Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ
10, С. 243-246 опубликовано: 14 декабря 2009г.


ГАВРИИЛ ЛЕСНОВСКИЙ

(пам. 15 янв.), прп., пустынник. Время и место рождения точно неизвестны; возможно, род. в Осечко-Поле (совр. Македония), жил в XI в., на рубеже XI-XII вв. или в XII в. Упоминание Г. Л. в Житии прп. Иоакима Осоговского, жившего не позднее 2-й четв. XII в. (обретение мощей состоялось при имп. Мануиле I Комнине (1143-1180)), представляет собой похвалу собору болгаро-македон. пустынников (Иванов. Български старини. С. 407), составленную при устойчивых традициях почитания каждого из них, и не имеет значения для определения времени жизни Г. Л. (ср.: Павловић. Култови лица. С. 32). К той же похвале восходит и предание, что Г. Л. был учеником прп. Иоанна Рильского († 946; ср.: Роdskalsky. 2000. S. 107, 120). В 1660 г. Михаил (Боичич), митр. Коласийский, в послании к царю Алексею Михайловичу писал, что Г. Л. был «пришедшим от Руские земли» (Димитриjевић Ст. М. Одношaj пећких патриjарха са Русиjом у XVII в. // ГСАН. 1900. Књ. 58 (37). С. 253-260; Павловић. Култови лица. 1965. С. 32; Ангелов Б. Ст. Руско-южнослав. книжовни връзки. София, 1980. С. 68-69). Это сообщение могло основываться на известиях из житий об обретении мощей Г. Л. рус. монахом. Но все эти сведения о Г. Л. приводятся лишь 1 раз и скорее всего для того, чтобы получить грамоту для регулярных посольств за «милостыней» из Лесновского мон-ря в Россию.

Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь)
Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь)

Прп. Гавриил Лесновский. Житийная икона. 1808 г. (Лесновский мон-рь)

Сведения о жизни Г. Л. скудны и позднего происхождения. Согласно проложному житию, написанному не позднее 1-й трети XIV в., Г. Л. был сыном благородных и богатых родителей, в детстве учился грамоте. После совершеннолетия его обручили с не названной по имени невестой из хорошего рода, но он не имел с ней плотского общения и, когда она вскоре умерла, ушел в мон-рь. Увидев в тонком сне арх. Михаила, Г. Л. отправился на Лесновскую гору и основал мон-рь во имя архистратига, собрал братию и поставил игумена. Уединившись в горах или в лесу (болгаро-македон. слово «гора» допускает двоякое толкование), Г. Л. провел в молчании, молитве и борьбе с бесами 30 лет, затем вернулся в мон-рь, где скончался и был похоронен. По прошествии 30 лет Г. Л. явился в Софии («Средце») безымянному «русину». Тот пришел в Лесновский мон-рь, обрел мощи Г. Л. и устроил для них раку. От мощей совершались чудотворения. «По многу времени» мощи были перенесены в столицу Болгарии Тырнов и положены в соборной ц. св. Апостолов, где пребывали и в момент переписки этого проложного жития.

Пространное житие, написанное, по всей вероятности, в кон. XVI - 1-й четв. XVII в., добавляет к биографии Г. Л. много подробностей: Осечко-Поле названо местом рождения, о родителях сказано, что они «близ царских советник бяше», что могло бы указывать на рождение Г. Л. либо не позднее 1017 г. в западноболг. царстве комитопулов, либо не ранее кон. XII в. (после 1185), в начальный период Болгарского царства. Но это известие, не вызывающее доверия, относится к числу «общих мест», призванных для контраста повысить социальный статус героя до пострижения, и возникло, вероятно, под влиянием жития св. Алексия человека Божия, к-рому здесь постоянно уподобляется Г. Л. Сообщается, что не названная по имени жена Г. Л. происходила «из царского рода», а ее душу после смерти встретил арх. Михаил. Умолив родителей, Г. Л. отправился в странствие. На пути ему явился во сне архистратиг и повелел создать «на поле Осиче» ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Г. Л. вернулся домой, рассказал о видении родителям и на полученные от них деньги построил храм. Затем в Лесновском мон-ре, уже существовавшем, принял постриг и удалился в скит близ Злетова. Многие за помощью приходили к нему, но Г. Л., избегая славы, удалился в безлюдное урочище близ Лукова. Там его нашел пастух и пожаловался, что его стадо коз поразила «огненная болезнь». Г. Л. освятил дождевую воду, собравшуюся в углублении на камне, и окропил ею стадо, после чего козы исцелились.

Следующие 30 лет Г. Л. провел в пещере на труднодоступной горной вершине Облов-Врв. Вскоре после кончины, а не 30 лет спустя, как в проложном житии, святой трижды являлся рус. монаху, названному Иосифом, в Софии и повелел перенести его мощи в Лесновский мон-рь, братия к-рого ничего не знала о кончине святого. После долгих поисков мощи были найдены и перенесены в обитель вместе с братией не названными по имени Софийским митрополитом, Злетовским епископом, местными вельможами («князьями»). От мощей получили исцеление сухорукая дочь богатого армянина из Кратова и бесноватый отрок некоего «князя». Самое большое из чудес связано с именем «великого болгарского князя» Михаила, к-рому святой помог в борьбе с греч. вельможей Мавраганом (или Мавраном). После победы греков Г. Л. явился князю во сне, ночью провел его и 2 воинов мимо стражи в палату Маврагана и, стоя за спиной Михаила, направил его копье в сердце противника. Прообразами «князя» можно считать болг. царей как Михаила II Асеня (1246-1256), так и Михаила III Шишмана (1323-1330). Завершают житие рассказ о постройке в Лесновском мон-ре серб. вельможей Иоанном Оливером каменного собора и известие о перенесении мощей Г. Л. в Тырнов.

Почитание

Г. Л. изначально было связано с округой мон-ря, сев.-вост. Македонией и прилегающими районами юго-зап. Болгарии, где святой почитался как покровитель домашнего скота и пастухов. В истории перенесения его мощей в Тырнов и в широком почитании в Болгарии много неясного. В житиях упоминаются 2 взаимоисключающие даты события: до 1330 г. (в старшем списке проложного жития) и ок. 1389 г. (в пространном житии начало похода султана Мурада I на Сербию, окончившегося Косовской битвой), но нет никаких сведений о возвращении святыни в обитель, хотя проложное житие переписано в 1330 г. непосредственно в мон-ре и скорее всего там же написано и пространное. Вопрос о возможности двоекратного перенесения мощей Г. Л. в Тырнов на сегодняшний день остается открытым, совпадение формулировок (за исключением аргументации перенесения мощей в 1389 и инициативы болг. патриарха в этом вопросе) свидетельствует скорее всего о том, что пространное житие содержит неверно интерпретированное и как следствие этого неправильно датированное осмысление сведений проложного.

Свидетельство древнего проложного жития также требует внимательного рассмотрения. Формально оно примыкает к группе проложных житий и повестей кон. XII - сер. XIII в. (жития святых Иоанна Рильского, Михаила Воина, прп. Параскевы-Петки Эпиватской, повесть о перенесении мощей Илариона, еп. Могленского), рассказывающих о перенесении в столицу 2-го Болгарского царства святынь с отвоеванных у Византии территорий при первых царях из рода Асеней, но имеет отличительные черты. В указанных выше памятниках сообщаются конкретные исторические обстоятельства и детали переноса мощей (если нет точной даты, то непременно называется имя царя). Кроме того, все принесенные реликвии происходили из городов, а не из малых мон-рей. И наконец, в отличие от этих сочинений проложное Житие Г. Л. не получило распространения в болг. книжности XIV в. и не вошло в состав Стишного пролога. Эти особенности, а также отсутствие известий о возвращении мощей позволяют предположить, что сообщение о перенесении мощей Г. Л. в Тырнов было включено в житие для придания большего значения культу Г. Л. по аналогии с названными святыми. В XIII в. имя Г. Л. было включено вместе с именами святых Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского, Прохора Пшинского, Параскевы-Петки, Бориса и Глеба в молитву за болящего, написанную, очевидно, в Македонии и сохранившуюся в Требнике 1-й пол.- сер. XIV в. (РНБ. Q. п. I. 24. Л. 21-24), привезенном в 1868 г. А. Ф. Гильфердингом из поездки по Балканам.

Распространению почитания Г. Л. в Сербии с XIV в. способствовало то, что Лесновский мон-рь в 1-й четв. XIV в. вошел в державу Неманичей. Управляющий этой областью вел. воевода (позднее севастократор и деспот) Иоанн Оливер в 1341 г. построил и украсил собор мон-ря. Несмотря на сохранившееся небольшое количество письменных свидетельств, о почитании Г. Л. в серб. землях свидетельствуют его изображения в росписях храмов XIV-XVII вв.

В наст. время мощи Г. Л. находятся в Лесновском мон-ре (Павловић. Култови лица. С. 33), частицы их были заключены в серебряные чеканные ковчеги-реликварии, изготовленные в XVIII в. и на рубеже XVIII-XIX вв., находящиеся в музее мон-ря (Поповска-Коробар. Лесновски ман-р. С. 87-88; кат. № 23, 24). Посвящения храмов Г. Л. до последнего времени не было. О его почитании в России, кроме упомянутого выше посольства митр. Михаила, до XIX в. ничего неизвестно, память Г. Л. не указана в восточнослав. месяцесловах.

Агиография

Краткое житие Г. Л. содержится в 2 пергаменных южнослав. списках Пролога редакции Константина, еп. Мокисийского: САНУ. № 53, 1330 г. (Лесновский, или Станиславов, Пролог написан в Лесновском мон-ре), среднеболг. извод. Л. 115-115 об.; НБС. Рс 705, 1-я пол. XIV в., серб. извод (Пролог Ковачевича). Л. 87 об. Тексты практически не отличаются. Наиболее вероятное время создания краткого жития - 2-я четв. XIII в.

Пространное житие Г. Л. дошло в неск. списках не ранее 1347 г. (напр.: НБКМ. № 988. Л. 32-39 об.), переписано в 1868 г. протопопом Иоанном Христевым из Кратова (см.: Стоянов М., Кодов Хр. Опис на славянските ръкописи в Софийската Народна библиотека. София, 1964. Т. 3. С. 143-144). Его древность подтверждается житийной иконой, датируемой ок. 1626 г. Датировка этого жития, дошедшего в позднем списке, затруднительна, но скорее всего оно написано не ранее рубежа ХVI-ХVII вв. Типологически принадлежит к группе т. н. народных житий болгаро-македон. св. отшельников (Иоаким Осоговский, Иоанн Рильский, Прохор Пшинский), старшее из к-рых (Иоанна) датируется XI-XII вв. Сюжет с убийством Маврагана при содействии Г. Л. («святой убийца», собственноручно вершивший суд над грешниками) имеет ряд аналогий в балканской агиографии ХIII-ХIV вв. (напр., чудо св. Димитрия Солунского о царе Калояне, св. Саввы Сербского о болгарине Стрезе, св. кор. Стефана Дечанского о чельнике Ивое и воеводе Юнце) и скорее всего навеян 2 первыми образцами, к-рые в отличие от него повествуют о конкретных исторических личностях. Текст памятника изобилует новоболг. (македон.) формами, к-рые трудно отнести только на счет переписчика XIX в. Известие жития, что «патриархъ Болгарски во гратъ Терново убояся сожжение ради, прыиде и взем мощи преподобнаго, принесе и положи и въ Тапезицъ у Святых Апостол», возможно, написано после случившегося незадолго до этого сожжения турками мощей св. Саввы Сербского (1594).

Гимнография

Древняя служба Г. Л. находилась в дополнении к Минее служебной (Л. 230-233) серб. извода на сент.-дек., переписанной в 1342 г. в Лесновском мон-ре для вел. воеводы Иоанна Оливера (т. н. Оливерова минея) тем же дьяком Станиславом, к-рый написал Лесновский Пролог 1330 г. Рукопись входила под № 62 в состав старого собрания НБС (см.: Стоjановић Љ. Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1903. (1982р. Књ. 4. С. 58-59, № 191). Кроме того, память Г. Л., возможно сопровождавшаяся песнопениями (см.: Там же. С. 62, № 209), читалась в болг. пергаменной Минее праздничной на дек.-февр. XIV в. того же собрания (№ 15. Л. 204-204 об.). Оба кодекса пропали во время австро-венг. оккупации Сербии в 1915 г. (Поговор // Стоjановић Љ. Каталог Народне б-ке у Београду. Београд, 1982р. С. 10). Текст службы не исследован и не опубликован. Служба Г. Л. сопровождает пространное житие в списке 1868 г. (Л. 5-31 об.; частично опубл.: Иванов Й. Северна Македония. София, 1906. С. 105). Похвала Г. Л. («Звезде просиявше в Болгарской земли») и Илариону Мегленскому, Иоанну Рильскому, Максиму Средопольскому, Прохору Пшинскому, Петру Коришскому, Иоанникию Девичскому и царю Урошу содержится в серб. сборнике XVII в. (Стоjановић Љ. Каталог рукописа и старих штампаних књига // Зб. Српске Краљевске Академиjе. Београд, 1901. С. 5, № 3; Павловић. Култови лица. 1965. С. 33) и завершает цикл тропарей и кондаков серб. святым в рукописном Молитвослове XIX в. (НБКМ. № 1000. Л. 49; Стоянов, Кодов. Опис. С. 157).

Иконография

Ранние изображения Г. Л. сохранились в росписях ц. арх. Михаила Лесновского мон-ря (1346): фигура в рост - в диаконнике и сцена погребения - в наосе. На них Г. Л. изображен фронтально в преподобнических одеждах, с длинной, темной бородой, сужающейся книзу. Изображения Г. Л. имеются также в росписи паперти соборов: Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337), Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (1570), Ораховице в Славонии (1596) и Журче близ Битолы (1617) (см.: Павловић. Култови лица. С. 33). На ростовой миниатюре, сопровождающей службу и житие Г. Л. в списке 1868 г. (Л. 4 об.), он изображен в рясе и клобуке, держащим в правой руке большой крест, а в левой - развернутый свиток (см.: Поповска-Коробар. Лесновски ман-р. 2000. Оборот обложки). В Лесновском мон-ре находятся 2 житийные иконы Г. Л.: ок. 1626 г. с 13 клеймами и 1808 г. с 14 клеймами (Там же. Кат. № 7, 12). Г. Л. изображен на них (на ранней - по пояс, на поздней - в рост) с крестом и со свитком. 1-я, датируемая по стилистическим признакам (по аналогии с монастырскими образами «Спас на престоле с деяниями архангелов в клеймах» и «Богородица Троеручица» - обе 1626; Там же. Кат. № 4, 5), находится в руинированном состоянии, но сюжеты клейм надежно определяются по 2-й, написанной в стиле позднего барокко. Сюжеты клейм, идущих на иконах сверху вниз по левому полю, затем слева направо по нижнему и снизу вверх по правому (наверху в центре помещена Троица Новозаветная с предстоящими архангелами), в основном соответствуют пространному житию. На ранней иконе это: 1) рождение; 2) обучение грамоте; 3) бракосочетание; 4) смерть жены; 5) прощание с родителями; 6) встреча с диак. Фомой; 7) приход в Лесновский мон-рь; 8) кончина; 9) явление мон. Иосифу; 10) обретение мощей; 11) исцеление сухорукой дочери армянина; 12) исцеление бесноватого отрока; 13) помощь кн. Михаилу в поражении Маврагана. Икона 1808 г. в основном совпадает по сюжетам с ранней, отличия составляют клейма: 7 (Г. Л. видит во сне храм Рождества Богородицы), 8 (уход на гору Облов-Врва), 9 (мон. Иосиф сообщает о местонахождении мощей), 11 (перенесение мощей с Облов-Врва в мон-рь), 13 (исцеление сына боярыни); клейма 12-е и 14-е соответствуют здесь 11-му и 13-му на 1-й. До второй мировой войны в Лесновском мон-ре хранились 2 гравированные на меди доски для печатания гравюр (с единоличным изображением Г. Л. и вместе с арх. Михаилом), изготовленные, согласно надписям, в 1812 г. «молером» Димитрием Иоанновичем Зозурой из Сечиште, очевидно, по рисунку «молера» Димитрия Попгеоргиевича «настоянием и подщанием государа Димитрия Филипповича» из Кратова (Елезовић. Записи. 1936. С. 135, № 22-24); к 1941 г. они были переданы в Церковный музей в Скопье (Радоjчић С. Старине Црквеног музеjа у Скопљу. Скопље, 1941. С. 86-87. № 91-92). Настоящее их местонахождение неизвестно. Изображения Г. Л. имеются также на крышках чеканных серебряных ковчегов-реликвариев XVIII в. и рубежа XVIII-XIX вв., находящихся в музее Лесновского мон-ря (Поповска-Коробар. Лесновски ман-р... 2000. С. 87-88; кат. № 23, 24).

Изд. житий: Ламанский В. И. О нек-рых слав. рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филол. и ист. примечаниями // ЗИАН. 1864. Т. 6. № 1. С. 120-122 [проложное]; Сланкаменац П. Легенде о jужнословенским анахоретима // ГСНД. 1925. Књ. 1/1. С. 232-233; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 395 [проложное]; 396-400 [пространное]; Българската лит-ра и книжнина през XIII в. / Под ред. на И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 61, 223-224 [новоболг. перевод проложного жития, коммент.]; Велев И. Житеjната литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со кратка редакциjа // Спектар. Скопjе, 1990. № 15. С. 21-38; он же. Житеjната литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со опширна редакциjа // Там же. С. 49-66; Миловска Д., Таковски J. Македонска житиjна лит-ра IX-XVIII в. Скопjе, 1996. С. 109-113 [македон. перевод]; Павлова Р. Пролог Рс 705 от Нар. б-ката на Сръбия в Белград // Раlaeobulgarica. 1996. № 2. С. 120-121; Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 133.
Лит.: Марковић В. Правосл. монаштво и ман-ри у средњевек. Србиjи. Сремски Карловци, 1920; Горњи Милановац, 2002р. С. 27-29; Елезовић Г. Записи и натписи // Зб. за историjу jужне Србиjе и суседних области. Скопље, 1936. Књ. 1. С. 253-254; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 31-33; Антиќ В. Локални хагиографии во Македониjа. Скопjе, 1977. С. 42; Георгиев Е. Литература на Втора българска държава. София, 1977. Ч. 1: Лит-ра на XIII в. С. 162-163; Янкова В. Циклътъ български аскетични жития и търновска агиографска традиция от ХIII-ХIV вв. // Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Кн. 5: Паметници. Поетика. Историография. С. 187, 188-191; Велев И. Свети Гаврил Лесновски во книжевната традициjа. Скопjе, 1996; Машниќ М. М. Житиска икона на Свети Гаврил Лесновски // Културно наследство. Скопjе, 1996. Т. 19-21. С. 165-191; Поп-Атанасов Ѓ., Велев И., Jакимовска-Тошиќ М. Скрипторски центри во средновек. Македониjа. Скопjе, 1997. С. 145, 156-157; Габелић С. Ман-р Лесново. Београд, 1998. С. 23-25; Поповска-Коробар В. Лесновски ман-р Св. Архангел Михаил и Св. Гаврил Лесновски. Скопjе, 2000. С. 7-8, 20, 22, 24, 26, 32, 38, 40-42, 49, 52, 54, 67-70, 78-79, 82-83, 84-85; Роdskalsky G. Тheоlogishe Literatur des Мittelalters in Вulgarien und Serbien (865-1459). Мünch., 2000. S. 107, 120, 293-294.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Монашество Константинопольской Православной Церкви (муж.) Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Гимнография преподобных Пустынники Гавриил Лесновский, пустынник, преподобный (пам. 15 янв.)
См.также:
ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ (IV в.?), прп. (пам.: 12 июня; пам. копт. 16 паоне/бауна (10 июня)), егип. пустынник
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.)
АЛИПИЙ СТОЛПНИК († VII в.), прп. (пам. 26 нояб.)
АММОН НИТРИЙСКИЙ († между 345 и 350 г.), прп. (пам. 4 окт., греч. 15 марта, 29 февр., 7 дек.)
АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
АНДРОНИК И АФАНАСИЯ (IV-V вв.), супруги, подвизавшиеся в егип. скитах, преподобные (пам. 9 окт., пам. греч. 2 марта)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (Египетский; ок. 251-ок. 356), прп. (пам. 17 янв.), основатель православного монашества
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ (между VIII и X вв.), игумен Латрийский, прп. (пам. 13 дек.)