(кон. XIII в., Трикала - ок. 1363), митр. Лариссы, греч. церковный писатель. Единственный источник сведений о жизни А.- его сочинения. В юношеские годы А. стал монахом Великой лавры на Афоне. Затем нек-рое время находился в К-поле, где получил назначение на митрополичью кафедру г. Лариссы с титулом «ипертима и экзарха Второй Фессалии и всей Эллады» (1333). Как и его предшественник свт. Киприан, А. пребывал не в Лариссе, а в Трикале, крупнейшем в то время городе Фессалии. Его паства переживала нелегкие времена в условиях углублявшейся разобщенности визант. провинций, люди находились в постоянном страхе перед набегами турок. В нояб. 1348 г. Фессалию захватили войска серб. царя Стефана Душана. Сербы стали изгонять греч. епископов, а их епархии подчинили Печскому Патриархату. В связи с этим А. вынужден был дважды удаляться в Фессалонику, где провел в общей сложности около 8 лет. Там он застал и восстание зилотов (1342-1349), и более спокойные времена при царице Анне, матери имп. Иоанна V, и расцвет духовной жизни во времена свт. Григория Паламы. В Трикалу А. вернулся при Никифоре, новом правителе Фессалии; тот оставил А. управляющим «всеми делами» с титулом «вселенского судьи ромеев» (καθολικὸς κριτὴς τῶν ῾Ρωμαίων), отправляясь в окончившийся неудачей поход против албанцев. При следующем правителе, Симеоне Уроше, удалось завершить многолетнее строительство Трикальского собора во имя Святых архангелов Михаила и Гавриила.
Более всего А. известен как проповедник: ему принадлежит сборник гомилетических произведений (общим числом 18), включающий проповеди на Господские и Богородичные праздники, на Собор архангелов Михаила и Гавриила, энкомии вмч. Георгию, святителям Киприану Ларисскому и Икумению, еп. Триккскому (или Трикальскому), а также Слово о чудесах Пресв. Богородицы, избавлявших К-поль «от нашествий скифов и агарян». Эти сочинения А. сохранились в 3 кодексах (Oxon. Colleg. Aedis Christi 66; Ath. Ivir. 571; Chiou 156); энкомии святителям Киприану и Икумению изданы. Кроме того, в архивах мон-рей Преображения Господня (Метеоры) и Калогерьянис сохранились 2 послания А., подтверждающие земельные владения фессалийских мон-рей (изд. Н. Веис). Среди гимнографических произведений А. наиболее важным является канон свт. Ахиллию Ларисскому († 350). Ему также приписываются стихиры и славник на вечерне мученикам Акиндину, Пигасию, Аффонию, Елпидифору и Анемподисту (пам. 2 нояб.).