(† между 1652 и 1657), митр. Назаретский, церковно-политический деятель и писатель. По происхождению грек, как и все высшее духовенство Иерусалимской Церкви в 1-й пол. XVII в. До поставления во митрополита 3 года нес послушание в Египте в одном из святогробских подворий. Дата возведения Г. в архиерейский сан неизвестна, но это произошло до отъезда Иерусалимского патриарха Паисия в Россию в 1648 г. Весной 1650 г. по решению иерусалимского клира Г. отправился на поиски патриарха Паисия, от к-рого давно не было известий. Митрополит встретился с Паисием в Молдавии в июле 1650 г. и в последующие месяцы выполнял его поручения политического характера. В сент. того же года вместе с Арсением (Сухановым) он был отправлен с грамотами к Богдану Хмельницкому и в Москву. Встречаясь с укр. гетманом в Чигирине в нояб., Г. выступил посредником в контактах Хмельницкого с Россией и в переговорах о переходе Украины в подданство московского царя. Во время пребывания в Москве (с дек. 1650) Г., владевший слав. языками, составил послание к царю Алексею Михайловичу, компилятивное соч. дидактического характера «Советы отеческие», описание св. мест Палестины, сделал ряд переводов с греческого (в т. ч. перевод пророчества, связанного с именем патриарха Геннадия II Схолария, согласно к-рому «народ русии вкупе с причастники» победит «всего Измаиля» и освободит К-поль). Г. настойчиво предлагали остаться в России для преподавательской деятельности, но он отказался и в мае 1651 г. был отпущен из Москвы с богатой милостыней и грамотами от рус. правительства к Хмельницкому. В июле Г. и подьячий Г. К. Богданов вели переговоры с гетманом в Корсуни, отчет о них, составленный Г., не сохранился. Осенью того же года Г. через Молдавию вернулся в Стамбул, а оттуда в Палестину, где весной 1652 г. снова встречался с Арсением (Сухановым). Периодически передавал в Россию информацию о политической ситуации в Османском гос-ве. На средства, привезенные из Москвы, начал храмовое строительство в Палестине, однако вскоре скончался.
Сочинения Г. способствовали тесному знакомству рус. общества с правосл. Востоком; его дипломатическая деятельность лежала в общем русле устремлений греч. клира сер. XVII в., направленных на активизацию политической роли Русского гос-ва как защитника правосл. народов.