 632/2-3; Sh 17/10-12) не подтверждается археологически. Возможно, полному разрушению порт не подвергся: в надписях говорится лишь о сожжении находившихся на рейде кораблей (Ir 13. § 13) - 47 самбук и фелюг (Ry 533/8-9; это древнейшее упоминание данных типов морских судов - Лундин. 1975). Упадок К. приходится на т. н. поздний период (VI - нач. VII в.), когда он входил в состав обширных владений рода Язан (BR-Yanbuq 47; апр. 515). Надпись CIH 621 (февр. 630) освещает один из заключительных эпизодов химьяро-эфиопских войн. Судя по археологическим данным, порт К. прекратил существование в нач. VII в., однако топоним сохранялся в арабо-мусульманской традиции еще в нач. XIV в. Паломники, направлявшиеся в Мекку в XVII-XVIII вв., использовали руины городища в качестве укрытий.

Неоднократно предпринимавшиеся попытки отождествить с К. топоним Хане, упоминаемый в Иез 27. 23, не выдерживают критики, поскольку в VI в. до Р. Х., к к-рому относится данный библейский текст, до основания К. оставалось еще полтысячелетия. Кроме того, с лингвистической т. зр. вряд ли можно убедительно обосновать переход звука ( ) в звук ( ). Возможно, речь идет о Кане Галилейской (Седов. 2005. С. 307).

Ист.: античные: Casson L. The Periplus Maris Erythraei: Text, introd., transl., comment.Princeton, 1989. § 24, 27–28, 32, 33, 36, 57 (рус. пер.: Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря»: Текст, пер., коммент., исслед. СПб., 2007); Plin. Sen. Natur. hist. VI 104; Ptolem. Geogr. VI 7.10, VIII 22.9; южноарав.: Corpus des inscriptions et antiquités sub-arabes. Louvain, 1986. T. 2: Le Musée d’Aden. Fasc. 1. P. 205–208 [CIAS 95.11/p.8 n°1]; Jamme A. Sabaean Inscriptions from Mahram Bilqîs (Mârib). Baltimore, 1962. P. 134–135 [Ja 632]; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes: 12- ème série // Le Muséon. 1955. Vol. 68. P. 297–308. Pl. 1 [Ry 533]; al-Iryānê M. ‘А. Fī tārīkh al-Yaman. Al-Qāhirah, 1973. P. 75–86 [Ir 13]; Šaraf al-Dīn А. H. Tārīkh al-Yaman al-thaqāfī. Al-Tāhirah, 1967. Pt. 3. P. 68–69 [Sh 17]; Bâfaqîh M., Robin Ch. Inscriptions inédites de Yanbuq (Yémen Démocratique) // Raydân. ‘Adan, 1979. T. 2. P. 48–57 [BR–Yanbuq 47]; Robin Ch., Gajda I. L’inscription du wâdî ‘Abadân // Ibid. 1994. T. 6. P. 113–129. Pl. 49–57 [‘Abadân 1]; CIS 4. 1929. T. 3. P. 54–59, 144–146 [CIH 621, 727, 728]; Répertoire d’épigraphie sémitique. P., 1950. T. 7. P. 508 [RES 5093]; арабо-мусульм.: Le Livre des Revenus du sultan rasulide al-Malik al-Mu’ayyad Dâwûd b. Yûsuf (m. 721/1321) / Éd., introd. M. ‘Abd al-Rahim Jazim. Sanaa, 2008. P. 132, 395.
Лит.: Лундин А. Г. К истории слов «сундук» и «фелюга» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока: XI годичная науч. сессия ЛО ИВ АН СССР: (Кр. сообщ. и автоаннот.). М., 1975. [Ч.] 1. С. 111-115; Виноградов Ю. Г. Греческая надпись из Юж. Аравии // ВДИ. 1989. Т. 189. № 2. С. 162-167; Седов А. В. Археол. комментарий // Там же. С. 167-169; idem. (Sedov) New Archaeological and Epigraphical Material from Qana (South Arabia) // Arabian Archaeology and Epigraphy. Copenhagen, 1992. Vol. 3. N 2. P. 110-137 [with an Addendum by Yu. G. Vinogradov]; он же. Древний Хадрамаут: Очерки археологии и нумизматики. М., 2005. С. 307-356. (Тр. Рос. археол. миссии в Респ. Йемен; 3); idem. Temples of Ancient Hadramawt. Pisa, 2005. P. 161-171. (Arabia Antica; 3); Bowersock G. W. The New Greek Inscription from South Yemen // To Hellenikon: Studies in Honor of S. Vryonis / Ed. J. S. Langdon e. a. New Rochelle (N. Y.), 1993. Vol. 1: Hellenic Antiquity and Byzantium. P. 3-8; Hulton J. South Arabia: The «Palinurus» Journals / Ed. W. A. Hulton. Camb.; N. Y., 2003. P. 56-65; Frantsouzoff S. A. Temples, Tribes, Rulers and Military Campaigns of Ancient Hadramawt: Harmony and Disagreement between Archaeological Material and Epigraphic Data // Arabia. P., 2004. Vol. 2. P. 73-85, 217-221; Qâni': Le port antique du Hadramawt entre la Méditerranée, l'Afrique et l'Inde: Fouilles Russes 1972, 1985-1989, 1991, 1993-1994 / Dir. J.-Fr. Salles, A. V. Sedov. Turnhout, 2010.
С. А. Французов
Ключевые слова:
Государства древние Археология всеобщая Кани, крупнейший порт древнего государства Хадрамаут на побережье Аравийского м.
См.также:
БАКТРИЯ древн. историко-культурная обл. в Ср. Азии
АВАРЫ союз кочевых племен монголо-тюркского происхождения
АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу
АКСУМ столица Аксумского царства
АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во
АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ древняя страна в Вост. Закавказье