(754 или 761 - ок. 820), прп. Акритский (пам. 5 янв.). Известен благодаря записи в Синаксаре К-польской Церкви.
Род. на о-ве Крит у благочестивых родителей Феофана и Юлианы. После обучения грамоте нек-рое время был пастухом. Воспылав божественным рвением, Г. бежал в Селевкию (юго-восток М. Азии), где подвизался, питаясь хлебом и водой. Когда Г. исполнилось 26 лет, умер иконоборческий имп. Лев (по мнению большинства исследователей, Лев IV (775-780)) и святой отправился в Иерусалим, где пробыл 12 лет, подвергаясь притеснениям от арабов и иудеев. Затем Г. совершил паломничество в Рим. Там он принял постриг, в 811 или 812 г. встретился со свт. Михаилом, еп. Синнадским, главой посольства, отправленного патриархом К-польским свт. Никифором I к папе Римскому Льву III. Свт. Михаил взял Г. с собой в К-поль, а затем определил его в мон-рь «на мысе Акрит». Г. жил в мон-ре аскетом, носил одну и ту же рубаху, принимал пищу раз в 2-3 дня. В 815 г., когда в империи опять возобладали иконоборческие идеи, Г. удалился в пещеру и оплакивал новый церковный раздор; затем жил в затворе в тесной келье. Каждый вечер Г. наполнял стоящую неподалеку бочку холодной водой и, войдя в нее, читал Псалтирь от начала до конца. Скончался после мн. лет подвижнической жизни.
Расхождение в определении года рождения Г. обусловлено 2 противоречащими друг другу замечаниями в Синаксаре: 26-летний Г. отправился в Иерусалим после смерти «иконоборца Льва» (780), но в то же время, «когда свободно заговорило Православие», т. е. после VII Вселенского Собора 787 г. Т. о., год рождения святого или 754-й (Ж. Моссе), или 761-й (Р. Жанен). Отождествление в Житии «иконоборца Льва» с имп. Львом III (ΘΗΕ) или с имп. Львом V Армянином (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 31) не имеет оснований.
Составитель Синаксаря, вероятно, ориентировался на более ранний историографический источник, из к-рого им были заимствованы сведения о миссии свт. Михаила, еп. Синнадского, о смерти имп. Ставракия и о восшествии на престол имп. Михаила I Рангаве. Тем не менее ни он, ни автор заимствованного синаксаристом источника не объясняли цели посольства свт. Михаила и не упомянули имп. Никифора I, но сообщали о фактически не участвовавшем в управлении гос-вом его сыне Ставракии, смертельно раненном болгарами в той же битве, в к-рой был убит император.
По мнению Жанена, принятому большинством исследователей, мон-рь «на мысе Акрит» - один из неск. мон-рей, располагавшихся на п-ове Тузлабурну (Турция), между архипелагом Принцевых о-вов (ныне Кызыладалар) и входом в Никомидийский (ныне Измитский) зал.
В печатных Минеях последования Г. нет, но по рукописям (AHG. T. 5. P. 114-124) известен канон Иосифа 2-го гласа с акростихом Τοὺς σοὺς ἐπαινῶ, παμμάκαρ πάτερ, τρόπους. ῾Ο ᾿Ιωσήφ (Твой восхвалю, всеблаженный отче, образ жизни. Иосиф), ирмос Δεῦτε, λαοί̇ ( ), нач. 1-го тропаря: Τῷ φωτισμῷ τῆς τρισηλίου θεότητος (Просвещением трисолнечного Божества), сопровождаемый кондаком 3-го гласа Τῶν λαμπρῶν ἀγώνων σου̇ (Блистательных подвигов твоих...) и седальном.