Фёдор Васильевич (1870, Новгород - после 1917), регент, духовный композитор, преподаватель пения, муз. критик. Сын диакона. Окончил Новгородскую ДС. В 1892-1897 гг. регент Александро-Невского собора в Баку. Певчий Синодального хора в Москве (1897-1898). С 1897 г. преподавал пение в московских учебных заведениях. С 1898 г. учился в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва (окончил в 1901). Регент соборного хора (1907-1910), учитель пения и преподаватель регентских курсов в Баку, регент войскового хора в Новочеркасске (1910-1913), Виленского (1914-1916) и Ярославского архиерейских хоров (с 1916). Преподаватель летних регентских курсов в Херсоне (1911-1913). По отзывам современников, был выдающимся регентом, под чьим управлением исполнялись произведения гл. обр. новой русской школы (за исключением неоправданно сложных по гармоническому языку, ставящих «столь трудные и неблагодарные задачи для исполнителя-регента» - О «новой» церковно-муз. лит-ре // ХРД. 1911. № 2. С. 33-38). Боролся с рукописной «регентской» нотной лит-рой.
В.- автор статей, посвященных вопросам духовно-муз. творчества, хорового и регентского дела в России, пения в школе, рецензий на лит-ру по школьному пению в РМГ, журналах «Хоровое и регентское дело», «Музыка и жизнь». Проявил себя умеренным сторонником нового направления, выступал против «оригинальничанья» и неумелого копирования выразительных приемов, разработанных такими мастерами, как А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов («Старое» и «новое» в церк. музыке // Музыка и жизнь. 1911. № 1/2. С. 17-19).
На регентских съездах В. выступал за повышение статуса регента, высказывал предложение о создании «компетентного контроля» со стороны профессиональных музыкантов, к-рые возглавляли бы церковно-певч. дело в каждой епархии, посещали бы с этой целью храмы, школы и не зависели от директоров, настоятелей храмов, старост.
Духовно-муз. сочинения В. предназначены в основном для небольших хоров (за исключением Малого славословия и «Верую»); их стиль является традиционным для 2-й пол. XIX в. Критики отмечали, что они написаны музыкально, и обычные гармонии в них «применены со вкусом и умело» (А. [Рец.] // ХРД. 1911. № 1. С. 28).