Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БУТКЕВИЧ
6, С. 392-393 опубликовано: 7 ноября 2009г.


БУТКЕВИЧ

Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)
Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)

Т. И. Буткевич. Фотография. Нач. XX в. (РГБ)
Тимофей Иванович (21.02.1854, с. Рогозянка Харьковского у. Харьковской губ.- 31.12. 1925, Харьков), прот., богослов, историк Церкви. Род. в семье священника. В 1863-1869 гг. учился в Харьковском ДУ, в 1869-1875 гг.- в Харьковской ДС, в 1875-1879 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. 19 нояб. 1878 г. рукоположен во священника к Троицкой ц. слободы Беловодск Старобельского у. В 1880 г. зачислен в клир Покровского собора в Старобельске, преподавал Закон Божий в городском детском приюте. С 1882 г. священник кладбищенской ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове, в 1884 г. переведен в харьковский кафедральный Успенский собор, в 1891-1894 гг. ключарь собора. Одновременно являлся председателем совета Харьковского епархиального жен. уч-ща, преподавал Закон Божий в Мариинской жен. гимназии. С 1893 г. протоиерей. В сент. 1894-1906 гг. профессор богословия имп. Харьковского ун-та, преподавал (с 1901) Закон Божий, затем педагогику в харьковской жен. гимназии Д. Д. Оболенской. В 1903 г. удостоен степени д-ра богословия за соч. «Религия, ее сущность и происхождение» (ч. 1). В 1904 г. принят в Палестинское православное об-во. В 1906 г. участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия, с 1908 г. член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, председатель синодальной комиссии по сектантским делам, с 1910 г. состоял в комиссии по старокатолич. и англикан. вопросам при Синоде, до апр. 1917 г. входил в Учебный комитет Синода. В 1906-1909 и в 1909-1917 гг. являлся членом Гос. совета от духовенства. После 1917 г. вернулся в Харьков, служил в кафедральном соборе.

Б. отличался многосторонними научными интересами, его исследовательский талант раскрылся как в больших аналитических работах, так и в публицистических статьях на актуальные темы богословия, церковной истории. В магист. дис. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1883), направленной в первую очередь против рационалистического толкования НЗ (Ж. Э. Ренан, Д. Ф. Штраус, Г. Э. Г. Паулус, К. Б. Хазе и др.), Б. попытался дать обоснование святоотеческой т. зр. на происхождение Евангелий и события земной жизни Спасителя. Одним из главных научных трудов Б. является трактат «Религия, ее сущность и происхождение» (2 кн.). Алексей Иванович Введенский считал, что в работе Б. «собрано все значительное по вопросу о сущности и происхождении религии и критическое обозрение неправильных мнений доведено до самых последних веяний - до Ницше включительно» (Журналы собраний Совета МДА за 1903 г.// БВ. 1904. № 3 (2-я паг.). С. 24). По мнению Б., монотеизм является основой религ. сознания, все др. формы религиозности есть искажение или отступление от него в силу исторических и национальных особенностей.

В церковных периодических изданиях Б. опубликовал многочисленные статьи по философии (в частности, критиковал религиозные идеи С. Н. Трубецкого, Н. М. Минского, Л. Н. Толстого), апологетике, совр. состоянию католичества и протестантизма, о рус. сектах, являлся активным сотрудником ж. «Вера и разум». Среди публикаций Б.- биографические очерки, посвященные архиепископам Иннокентию (Борисову) и Амвросию (Ключарёву), лекционные курсы.

Соч.: Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. М., 1883. СПб., 18872; Архиеп. Иннокентий Борисов: Биогр. очерк // ВиР. 1884. Т. 1. Ч. 1-2; 1885. Т. 1. Ч. 1-2; 1886. Т. 1. Ч. 1; Церковно-религиозное состояние Запада и Вселенская Церковь // Там же. 1885. Т. 1. Ч. 2. С. 647-671, 877-912; В. В. Верещагин в полемике с венским католич. архиепископом // Там же. С. 788-812; Вера и знание, вера и жизнь // Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 78-89, 123-144, 226-240; Лактанций и его философ. суждения // Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 318-341, 373-401; Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа // Там же. 1886. Т. 1. Ч. 2; 1887. Т. 1. Ч. 1-2 (отд. изд.: Х., 1888); Рассудочные силы животных // Там же. 1886. Т. 2. Ч. 1. С. 236-270; Ч. 2. С. 567-598; Спиритизм // Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 240-267, 300-333, 368-400, 498-522; Житейская мудрость в афоризмах Шопенгауэра // Там же. С. 421-426; Новое покушение иезуитов против Православия // Там же. 1887. Т. 1. Ч. 1-2; Буддийский катехизис // Там же. Т. 2. Ч. 2. С. 401-416, 453-460, 557-568; Русская и немецкая школа // Там же. 1888. Т. 1. Ч. 1-2; 1889. Т. 1. Ч. 1 (отд. изд.: Х., 1889); Новый рус. философ Н. М. Минский // Там же. 1890. Т. 2. Ч. 1. С. 192-225 (отд. изд.: Х., 1890); Метафизические воззрения кн. Сергея Трубецкого // Там же. Т. 2. Ч. 2; 1891. Т. 2. Ч. 2 (отд. изд.: Х., 1890); О лжеучении гр. Л. Толстого // Там же. 1891. Т. 1. Ч. 1. С. 269-283; Нравственное содержание догмата о Св. Духе: (Против Л. Толстого) // Там же. С. 425-445; Нагорная проповедь // Там же. Т. 1. Ч. 2; 1892. Т. 1. Ч. 1-2; 1895. Т. 1. Ч. 1; Э. Ренан и его новейший рус. «критик» // Там же. 1893. Т. 1. Ч. 1. С. 313-332; Зло, его сущность и происхождение. Х., 1897; Ист. очерк апологетического, или основного, богословия. Х., 1899; Философия монизма. Х., 1900; Высокопреосв. Амвросий, архиеп. Харьковский. Х., 1902; Религия, ее сущность и происхождение: (Обзор филос. гипотез). Х., 1902-1904. 2 кн.; О миссии католич. и протестантской. СПб., 1907; Уроки первой французской революции: (Из переписки друзей). Х., 1907; Думский старообрядческий законопроект перед судом истории. СПб., 1909; Штундо-баптизм. Х., 1909; Обзор рус. сект и их толков. Х., 1910. Пг., 19152; Высшее управление в правосл. автокефальных Церквах. Х., 1913; О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых ритуальных убийствах. Х., 1914; Устройство и управление римско-католич. церкви вообще и в России в частности. Х., 1916.
Лит.: Мельников Ф. Е. Талантливый исследователь раскола: (Член Гос. Совета проф. прот. Т. Буткевич) // Церковь. 1910. № 26/27; Денисенко И. Н. Взгляды Т. И. Буткевича на сущность и происхождение религии // Вiра i Розум. 2000. № 1. С. 66-70; Глубоковский Н. Н. Рус. богосл. наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 123-124.
О. Т. Е.
Ключевые слова:
Историки Церкви русские Протоиереи Русской Православной Церкви Богословы русские Буткевич Тимофей Иванович (1854 - 1925), протоиерей, богослов, историк Церкви
См.также:
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г.
АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛЬБОВ Михаил Павлович (1844 - после 1915), прот., богослов
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
БАЖЕНОВ Иван Васильевич (1855-1920), церк. историк, богослов