жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел. Айн-Карем, в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Название мон-ря связано с его расположением на месте упоминаемого в Евангелии Горнего града Иудова (Лк 1. 39), куда пришла Приснодева Мария, узнав, что станет Матерью Божией, навестить свою двоюродную сестру прав. Елисавету.
Горненский участок был приобретен архим. Антонином (Капустиным), к-рый был озабочен тем, что наиболее важные земельные владения в Айн-Кареме были куплены францисканцами, в т. ч. место, где находился дом праведных Захарии и Елиcаветы («...Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» - Антонин (Капустин). С. 11). В окт. 1869 г. Иерусалим посетил член Гос. совета, бывш. министр путей сообщения П. П. Мельников, с к-рым архим. Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Айн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с 2-этажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах - Джель-ляд), бывш. драгоман франц. консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии (РДМ) за 4 тыс. наполеондоров (порядка 20 тыс. р. серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в С.-Петербург основал комитет для сбора средств, к-рые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль (Дмитриевский. С. 7).
Купчая была оформлена 16 февр. 1871 г., а в окт. 1873 г. официально утверждена. В 1889 г. Горненский участок, как и др. крупнейшие земельные владения архим. Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа (собственности, переданной в вечное пользование храму, мон-рю или религ. общине). Территория совр. Г. м. состоит из неск. участков, приобретенных архим. Антонином в разное время по мере материальных возможностей и оформленных на разных лиц (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архим. Антонина, и на его племянников). В завещании, составленном перед кончиной владельца, 19 марта 1894 г., говорилось: «Все приобретенные на мое имя земельные участки в Палестине, без исключения, как помещенные в акте вакуфа, так и не помещенные в этом акте, завещаю в собственность Святейшего Всероссийского Синода» (Духовное завещание архим. Антонина // Россия в Св. земле. Т. 2. С. 226). Отдельным пунктом значилось: «Домик мой в Горнем, с садом и со всеми принадлежностями, как он огорожен, завещаю в полную собственность моей дорогой питомице Софии Константиновне Апостолиди, с тем непременным условием, чтобы по смерти ее дом сей продолжал быть собственностью того лица женского пола, которое она изберет, а по смерти этого последнего лица дом переходит в собственность русской церкви, находящейся в Горнем» (Там же. Т. 2. С. 227). Даже до 1959 г. «дом, где жила Апостолиди, сохранил наименование «дом Софьи-Гречанки»» (Никодим (Ротов). С. 253).
Общая площадь территории Г. м. составляла (по описям 1895 и 1949) 360 тыс. кв. м. При строительстве госпиталя Хадасса (открыт в 1961) и подъездной дороги к нему значительная территория в верхней части монастырских владений отошла в муниципальное пользование. В наст. время площадь Г. м. составляет 228 тыс. кв. м.
Архим. Антонин задумал создать здесь монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом, приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц - каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии «без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей» (ЦВ. 1880. № 41. С. 21).
Для буд. общины необходим был храм. Во избежание трений с Иерусалимской Патриархией решено было основать в Айн-Кареме «русско-арабский» храм, как бы приходский для местных правосл. арабов, расположенный для удобства в пределах рус. участка. Временная домовая церковь была открыта в Г. м. в 1880 г. с благословения Иерусалимского патриарха Иерофея, к-рый по просьбе архим. Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался по-походному, в палатке в саду, а затем был перемещен в находившийся на участке 2-этажный дом РДМ. Одна из горненских «первопоселенок», матушка Леонида, отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви.
16 июня 1880 г. архим. Антонин выбрал место для постройки храма на нижней террасе крутого склона. Начатое строительство вызвало противодействие со стороны соседей-францисканцев. Кустод Св. земли, благожелательно отнесшийся к действиям архим. Антонина, был смещен (Дмитриевский. С. 16). В апр. 1881 г. иерусалимский губернатор Реуф-паша потребовал, чтобы до получения султанского фирмана строительство было прекращено. На заявление Иерусалимского патриарха Иерофея Святейшему Синоду, что архим. Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение», митр. Исидор (Никольский), первенствующий член Святейшего Синода, в ответном послании подчеркнул, что храмы строятся архим. Антонином на участках, пользующихся экстерриториальностью, и заверил, что благословение на их освящение будет в свое время испрошено у патриарха (Там же. С. 17).
В течение 2 строительных сезонов (1880-1881) артель под рук. Илиаса Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. р. серебром) небольшое здание церкви, план к-рой был начерчен архим. Антонином. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архим. Антонина. Мон. Леонида в России заказала иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и проч. церковную утварь. Колокол в 41,5 пуда был подарен Ф. Н. Самойловым. Тот же благотворитель, по свидетельству архим. Антонина, пожертвовал 2 тыс. р., а затем прислал ризу на икону Божией Матери «ценой в 2400 золотых».
14 февр. 1883 г., спешно дописав для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце («произведение собственной усердной, но недостаточно искусной в художестве кисти»), архим. Антонин совершил малое освящение воздвигнутого храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Подробная опись церкви и ее ризницы была составлена 30 марта 1894 г., после смерти архим. Антонина (Россия в Св. земле. Т. 2. С. 78-80). 20 лет спустя в отчете М. Я. Дьяконова (1914) о церкви сказано: «Иконостас двухъярусный с иконами хорошего письма. Утварь и ризница церкви не богаты и не обильны. Церковь содержится в порядке, но признана в настоящее время малопоместительною в период паломнического движения» (Дьяконов. С. 297).
Буд. мон-рь обстраивался постепенно. В акте об учреждении вакуфа от 12 сент. 1889 г. отмечено 14 домиков-келлий, в документах 1894 г. названо кроме домов для ризницы и для трапезной 2 дома для приема паломников, а также 6 казенных (т. е. уже перешедших в собственность общины) и 30 частных домиков (по неск. комнат в каждом), в к-рых проживало более 80 чел. (Русская женская община в Горнем: Описание зданий и список насельниц // Россия в Св. земле. Т. 2. С. 240-242). Материальное благосостояние еще не утвержденной общины зависело от добровольных пожертвований паломников. В годы, когда их число было незначительно, Имп. Правосл. Палестинское об-во (ИППО) оказывало архим. Антонину финансовую помощь (по 2 тыс. франков было перечислено для Горненской общины в 1891 и 1892).
Каноническое оформление Горненской общины произошло при преемнике архим. Антонина, новом начальнике РДМ архим. Рафаиле (Трухине). Летом 1897 г. по совету секретаря ИППО В. Н. Хитрово начальник миссии ввел в общине общую трапезу, на что от ИППО было обещано по 10 тыс. франков ежегодно (Письмо В. Н. Хитрово к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву от 29 июня 1897 г. // Дмитриевский. С. 22). В дисциплинарных целях были проведены выборы «старшей сестры» (ею стала матушка Рахиль), что вызвало нестроения в общине, для пресечения к-рых потребовалось вмешательство генерального консула в Иерусалиме А. Г. Яковлева. Он ходатайствовал перед Победоносцевым об утверждении составленных им для общины правил (первоначальный текст правил см.: Россия в Св. земле. Т. 2. С. 104-106). С нек-рыми изменениями эти правила получили утверждение в постановлении Святейшего Синода от 24 июля 1898 г. (текст см.: Дмитриевский. С. 23-27) - эта дата считается временем основания мон-ря.
Община управлялась старшей сестрой, в 1898-1918 гг. мон. Валентиной, награжденной наперсным крестом 4 дек. 1912 г. Продолжателем трудов архим. Антонина по расширению и благоустройству обители стал назначенный в 1903 г. начальником РДМ архим. Леонид (Сенцов). При нем в Г. м. были «возведены, в виду увеличения количества монашествующих, 24 домика-келлии для жительства сестер обители; построены: новая гостиница на 200 паломников, трапезная, коровник, маслобойня, птичник, пчельник, рукодельная; вновь устроено и расширено 8 цистерн для воды, а также сделаны другие хозяйственные постройки» (Дьяконов. С. 286).
В 1903 г. в обители были созданы иконописная и золотошвейная мастерские, в Казанском храме сохранились иконы, написанные сестрами или шитые ими жемчугом и бисером.
В 1910 г. начато строительство большого собора во имя Живоначальной Троицы, прерванное после 1914 г. В 1913 г. был приобретен участок, именуемый «Камень сидения», связанный, по преданию, с пребыванием Пресв. Богородицы в Айн-Кареме. В отчете 1914 г. указана только стоимость участка - 5100 р., с примечанием: «Уплачено из сумм Горненского монастыря 3232 руб. 72 коп.» (Там же. С. 303).
Будучи архитектором по образованию, архим. Леонид, как и архим. Антонин, сам проектировал постройки, что вызывало нарекания петербургских властей. С др. стороны, активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины, составлявший к 1911 г. 71 510 р., был в последующие 3 года полностью израсходован, притом что общий долг РДМ составлял 124 тыс. р. (Там же. С. 272, 299). Сестры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход: в 1911 г.- 9763 р., в 1912 г.- 15 859 р., в 1913 г.- 6175 р. Если разделить эти суммы на 200 чел. (именно столько насельниц проживало к 1914 в Г. м.), в среднем сестры при растущей дороговизне должны были жить на 4 р. 40 к. в месяц.
Во время первой мировой войны в связи с выступлением в 1914 г. Турции на стороне Германии и Австро-Венгрии рус. учреждения в Св. земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Г. м. и Елеонского Вознесенского мон-ря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию и вернулись только в 1918 г. В Александрии скончалась в 1918 г. старшая сестра Горненской общины Валентина, общину возглавила мон. Тавифа (в миру Татьяна Минина).
26 нояб. 1919 г. управлявший рус. учреждениями в Палестине Н. Р. Селезнёв в донесении Совету ИППО писал: «В Иерусалиме… около 450 человек паломниц и монахинь. Церкви открыты, ризница сохранилась... На Елеоне живет 120 сестер, в Горнем 70, службы везде справляются». Поддерживать адм. связь с Московской Патриархией стало трудно; рус. храмы и мон-ри в Св. земле оказались в ведении РПЦЗ. Архиерейский Синод решил реорганизовать Г. м., поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении. Игуменией стала Тавифа I, управлявшая обителью до 1945 г.
В 1945 г., после визита в Св. землю Святейшего Патриарха Алексия I, среди сестер Г. м. возникло разделение по вопросу юрисдикции, появилась большая группа «патриарших» сестер, т. е. сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Их число увеличилось после того, как начальник РДМ в юрисдикции РПЦЗ архим. Антоний (Синькевич) отстранил от управления мон-рем всеми почитаемую игум. Тавифу и назначил вместо нее новопостриженную мон. Елисавету (Анненкову). Просьбы сестер вернуть игумению ни к чему не привели. Патриарх Иерусалимский Тимофей, узнав о нестроениях в обители, назначил настоятельницей 75-летнюю Антонину (Гришко). Архим. Антоний запретил «своей» игумении и «своим» сестрам общение с «патриаршими» и опечатал Казанский храм обители. Тогда Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение «патриарших» сестер греч. храм в Айн-Кареме, назначив туда для совершения богослужений на церковнослав. языке рус. иером. Исаию.
Весной 1948 г., после того как евр. военизированные отряды Хаганы изгнали араб. население из сел. Айн-Карем, ок. 100 монахинь покинули Г. м. Вернулись в обитель не все. Возникшее в мае 1948 г. гос-во Израиль передало оказавшиеся на его территории рус. храмы и участки, в т. ч. Г. м., советскому правительству. Г. м. вошел в юрисдикцию Московской Патриархии. Монахини, не пожелавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата, остались в Елеонском мон-ре.
В сент. 1948 г. Свящ. Синод назначил начальником восстановленной РДМ в Иерусалиме архим. Леонида (Лобачёва). В состав миссии вместе с ним вошел свящ. Владимир Елховский. 5 дек. 1948 г. они совершили первую торжественную службу в Г. м., к ним присоединился духовник Г. м. иером. Исаия. Архим. Леонид писал, что «обитель приготовилась к службе, как к великому празднику. Во время литургии прибыло наше посольство, представители государства Израиль, представители командования <израильской> армии, фотографы, журналисты» (Архив ОВЦС. Д. 53. 1948 г. Л. 43).
В Г. м., по списку архим. Леонида, оставалось в это время 59 сестер, 46 из них старше 60 лет. Схим. Мефодии (Овсянниковой) было 110 лет, схим. Синклитикии (Куликовой) - 115. Материальное положение обители оставалось тяжелым, денежное обеспечение РДМ было недостаточным. Архим. Леонид сообщал, что «с хозяйством переходят к нам и люди русские, которых необходимо и обязательно материально содержать… На присланные 4 тыс. долларов приобретаем предметы первой необходимости, содержим общую трапезу, производим неотложный ремонт. Двести долларов выделили Горненскому монастырю. Сейчас средств нет, и на наши телеграммы Святейшему ответа не имеем. Вынуждены просить ссуду у Израиля» (Там же. Л. 44).
В авг. 1955 г. в Г. м. прибыла первая группа монахинь из СССР, с тех пор состав обители пополнялся регулярно сестрами, прибывавшими на послушание из России. После кончины игум. Антонины обитель возглавляли игумении: в 1950-1955 гг. Афанасия (Лысенкова; 1888-1972), в 1956-1960 гг. Михаила (М. М. Корчагина; 1891-1970), в 1960-1966 гг. Тавифа II (С. И. Дмитрук; 1897-1972), прибывшая из Рижского Троице-Сергиева мон-ря, в 1966-1982 гг. Софрония (А. В. Ребрий), в 1983-1986 гг. Феодора (Н. В. Пилипчук). Затем обязанности игумении исполняли благочинные Екатерина (А. Д. Сорокина), Елена (А. С. Лошкарёва) и Гавриила (М. Глухова).
В 1987 г. был освящен пещерный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Он вплотную примыкает к территории францисканского мон-ря Магнификат, к-рому принадлежит большая часть естественной пещеры, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы.
30 янв. 1991 г. игуменией Г. м. назначена насельница Пюхтицкого мон-ря мон. Георгия (В. А. Щукина). В ее настоятельство были выполнены большие работы по благоустройству обители и храмостроительству, упорядочены хранящиеся в мон-ре архив и б-ка (в основе к-рой лежит уникальное книжное собрание архим. Антонина). В 1997 г. в честь 150-летнего юбилея РДМ в Иерусалиме, возле Казанского храма, установлен бюст основателя Горненской общины архим. Антонина (Капустина) и оформлена мемориальная аллея. К Пасхе 1997 г. завершена реконструкция одного из домов Г. м. под 2-этажную гостиницу для паломников.
В наст. время в обители несут послушание 60 сестер (больше не позволяют израильские власти). Они работают на рус. участках в Яффе, Хайфе, Тиверии, служат на клиросе у Гроба Господня, сопровождают паломников из России по св. местам.
В 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было возобновлено строительство собора в честь Св. Троицы, переосвященного в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.
Литургическая жизнь обители имеет нек-рые особенности. В воспоминание встречи Пречистой Девы Марии с прав. Елисаветой по прошению архим. Антонина указом Святейшего Синода от 5 авг. 1883 г. в Горненской обители установлен особый праздник Целования, или Прихождения Божией Матери в Горний град Иудов, совершаемый обычно 30 марта - на 6-й день по Благовещении. Накануне праздника из Троицкого собора в Иерусалиме в Г. м. переносится чудотворная икона «Благовещение Пресв. Богородицы». Встреча иконы сестрами обители происходит у бьющего под горой источника Божией Матери, откуда по дороге, украшенной цветами, крестный ход с иконой направляется в Казанский храм. Ее ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеской мантии, укрепляя у основания игуменским жезлом. Здесь икона остается до праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, т. к., по Евангелию, Богородица гостила в Горнем граде у прав. Елисаветы 3 месяца.
Престольный праздник обители в день почитания Казанской чудотворной иконы Божией Матери 8 (21) июля также отмечен особой благодатью Божией. В 1914 г., после начала первой мировой войны, от голода и эпидемии чумы в обители умерло 8 сестер. Было решено читать акафист Казанской иконе Божией Матери. После 12-кратного прочтения эпидемия прекратилась. Традиция чтения акафиста в престольный праздник 12 раз после всенощной сохранилась в обители до наст. времени.
19 мая 1983 г. в Г. м. были зверски убиты 2 монахини (мать и дочь) Варвара и Вероника (Васипенко), к-рые несли послушание с 1967 г. Утром 20 мая сестры нашли их бездыханные тела в крови, в кельях, где они проживали. Убийца, признанный невменяемым, был выслан из Израиля. «Мученицами нашего времени» назвал убиенных сестер Патриарх Иерусалимский Диодор в телеграмме Святейшему Патриарху Пимену.
Главными святынями Г. м. являются камень, отколотый и перенесенный с места первой проповеди св. Иоанна Предтечи (он находится у зап. внешней стены храма, справа от входа), а также чудотворный образ Казанской Божией Матери, написанный известной горненской мон.-иконописицей Сергией. Ее кисти принадлежит также чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», находящаяся в Гефсимании, в ц. Успения, в особом киоте за кувуклией Пресв. Богородицы.