Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЬЕТНАМ
10, С. 126-133 опубликовано: 20 октября 2010г.


ВЬЕТНАМ

[Социалистическая Республика Вьетнам;   ò        ], гос-во в Юго-Вост. Азии. Территория: 332,6 тыс. кв. км. Столица: Ханой (ок. 2,5 млн чел.- 2000). Крупнейшие города: Хошимин (свыше 5 млн), Хайфон (1,5 млн). Офиц. язык - вьетнамский.

География

На юге и востоке омывается Южно-Китайским м. Граничит: на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей. Бо́льшую часть территории занимают горы (Фаншипан, 3143 м). Климат тропический муссонный.

Население

По данным на 2003 г., в стране насчитывается ок. 81,6 млн жителей. Более 54% населения в возрасте от 15 до 64 лет, 40% - моложе 15 лет. Женщины составляют 51% населения. Средняя продолжительность жизни в стране 70,5 года (мужчины - 67,58, женщины - 72,7). Темпы роста населения в 2003 г. оценивались в 1,29%. 20% населения проживают в городах.

В. населяют 54 народности. В языковом отношении они принадлежат к 3 семьям: китайско-тибет., австроазиат. и австронезийской.

Наиболее многочисленная народность - кинь (самоназвание - вьеты) в 2003 г. составляла ок. 87,5% населения, китайцы, тайцы и проч. составляли 5-10%. Вьеты, говорящие на вьетнам. языке вьет-мыонгской группы австроазиат. языковой семьи, проживают на всей территории В., образуя в горных районах субэтнические группы с малыми народами. Китайцы численностью ок. 1 млн чел. сосредоточены в основном в Хошимине. Кхмеры (ок. 850 тыс. чел.) проживают гл. обр. в дельтовой области Меконга и в Хошимине.

Др. народы В. распределяются по следующим языковым семьям и группам: австроазиаты, говорящие на тайских языках,- тхай, нунг, тай, лао, зэй, сантяй (шантяй), лы, буи; на языках группы мео-зао - мео (хмонг), зао; на мон-кхмерских языках - бахнары, седанги, мнонги, ма, кохо, хре, стиенги, кхму, живущие в юго-зап. части страны. На плато Плейку и Даклак проживают народы, говорящие на малайско-полинезийских языках австронезийской семьи,- джарай, эде, раглай, тюру, эде-бих. На языке малайско-полинезийской группы говорят также тямы (тьямы). Китайско-тибет. языковая семья представлена тибето-бирм. ветвью, к к-рой принадлежат народности хани, фула, лаху, лоло.

Государственное устройство

В.- парламентская республика, состоящая из 61 провинции, особого округа и 4 городов центрального подчинения: Ханоя, Хайфона, Дананга и Хошимина (бывш. Сайгона, слившегося с Тёлоном (Шолоном)). В адм. единицах действуют избираемые населением органы гос. власти - народные советы, срок их полномочий 4 года.

Согласно Конституции СРВ 1992 г., высшим органом гос. власти является однопалатное Национальное собрание, состоящее из 498 депутатов, к-рые избираются на 5-летний срок прямым всеобщим голосованием. Глава гос-ва - президент, избираемый из числа депутатов Национальным собранием. Срок полномочий президента - 5 лет. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и руководит Советом национальной обороны и безопасности. Ему принадлежит право назначать с согласия Национального собрания чиновников на ряд ответственных постов, в т. ч. на посты председателя Верховного народного суда и генерального прокурора. Глава правительства - премьер-министр, отвечающий за текущую деятельность правительства. Он с одобрения Национального собрания назначает и смещает членов кабинета, может отменять или приостанавливать исполнение постановлений и решений, принятых на уровне министерств и ведомств, и подотчетен высшему законодательному органу страны.

В. А. Радаев

Религия

Из общего числа граждан В. количество верующих составляет ок. 20 млн чел.; из них 55% - буддисты, 27,5 - католики, 5% - протестанты (относящиеся как к зарегистрированным, так и к незарегистрированным орг-циям). Распространены такие новые религ. движения, как Каодай (10%), Хоахао (5%). В незначительной мере имеются последователи ислама, индуизма, бахаизма (вера Бахаи). В отдаленных горных районах В. до наст. времени встречаются немногочисленные последователи анимизма, не смешанного ни с одной др. религ. традицией. 70% населения практикуют культ почитания предков, при этом совмещают его с принадлежностью к к.-л. др. религии или не относят себя ни к одной из религ. конфессий. Мн. вьетнамцы строят в память о предках усыпальницы или устанавливают дома алтарь. В день памяти, в 3-й день 3-го месяца лунного года, последователи этой религии посещают могилы предков. Богатые люди перезахоранивают предков в надежде на то, что это принесет семье благосостояние.

Буддизм

во В. исповедуют 10 млн верующих: буддисты Махаяны (9 млн чел.) проживают по всей стране, особенно в густонаселенных районах сев. и юж. дельт, меньшая часть - в высокогорных районах, хотя миграция в эти места меняет ситуацию. Буддизм Тхеравады (Хинаяны) практикует кхмерское меньшинство (1 млн чел.) на юге, в дельте Меконга.

Православие

Численность постоянно проживающих в стране православных, в основном иностранцев, незначительна - не более 1,5 тыс. верующих.

Католическая Церковь

во В. имеет 3 митрополии: Ханой (во главе с архиеп. Жозефом Нго Куанг Кьетом), Хюэ (во главе с архиеп. Этьеном Нгуен Ню Тхе) и Хошимин (во главе с архиеп. Хошимина кард. Жаном Батистом Фам Минь Маном). Митрополии включают 25 епархий, 2559 приходов, к-рые насчитывают 44 епископа, 2004 епархиальных священника, 408 иеромонахов, 5 перманентных диаконов, 2315 монахов, 9548 монахинь. Общее количество католиков - ок. 5,5 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации

По данным на 2004 г., во В. ок. 350 тыс. чел. являются членами единственной официально зарегистрированной протестант. орг-ции - Евангелической Церкви Вьетнама (Evangelical Church of Vietnam). Однако в 2 раза больше верующих являются членами многочисленных неофиц. малых церквей (т. н. Small Churches или House Churches), наиболее распространенных в сельских районах, где проживают этнические меньшинства. 200 тыс. протестантов принадлежат к мыонг, тай и др. этносам сев.-зап. провинций, где движение домовых церквей было инспирировано в нач. 80-х гг. XX в. радиостанциями с Филиппин на мыонгском языке, а в последующие годы различными миссиями, в основном мыонгскими. Ок. 350 тыс. протестантов из народностей еде, джарай, банхар, кохо проживают в высокогорьях Центр. В. Церковь Меннонитов имеет 26 общин с общим числом верующих 1100 чел. Ассамблеи Бога насчитывают 46 общин, объединяющих 3 тыс. чел. Неохаризматические орг-ции представляют собой наиболее быстро растущие религ. движения во В. по количеству верующих. Согласно приблизительному подсчету, последователями неофиц. домовых церквей являются 175 тыс. чел. К адвентистам Седьмого дня во В. принадлежат 7625 чел., к-рые составляют 31 общину. Мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней) имеют неск. сот последователей, рассеянных по всей стране, с наибольшим сосредоточением в крупных городах, таких как Хошимин и Ханой. Нек-рые стали членами данной орг-ции до 1975 г., другие вступили в нее, находясь в эмиграции в Камбодже.

Секты и новые религиозные движения

Каодай - секта синкретической направленности, создана в 1926 г. и состоит примерно из 13 различных автономных групп, подчиненных одному центру - «Святому Престолу». Каодай объединяет 2 млн верующих, в основном в пров. Тэйнинь, в Хошимине и в дельте Меконга. Религию Хоахао (квазибуддийская секта, возникшая в 1939) исповедует 1 млн чел. в зап. части юж. В., в пров. Анзянг. «Кокосовая религия», возникшая в 50-х гг. XX в., имеет синкретический характер, насчитывает не более 5 тыс. последователей в дельте Меконга. Бахаизм (см. ст. Бахаи религия) представлен во В. немногочисленной группой верующих в юж. части страны. Первые бахаистские проповедники появились в Юж. В. в 1954 г., количество приверженцев этой веры стало быстро расти и к 1973 г. достигло 130 тыс. чел., сосредоточенных в 659 приходах. Согласно статистике, с 1975 г. число бахаистов сократилось, в наст. время оно не превышает 2 тыс. чел., многие из них иностранцы.

Ислам

Мусульмане проживают в зап. части пров. Анзянг, Хошимине, Ханое и в провинциях юж. побережья страны. В основном они принадлежат к национальному меньшинству тям, в Хошимине и пров. Анзянг встречаются мусульмане из коренных вьетнамцев и эмигрантов из Малайзии, Индонезии и Индии. Общая численность мусульман оценивается примерно в 65 тыс. чел. Более половины из них являются суннитами, остальные причисляют себя к последователям местной тямской разновидности ислама - Бани, особенность к-рой заключается в том, что Коран для них существует лишь в сокращенной форме на 20 страницах на языке тям, посты соблюдает лишь иерархия, для мирян пост необязателен. Бани также участвуют в традиц. тямских народных праздниках-фестивалях, включающих молитвы индуистским богам и тямской «богине-матери».

Индуизм

во В. исповедуют примерно 50 тыс. чел. В основном это представители этноса тям из юж. части Центр. В., сохранившие с древности консервативные формы индуизма и поклоняющиеся божествам Шиве и Парвати. Помимо этого 4 тыс. индуистов живут в Хошимине, нек-рые из них этнические тям, большинство - индусы, живущие во В., или потомки смешанных браков.

Анимизм

не смешанный ни с одной из традиц. религий, распространен в высокогорьях. Точное количество его последователей определить невозможно ввиду затрудненности контакта с ними.

История

Первое гос. образование на территории совр. В., Ванланг, возникло в IV-III вв. до Р. Х., оно управлялось династией Хунг. В 258 г. до Р. Х. на его месте было создано гос-во Аулак под упр. династии Тхук, к-рое в 207 г. соединилось с др. гос-вом - Намвьетом. Его правители сумели в 190-180-х гг. до Р. Х. объединить совр. территорию Сев. В. с южнокит. землями. В 111 г. армия кит. империи Зап. Хань свергла последнего монарха Намвьета из династии Чьеу. С этого времени территория гос-ва Намвьет была подчинена Китаю вплоть до восстания во главе с сестрами Чынг (40-43 гг. по Р. Х.), к-рое привело к кратковременной самостоятельности страны. 2-й этап кит. доминирования начался в 44 г. и был прерван только после мятежа видных представителей династии Ли (544-603). Гос. институты В. опирались на кит. образцы, материальная и духовная культура В. усвоила мн. достижения кит. культуры. Со II по XV в. на территории совр. Центр. и Юж. В. находилось гос-во Тьямпа. В это время на всей территории В. в рамках его совр. границ началось распространение буддизма непосредственно из Индии и опосредованно через Китай. Эти исторические обстоятельства обусловили впосл. нек-рые национальные особенности вьетнам. буддизма. Буддизм Махаяны существовал в сев. части страны начиная со II в., когда он был введен кит. правителями. Кхыонг Танг Хой (200-247) переводил махаянские сутры на вэньянь. В период с III по VI в. в юж. В. распространяется заимствованный из Индии буддизм Тхеравады (Хинаяны). Вначале буддизм не получал офиц. поддержки, но короткий период независимости В., с 544 по 603 г., способствовал его распространению. В 580 г. индиец Винитаручи основал школу тхиен (санскр. дхъяна; кит. чань), к-рая существовала во В. до 1213 г. Количество людей, исповедующих буддизм, продолжало расти и в период 3-го кит. доминирования с 603 по 939 г. В IX-XI вв. китайцами были созданы еще 2 подшколы юж. разновидности дзен-буддизма, к-рый стал основной религией независимого гос-ва вьетов Дайковьет после 939 г., когда Нго Кюйен, основатель династии Нго, захватил власть. Самостоятельность, обретенная В., сохранялась вплоть до периода франц. колониального господства, хотя и с нек-рыми элементами кит. сюзеренитета. Период наивысшего расцвета буддизма настал с приходом к правлению Нинь Боа Лоня (968) и продлился до 1054 г. (уже после окончания его правления). Широкое распространение получили буддийские мон-ри и буддийское церковное землевладение. В 1069 г. гос-во стало называться Дайвьет. Претенденты на престол часто обращались за помощью к кит. императорам, вторжения к-рых заканчивались, как правило, неудачами. Монг. армии Хубилая, предпринявшие походы в дельтовую область р. Хонгхи, были дважды (в 1284 и 1288) разбиты вьетнам. полководцем Чан Хынг Дао. В 1299 г. указом имп. Чан Нян Тонга утвердилась объединенная школа тхиен, к-рая перестала занимать ведущую позицию в кон. XIV в., после падения династии Чан. Вьетнам. буддизм постепенно переходит к амидаизму и тантризму ваджраяны; их культовая практика обходилась без мон-рей и быстро распространилась в сельской местности.

Начиная с правления Ли Тхань Тонга (1054-1072) в интеллектуальную жизнь страны вошло конфуцианство. Он приказал выстроить в Ханое конфуцианский храм и поставить статуи Конфуция и 72 мудрецов. В XV в. конфуцианство становится офиц. идеологией. С течением времени в конфуцианскую систему формально вошли нек-рые древние народные верования, такие как культ предков, культ духов - покровителей общины, культ правителя. Параллельно с этим др. виды местных культов и верований, связанные с почитанием духов, шаманизмом и магической практикой, постепенно включались в рамки кит. даосизма, представляющего более развитую, структурно и идеологически оформленную религ. систему. Как и в Китае, конфуцианство, даосизм и буддизм, слившись с местными культами и верованиями, образовали чрезвычайно сложный в структурном отношении синкретический комплекс «трех религий» (кит. сань цзяо; вьетнам. tam giao), отличный от аналогичного кит. варианта бо́льшим процентным содержанием буддизма, а также его связью с автохтонными культами и верованиями.

В 1407 г. кит. вторжение на время обеспечило восстановление власти династии Чан, к-рая правила с 1225 по 1400 г. В результате освободительной войны кит. войска были в 1424 г. окончательно отозваны из Дайвьета, а в 1427 г. Ле Лои, основатель династии Ле, возглавивший борьбу, был признан королем. В 1471 г. к Дайвьету было присоединено гос-во Тьямпа, бо́льшая часть населения к-рого исповедовала ислам, занесенный как переселенцами из центр. Азии, так и торговцами из Индонезии, а меньшая часть - распространившийся с XI в. индуизм. Однако с XVI в. Ле царствовали номинально, уступив власть семейству Мак. С переездом в 1558 г. Нгуен Хоанга на юг формируется власть клана Нгуен, а в кон. XVI в. на севере страны происходит становление власти клана Чинь. Нгуены постепенно взяли верх, сумев к кон. XVII в. распространить свое влияние на долину Меконга, а затем в 1757 г. и на всю юж. часть страны. В религ. отношении важными факторами стали освоение вьетами центр. и юж. частей В. в XVI-XVII вв., основным населением к-рых до этого были австронезийские и мон-кхмерские народы, а также утверждение вьетнам. государственности в пределах границ, близких к современным. В результате этих процессов в юж. части совр. Центр. В. и на всей территории совр. юж. В. сложилась разнообразная в этноконфессиональном плане ситуация, сохраняющаяся до наст. времени.

XVII век ознаменовался началом активной христ. проповеди, когда вслед за европ. купцами в стране появились первые католич. миссионеры. При имп. Нгуен Фук Ане, правившем с именем Зя Лонг, в 1804 г. страна получила совр. название - В., его столицей стал г. Хюэ. В 1858 г. Франция начала фактическое завоевание В. и в 1862 г. подчинила 3 вост., а в 1867 г. 3 зап. провинции Юж. В., Кохинхины, к-рая с 1874 г. обрела статус колонии. Сев. (Тонкин) и центральная (Аннам) части страны были превращены в протектораты. 3 области вместе с Лаосом и Камбоджей образовали т. н. Индокитайский союз (Французский Индокитай), и к 1884 г. бо́льшая часть страны стала франц. протекторатом, что способствовало распространению католицизма (миссии, школы, мон-ри).

Всплеск национального самосознания в 1-й пол. XX в. способствовал как оживлению традиц. для В. исповеданий, так и появлению новых религ. форм. В 20-х гг. по всей стране началось движение за возрождение буддизма. В 1931 г. были основаны об-ва по изучению буддизма, начали распространяться переводы текстов Махаяны и Тхеравады, был основан Буддийский ин-т по распространению веры. В это же время на основе традиц. религий создается ряд новых религ. движений: Каодай, Хоахао, позднее «Кокосовая религия».

Орг-ция Каодай (Верховный дворец) была создана в 1926 г. в Юж. В. Ле Ван Чунгом, сплотившим вокруг себя последователей Нгoа Ваэн Тьеу, известного проповедника-визионера. Учение каодаизма синкретично, содержит элементы буддизма Махаяны, конфуцианства, даосизма, христианства и иудаизма с акцентом на сверхъестественных откровениях, а также традиц. религий и культов с элементами спиритизма. Основной догмат Каодай - учение о 3-м откровении, согласно к-рому 1-е было дано Амибатхе (мифическому правителю Др. Китая) и Моисею, 2-е - Конфуцию, Лаоцзы и Иисусу Христу, провозвестником 3-го, последнего, является Каодай. Верховное божество Каодай названо Нефритовым императором, Верховным владыкой, Повелителем Вселенной, его символ - заключенное в треугольник «всевидящее око». Божество является персонификацией духа Каодай, с к-рым люди способны вступать в контакт во время спиритических сеансов.

Религ. течение Хоахао (дословно «мир и дружба», «гармония и благородство») было организовано в 1939 г. в дер. Хоахао пров. Тяудок (совр. пров. Анзянг) в Юж. В. «пророком» Xюинь Фу Шо. Особенность этого течения состоит в проповеди «чистого буддизма Тхеравады», в силу чего адепты Хоахао называют себя «буддистами Хоахао» или «реформированными буддистами». Последователи Хоахао призывают к упрощению обрядов, отказу от строительства величественных храмов. Для Хоахао характерны акцент на личном религ. опыте и отрицание любого внешнего почитания, отсутствие клира и священства, изменение мн. церемониальных установок традиц. буддизма, достаточными считаются и внутренние обращения к Будде. Функции алтаря выполняет кусок красной материи с вышитыми сакральными слогами: «быу», «шон», «ки», «хыонг».

«Кокосовая религия» - это синкретический комплекс, созданный в 50-х гг. XX в. инженером Нгуен Тхань Намом как ответная реакция на процессы урбанизации. Богословское учение «Кокосовой религии» является смесью буддизма и христианства, оно основано на том, что Иисус Христос и Будда появились одновременно, так же как Дева Мария и Махамайя. В своей практике движение использует как христ. (крест, распятие), так и различные буддийские символы. Число последователей данного движения весьма незначительно (ок. 5 тыс. чел.), в основном они проживают в дельте Меконга.

С 1940 по 1945 г. В. был оккупирован япон. войсками. После окончания второй мировой войны в авг. 1945 г. на всей территории страны была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ). Франция в кон. 1945 - нач. 1946 г. оккупировала Юж. В., а к 1947 г. заняла большую часть Сев. В. В результате партизанской войны, длившейся 9 лет, после поражения франц. армии в сражении при Дьенбьенфу в 1954 г. по Женевскому соглашению В. был разделен по 17-й параллели на 2 гос-ва, к-рые воссоединились только в 1976 г. Особенность религ. ситуации во В. в это время заключалась в том, что в ДРВ исповедание религий сталкивалось с серьезными трудностями, в то время как в Юж. В. религ. жизнь была относительно свободной. Местные религии (буддизм, Каодай, Хоахао), сопротивляясь сначала франц. колонизации, впосл. стали вместе с различными христ. конфессиями занимать активную антикоммунистическую позицию.

В 1964 г. началась крупномасштабная война США против ДРВ на стороне южновьетнам. сайгонского режима. В ходе военных действий нек-рые религ. конфессии создавали боевые отряды, к-рые оказывали активное сопротивление коммунистическим войскам вплоть до окончания вьетнам. войны. Так, вооруженные группы Хоахао насчитывали 15 тыс. солдат, воевавших на стороне амер. войск, особенно в дельте Меконга, так же как и представители секты Каодай. Падение сайгонского режима положило конец военным действиям, юж. и сев. части В. объединились, 2 июля 1976 г. была создана Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ). С 1976 г. положение практически всех конфессий становится тяжелым: религ. орг-ции попали под жесткий контроль гос-ва, нек-рые были запрещены. Политика правительства была направлена на поиск лояльных групп во всех религ. конфессиях. Так, в 1976 г. был создан Комитет патриотического сотрудничества буддистов (КПСБ - Patriotic Buddhist Liaison Committee), его задача заключалась в уменьшении влияния Объединенной буддийской Церкви Вьетнама (ОБЦВ - Unified Buddhist Church of Vietnam), к-рая не шла на сотрудничество с компартией. Монахов призывали вступать в ряды КПСБ, в случае отказа они подвергались домашнему аресту, мон-ри передавали в гос. собственность, имущество конфисковывали. В апр. 1980 г. правительством был создан Национальный комитет буддийских групп (НКБГ - National Committee of Buddhist Groups), а в нояб. 1981 г.- Центральная буддийская Церковь Вьетнама (ЦБЦВ - Central Buddhist Church of Vietnam), к-рой и в наст. время принадлежит исключительное право представлять вьетнам. буддизм во В. и за рубежом. Отношение правительства к буддизму и др. религиям было терпимым в случае, если клирики и миряне следовали офиц. установкам. Проводился строгий кадровый отбор с целью исключить из правящего состава ЦБЦВ людей, занимавших лидерские посты до 1975 г. Нек-рые лидеры и верующие не признают единоличной власти ЦБЦВ и отказываются подчиняться ей. Желая привлечь на свою сторону новое поколение буддистов, в дек. 1984 г. правительство разрешило создание 2 буддийских академий - в Ханое и в Хошимине. Власти направляют усилия на то, чтобы буддисты объединились под юрисдикцией ЦБЦВ и т. о. соединились ЦБЦВ и ОБЦВ.

После 1975 г. все представительства, культовые сооружения, социальные и культурные учреждения Хоахао были закрыты. Верующие продолжали собираться по домам, отдельные группы были изолированы друг от друга, что привело к дальнейшему дроблению орг-ции. После многолетнего запрета на деятельность орг-ция Хоахао получила легальный статус в 1999 г., когда был создан Административный комитет Хоахао. Мн. представители движения Хоахао, включая тех, кто руководили им до 1975 г., критиковали создание комитета. Религию Хоахао исповедует 1 млн чел. в зап. части Юж. В. в пров. Анзянг.

Каодай никогда офиц. не запрещалась, однако с 1977 г. находилась под строгим контролем. Мн. лидеры орг-ции подверглись серьезным гонениям в кон. 70-х гг. Нормализация отношений между правительством и Каодай наступила в сер. 90-х гг. В 1997 г. руководящий совет Каодай составил новый устав орг-ции, в к-ром зафиксирован отказ от отправления нек-рых запрещенных властями церемониалов, запрет на использование медиумов и призывание духов. В дек. 1999 г. было достигнуто соглашение представителей Каодай с правительством о новых обрядовых формах практики Каодай при сохранении традиц. богословского содержания. На общих съездах 1999 и 2002 гг. впервые с 1975 г. были инициированы неск. сот клириков. Однако нек-рое количество последователей этого учения не признали законность решений, принятых на съездах, считая их противоречащими традициям Каодай. Существует ок. 13 различных независимых групп Каодай, наиболее активные из них в пров. Тэйнинь, где находится организующий центр - «Святой Престол», в Хошимине и в дельте Меконга. Каодай насчитывает 2 млн верующих, в основном в Юж. В., и неск. тыс. верующих в др. странах.

Единственной мусульм. орг-цией в стране является Ассоциация мусульман Вьетнама (АМВ - Muslim Association of Vietnam), созданная в 1975 г. и получившая подтверждение своего статуса в 1992 г. Несмотря на легальный статус, контакт с мусульманами соседних стран, таких как Малайзия, ограничен. В 2001 г. 55 мусульман совершили хадж в Мекку за счет мусульм. попечительских орг-ций.

Христианство

Первым христианином, оказавшимся во В., был в нач. XIV в. исследователь Востока, миссионер-францисканец прп. Одорик из Порденоне, остановившийся в Королевстве Тьямпа. В XVI в. иезуит-миссионер прп. Франциск Ксавьер высадился в Центр. В., ища прибежища от бури по пути в Кантон. В последующие 50 лет прибыли много католич. миссионеров из Франции, Испании и Португалии. Испан. миссионеру Педро Ордонесу де Кавальосу в 1591 г. удалось обратить сестру имп. Леа Тхеа Тоан и неск. др. членов королевской семьи. В 1615 г. группа иезуитов, включавшая 5 японцев, основала первую постоянную католич. миссию в Центр. В. В 1627 г. в Сев. В., в Тонкине, обосновалась др. миссия, достигшая большого успеха усилиями иезуитов Франческо Бузоми и Александра де Рода, к-рого часто называют «апостолом вьетнамцев». Именно он с помощью верующих создал вьетнам. письменность на основе лат. алфавита, а также составил вьетнамско-латинско-португ. словарь объемом 15 тыс. слов. К 1639 г. количество христиан достигло на севере 80 тыс., а на юге - 50 тыс. чел. В 1645 г. были предприняты гонения на христиан, мн. священники и верующие погибли из-за преследований.

По просьбе де Рода в 1659 г. папа Александр VII разделил миссию на 2 апостольских викариата и назначил на управление ими новых епископов: Франсуа Паллю, основателя Парижских миссий за рубежом (ПМЗ-Missions Étrangères de Paris), и Ламбера Деламота; первый поехал в сев. часть страны, второй - в юж. В 1666 г. была открыта католич. семинария. В 1668 г. в Аютии (Сиам) кард. Деламотом специально для южновьетнам. кафедр были рукоположены 4 священника-вьетнамца, в следующем году кард. Паллю рукоположил еще 7 для сев. кафедр. В 1678 г. кард. Паллю обратился в Ватикан с просьбой разрешить рукоположение 6 епископов-вьетнамцев, но эта инициатива была отклонена. В 1679 г. управление сев. областями страны было возложено на испан. монахов-доминиканцев из митрополии Манила, в то время как юж. областями по-прежнему управляли епископы, представлявшие ПМЗ. Общее число христиан к 1680 г. достигло 800 тыс. В 1750 г. правитель Воо Воонг выслал одновременно 26 иностранных миссионеров и в стране осталось только 3 местных священника, продолжавших миссионерскую работу. В 1789 г. кард. Пьер Жозеф Пиньо де Беэн, пытаясь смягчить гонения, попросил о вмешательстве франц. войск.

С приходом к власти Зя Лонга в 1802 г. наступил период относительного затишья. Однако в 1825 г. имп. Минь Манг запретил въезд иностранных миссионеров. Преследование католиков часто возобновлялось, особенно при монархе Ты Дыке (1848-1883), к-рый, будучи ревностным конфуцианцем, боялся, что новая религия разрушит традиц. общественный порядок. В 1851 г. было убито 115 священников и 90 тыс. верующих. Подобные действия местных властей стали поводом для подготовки франц. военной интервенции. После прихода к власти франц. колониальной администрации условия для распространения католицизма стали благоприятными. В 1882 г. был издан указ о свободе вероисповедания. Число новообращенных начало значительно расти: с 420 тыс. в 1840 до 1237 тыс. чел. в 1927 г.

Впервые епископ-вьетнамец - Нгуен Бау Тоонг - был рукоположен в 1933 г. С этого времени вьетнам. викариаты постепенно передаются в юрисдикцию местных епископов. После окончания второй мировой войны и провозглашения ДРВ на всей территории страны началась гражданская война. В ходе военных действий священники больших католич. диоцезов Фатзьем и Буйтю на юго-востоке от Ханоя создали политическую орг-цию со своей армией, к-рая воевала против партизан-коммунистов вплоть до 1954 г. Сотни тыс. католиков из сев. части страны бежали в Сайгон и окружающие области в преддверии разделения В. в 1954 г. на 2 гос-ва.

В ДРВ в 1955 г. был организован Национальный союз католиков (НСК - Liaison Committee of Patriotic and Peace-Loving Catholics) для борьбы с массовым перемещением католич. населения на юг В. и интеграции католиков в общественную жизнь. Коммунистическое правительство разрешило сохранять связи с Ватиканом, однако все клирики невьетнам. происхождения были высланы из страны.

К 1960 г. в ДРВ оставалось ок. 793 тыс. католиков-мирян и 321 священник. В Юж. В. в 1965 г. было 1 559 077 верующих католиков, 1771 священник, 4826 монашествующих.

После окончания вьетнам. войны в 1975 г. на юге В. был 1 млн 900 тыс. католиков, включая 15 епископов, 3 тыс. священников, 1200 монахов и 6 тыс. монахинь; к этому времени в 15 епархиях было 870 приходов, только в Сайгоне служили 600 священников, количество католиков приближалось к 500 тыс., насчитывалось 4 тыс. монашествующих. В это же время на севере В. располагалось 350 храмов, в к-рых служили 400 священников, 10 епископов и 2 архиепископа, при общем количестве верующих 1 млн чел. Ввиду ограничения свободы религ. исповедания после 1975 г. 400 священников и монахов, а также 56 тыс. мирян покинули страну.

После войны правительство не препятствовало возобновлению религ. активности католич. Церкви, однако деятельность всех структур строго контролировалась. В 1980 г. правительство созвало Объединенный епископский собор Вьетнама (ОЕСВ - Unified Bishops Council of Vietnam), призванный найти среди католич. епископата силы, готовые к сотрудничеству с компартией. В нояб. 1983 г. вместо НСК был организован Комитет объединения вьетнамских католиков (КОВК - Committee for Solidarity of Patriotic Catholics) с целью «привлечь католиков к строительству социализма». В марте 1985 г. для более эффективного контроля за религ. орг-циями правительство создало Комитет по вопросам религий (КВР - Religious Affairs Committee), что повлекло за собой осложнение взаимоотношений с Ватиканом. Принятие новой конституции в 1992 г. способствовало улучшению отношений католич. Церкви и гос-ва.

В наст. время во В. насчитывается до 5,5 млн католиков (5401 тыс. чел. в 2004). Наибольшее количество приходов в юж. провинциях, около Хошимина. В последние годы число католиков продолжает медленно расти и в сев. районах В.: общины в городах Ханой, Хайфон и близлежащих провинциях восстановили приходскую жизнь, возобновили богослужение и миссионерскую активность. Католич. Церковь получила возможность организовать обучение детей и благотворительную деятельность в нек-рых районах страны. 6 католич. семинарий насчитывают более 800 студентов. В июне 2001 г. состоялся визит делегации из Ватикана, во время к-рого была достигнута договоренность между правительством В. и представителями Ватикана о поcтавлении новых епископов. В 2003 и 2004 гг. состоялись рукоположения епископов в диоцезы Контум, Хыонгхоа, Тханьхоа и Суанлок. В 2003 г. архиеп. Жан Батист Фам Минь Ман, получив кардинальский титул, был назначен на управление митрополией Хошимин. Последним событием в жизни католич. Церкви В. стала смена управляющего митрополией Ханой: 19 февр. 2005 г. вместо ушедшего на покой кард. Поля Жозефа Фам Динь Тунга был назначен архиеп. Жозеф Нго Куанг Кьет. Местная исполнительная власть оставляет за собой право налагать запрет на перемещение священников и контролировать их назначение.

Протестантизм

во В. появился в 20-х гг. XIX в., когда представители Британского библейского общества (British Bible Society) в Шанхае попытались организовать филиалы в стране, однако из-за противодействия как местных властей, так и католиков осуществить этот замысел не удалось. В 1890 г. проф. Парижского ин-та вост. языков М. Бонне перевел Евангелие от Луки на один из языков Центр. В.- лао. Однако полномасштабная работа была развернута во В. лишь Христианским миссионерским альянсом (ХМА - Christian and Missionary Alliance). В 1895 г. 2 миссионера пытались организовать миссии во В., но не получили разрешения франц. властей. Тем не менее в 1911 г. канад. миссионер из ХМА Р. А. Джеффри прибыл в Туран (Дананг), где к 1913 г. уже был выстроен молитвенный дом. В Ханое была организована типография, в Туране открылась первая школа изучения Библии, более половины книг НЗ были переведены. Во В. к этому времени действовали 22 миссионера ХМА, в основном в Сайгоне, Ханое и Туране. В 20-х и 30-х гг. шла работа по расширению евангелизации народностей юж. части центрального высокогорья (особенно радай и кохо). В Далате и Буонметхуоте действовали библейские ин-ты. В 1928 г. все протестант. общины объединились в Евангелическую Церковь Вьетнама (ЕЦВ - Evangelical Church of Vietnam), к-рая к 1940 г. имела во В. 123 прихода. В 1929 г. появились первые адвентисты Седьмого дня; в 1936 г. начали деятельность Иеговы свидетели (на сегодняшний день нет сведений об их присутствии во В.). Большие осложнения в работе миссий возникли в результате второй мировой войны и последовавших за ней событий. После разделения В. в 1954 г. в ДРВ работа миссий сталкивалась с многочисленными трудностями, активность проявляла лишь одна протестант. орг-ция - Евангелическая Церковь Северного Вьетнама (ЕЦСВ - Evangelical Church of North Vietnam), являвшаяся правопреемницей ЕЦВ.

В 50-60-х гг. в юж. части страны появились новые миссии. Орг-ция под названием Всемирный евангелизационный крестовый поход (ВЕКП - Worldwide Evangelization Crusade), начавшая деятельность в 1956 г., ставила целью распространение христианства в горных районах и сев. части Юж. В. Хотя проповедь в горных районах встретилась со значительными затруднениями, в городах миссии достигли значительного успеха. В 1973 г. эта орг-ция имела 37 общин, в число к-рых входили 15 тыс. верующих.

Меннонитские миссии Восточного меннонитского совета (Eastern Mennonite Board) начали действовать в 1957 г., в основном сосредоточив внимание на социальной помощи и после начала военных действий США на борьбе за прекращение войны. В 1966 г. меннониты вместе с представителями Всемирного церковного служения (Сhurch World Service) и Всемирного лютеранского общества призрения (Lutheran World Relief) объединились в Организацию вьетнамского христианского служения (Vietnam Christian Service Organization), к деятельности к-рой позднее присоединились также квакеры и Армия Спасения.

В 1957 г. в стране начали работу представители Агентства библейских переводов Дж. Уиклифа (АБПУ - Wycliffe Bible Translators), к-рые переводили Свящ. Писание на различные языки В. Распространением переводов Библии занимались такие орг-ции, как ВЕКП, Лига карманного Писания (Pocket Testament League) и др. В 1973 г. работу по переводу Свящ. Писания на многочисленные языки В. продолжили лингвисты Международной организации живых Библий (Living Bible International) совместно с сотрудниками ХМА и АБПУ. При помощи Объединенных библейских обществ (ОБО - United Bible Societies) им удалось перевести НЗ на более чем 20 из 30 горных языков В. Первый полный перевод Библии на горный язык - это Библия на языке раде, изданная в 1974 г., в том же году на горный язык джарай был переведен НЗ и сборник протестант. гимнов. По данным на 2003 г., во В. полный перевод Библии есть на 4 языках (лао, кхмерский, юэ, раде), перевод НЗ - на 12 языках, на 20 языках есть переводы отдельных частей Свящ. Писания - Ветхого и Нового Заветов.

В 60-х гг. во В. было основано ок. 10 специфических вьетнам. протестант. орг-ций, наиболее крупные из них - Вьетнамская Церковь Христа, основанная выходцами из Филиппин, Церковь Бога и т. н. Христова Церковь.

В 1972 г. на встрече лидеров протестант. орг-ций В. с представителями Национального Совета Церквей США был заявлен протест против амер. оккупации. Подобные контакты были и с лидерами Всемирного Совета Церквей в 1973 г., когда на юге В. было 276 сотрудников из 23 иностранных миссий. После окончания вьетнам. войны в 1975 г. эти орг-ции были распущены, а их представители высланы из страны. В связи с объединением сев. и юж. частей В. и образованием СРВ в 1976 г. было принято решение воссоздать единую протестант. орг-цию - Евангелическую Церковь Вьетнама (ЕЦВ).

До 2001 г. на севере В. лишь 15 приходов, принадлежащих к ЕЦВ, имели легальный статус. С 1988 г. по наст. время ЕЦВ не проводила ежегодных собраний и не избирала главу руководящего органа, т. к. ЕЦВ не удалось договориться с правительством о новом главе орг-ции.

В апр. 2001 г. гос-во присвоило легальный статус Южной Евангелической Церкви Вьетнама (ЮЕЦВ), являющейся отд-нием ЕЦВ на юге В. Однако местные власти признают лишь 20 из неск. сот общин, вошедших в состав ЮЕЦВ в центральных районах В., где большое количество легальных и малых домовых церквей влились в ЮЕЦВ еще до ее признания. С разрешения правительства ЮЕЦВ в февр. 2003 г. открыла в Хошимине богословскую школу, где обучаются 50 студентов.

В. А. Радаев, Э . Небольсин
Православие

В 30-х гг. XX в. архиеп. Шанхайский Иоанн (Максимович) провел длительное время в порту Сайгон, организовывая переправку рус. беженцев на Филиппины. В кон. 90-х гг. во время первой миссионерской поездки свящ. РПЦ Дионисий Поздняев отслужил молебны и совершил таинство Крещения в Ханое и в г. Вунгтау на юге В. В дек. 2000 г. с архипастырским визитом побывал в стране председатель ОВЦС МП митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). По результатам его поездки Свящ. Синод РПЦ принял решение о целесообразности открытия прихода РПЦ в Вунгтау.

Первая правосл. литургия в Вунгтау была совершена весной 2001 г. в Великий четверток сотрудником ОВЦС МП свящ. Владимиром Александровым. В июле того же года Свящ. Синод РПЦ благословил открытие в Вунгтау храма в честь Казанской иконы Божией Матери, куда для проведения богослужений приезжают священники МП.

Религиозное законодательство

Ст. 70 Конституции СРВ 1992 г. закрепляет за гражданами В. свободу совести и вероисповедания, а также декларирует равенство всех религ. конфессий перед законом. Принципы и политику КПВ и вьетнам. гос-ва в отношении религии определяют также Директива № 37 ЦК КПВ от 2 июля 1998 г. «О работе с верующими в новых условиях» и постановление правительства СРВ № 26 от 19 апр. 1999 г. «О религиозной деятельности», к-рые конкретизируют конституционные положения и направлены на обеспечение беспрепятственной религ. деятельности при условии, что свобода совести и религии не будет осуществляться вразрез с законами и политикой гос-ва. Указ Постоянного комитета Национального собрания СРВ от 13 июля 2004 г. «О вероисповедании и религиозной деятельности» регламентирует деятельность религ. орг-ций, верующих и священнослужителей в соответствии с местным законодательством; документ предусматривает порядок регистрации религ. орг-ций во В. Ст. 1 гласит, что гос-во гарантирует верующим право на свободу совести и отправления религ. культов, исповедания или неисповедания к.-л. религии, а также равенство всех религий перед законом. Граждане должны проявлять веротерпимость. Ст. 4 гарантирует защиту законом пагод, церквей, мечетей, мон-рей, иных зданий религ. общин и религ. образовательных учреждений. Ст. 6 предусматривает, что отношения гос-ва и др. национальных или международных орг-ций, деятельность к-рых имеет отношение к религ. вопросам, будут строиться на принципах уважения независимости и суверенитета друг друга, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства, взаимной выгоды в соответствии с их правилами и международными законодательством и практикой. Ст. 9 закрепляет за верующими право свободно исповедовать и выражать свои религ. взгляды, молиться, участвовать в религ. деятельности и религ. обрядах, изучать основы веры, к-рую они исповедуют. Ст. 12 устанавливает ответственность религ. орг-ций за регистрацию в местных народных комитетах своих ежегодных программ религ. деятельности и предусматривает, что религ. мероприятия, не указанные в зарегистрированной программе, проводятся с разрешения компетентных органов власти. Ст. 15 оговаривает возможность приостановления религ. или связанной с ней деятельности в случаях нарушения национальной безопасности, общественного порядка, национального единства и культурных традиций, посягательства на жизнь, здоровье, человеческое достоинство, право собственности и в др. случаях нарушения законодательства. Ст. 16 признает религ. статус за орг-циями в случае, если вероучительные основы религии, к-рую они исповедуют, не противоречат нравам и обычаям, а также интересам общества; если их уставные документы и установки тесно связаны с народом и не противоречат нормам закона; если их религ. деятельность зарегистрирована и осуществляется на постоянной основе; если они имеют легальный офис, структуру и представительство; если их название не повторяет наименование др. признанной компетентными органами власти орг-ции. Орг-цию, имеющую свои структуры с единым руководящим центром более чем в одной провинции или одном городе, регистрирует премьер-министр, а в рамках одной провинции или одного города это делает председатель Народного комитета. Ст. 19 уточняет, что деятельность религ. объединений в пределах одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения подлежит регистрации в народных комитетах районов, где они действуют. Если эта деятельность охватывает более чем один сельский или городской район, провинциальный центр или город провинциального либо центрального подчинения, то религ. объединения регистрируют народные комитеты провинций. Религ. объединения, деятельность к-рых выходит за рамки одной провинции или города центрального подчинения, подлежат регистрации центральным правительственным органом, отвечающим за религ. деятельность. Ст. 20 определяет возможность функционирования мон-рей и иных мест совместного отправления культов после их регистрации компетентными гос. органами. Ст. 22 предполагает наличие вьетнам. гражданства у лиц, облеченных религ. властью и занимающих выборные должности в религ. объединениях, а также соблюдение ими норм закона, поведения, морали и общественной нравственности, присутствие у них чувства национальной солидарности, понимание ими необходимости национального возрождения. Религ. орг-ции обязаны регистрировать этих лиц в компетентных гос. органах, а также своевременно информировать гос. органы о лишении их сана или об освобождении их от занимаемых выборных должностей. Ст. 24 фиксирует норму, согласно к-рой для открытия духовных школ по религ. профессиональному обучению требуется разрешение премьер-министра. Согласно ст. 25, религ. церемонии за пределами сакральных зданий дозволяются по разрешению народных комитетов тех сельских или городских районов, где они проводятся. В случае если они выходят за рамки одного сельского или городского района, провинциального центра или города провинциального подчинения, разрешение на их проведение дает народный комитет провинции. Ст. 37 обязывает приезжающих во В. иностранцев соблюдать вьетнам. законы, ввозить религ. лит-ру, статьи и публикации религ. характера только для собственных нужд. На них распространяются те же условия отправления культов в сакральных зданиях, что и в отношении вьетнам. верующих. Они обязаны уважать правила для религ. орг-ций. В соответствии со ст. 38, в случае если данный указ противоречит обязательствам страны, вытекающим из подписанного вьетнам. гос-вом международного договора, действует как имеющее приоритет положение международного договора.

Лит.: Fall B. B. The Political-Religious Sects of Vietnam // Pacific Affairs. 1955. Vol. 28. N 3. P. 235-253; Vietnam: the Christian, the Gospel, the Church. Phil., 1967. P. 20-27; Missions and Organizations in South Vietnam / Ed. R. E. Reimer. Saigon, 1973. P. 50; Григорьева Н. В. К вопр. о восприятии христианства в странах Дальневост. ареала: Христианство и традиц. религ. синкретизм во Вьетнаме // Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. Спб., 1993. С. 147-151; Андросов В. П. Словарь индо-тибетского и рос. буддизма: Главные имена, осн. термины и понятия. М., 2000. С. 64; Атнашев В. Р. Распространение ислама в Тямпе - пример межцивилизационных контактов // Восточная Азия - Санкт-Петербург - Европа: Межцивилизационные контакты и перспективы эконом. сотрудничества: Тез. и докл. Междунар. науч. конф., 2-6 окт. 2000 г. СПб., 2000. с. 113-118; Колотов В. Н. Южный Вьетнам: новые технологии управления колонией // Там же. с. 169-182; Новакова О. В. Католич. Церковь в совр. Вьетнаме в свете контактов двух цивилизаций: Западноевроп. и Дальневост. // Там же. С. 245-248.
В . А . Радаев