[Верника, Вереника; греч. Βερονίκη; лат. Veronica] (I в.), св. (пам. греч. 12 июля, пам. зап. 4 февр.). Отождествляется христ. Преданием с неназванной в Евангелиях по имени кровоточивой женой, получившей исцеление, прикоснувшись к одеждам Спасителя (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48), и благочестивой жительницей Иерусалима, отершей платом лик Спасителя во время Крестного пути на Голгофу. Кровоточивая жена, согласно Оригену (1-я четв. III в.), в учении гностиков-валентиниан выступала как одно из олицетворений Мудрости (Προυνικὸν σοφίαν - Orig. Contra Cels. VI 35). Впервые имя В. появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впосл. в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом В. свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7). Евсевий Кесарийский сообщает, что исцеленная Спасителем кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой (Панеады) на севере Палестины (Euseb. Hist. eccl. VII 18) и рядом с ее домом находилась бронзовая скульптурная композиция, изображавшая Иисуса и кровоточивую, из каменного пьедестала к-рой росла целебная трава, излечивавшая различные недуги. Эта скульптура была уничтожена при имп. Юлиане Отступнике. (Sozom. Hist. eccl. V 21). Рассказ Евсевия повторяется и варьируется мн. восточнохрист. и западнохрист. авторами. Имя В. и рассказ о панеадской статуе соединены в сер. VI в. в тексте Хроники Иоанна Малалы (Ioan. Malal. Chron. P. 237).
В Псевдо-Климентовых гомилиях имя В. носит дочь хананеянки (Clem. Rom. Hom. 3. 73), об исцелении к-рой Спасителем говорится в Евангелии (Мф 15. 22-28).
Др. цикл апокрифов о плате В. возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре, его переписке с Иисусом Христом и Нерукотворном образе Спасителя. Сказания о В. как о владелице изображения Спасителя получили распространение исключительно в западнохрист. ареале; несомненна вторичность этих легенд о В. по отношению к авгаровскому циклу. В поздних вариантах этой легенды говорится о том, что изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени В. Предполагают, что само имя Вероника произошло от лат. названия изображения Христа - vera icon (подлинный образ).
Согласно лат. апокрифу «Смерть Пилата» (Mors Pilati) (Гл. 2-3), последовательница Христа В. решила заказать Его портрет художнику, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему Лику и запечатлел на нем Свой Образ. Через нек-рое время после Распятия до тяжело болевшего имп. Тиберия дошли слухи о знаменитом целителе, совершавшем чудеса в Палестине. Не зная о казни Иисуса, он отправил за ним своего служителя Волусиана. В. убедила посланца императора, что для исцеления достаточно с благоговением воззреть на Нерукотворный образ. Волусиан и В. доставляют образ Спасителя в Рим, и воздавший Ему почести Тиберий выздоровел. В апокрифе «Кара Спасителя» (Vindicta Salvatoris) рассказывается, что Волусиан отнял силой у В. изображение Спасителя и отослал его для поклонения имп. Тиберию, к-рый исцелился от проказы. Перед смертью В. передала плат с изображением Спасителя сщмч. Клименту, папе Римскому.
Наибольшее распространение получило средневек. предание о встрече Иисуса Христа во время Его следования на Голгофу с В., к-рая протянула Ему свое головное покрывало, чтобы отереть с лица пот и кровь. Когда Господь вернул его В., на плате отобразился Его искаженный страданием Лик. Это предание возникло в XII-XIII вв. и зафиксировано в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300). Крестный путь (Via Dolorosa), к-рым идут паломники в Иерусалиме, включает VI остановку на том месте, где произошло это событие. В наст. время здесь находится храм (арх. А. Барлуцци), принадлежащий греко-католич. (униатскому) жен. мон-рю «младших сестер Иисуса», в нижней части к-рого, по преданию, располагался дом В.
Образ на плате хранился долгое время в ц. Санта-Мария Маджоре, а затем - в базилике св. Петра в Риме. Первые достоверные сведения о почитании плата В. в часовне Девы Марии, находившейся перед внутренней входной стеной базилики св. Петра, относятся к IX в.
Из зап. средневек. легенд одна отождествляет В. с Марфой, сестрой прав. Лазаря (Гервасий из Тилбери, ок. 1210), др. называет ее женой мытаря Закхея (впосл., согласно легенде, отшельник Амадур) и повествует о проповеди ими Евангелия в Центр. Галлии.
Памяти В. нет в Иеронимовом Мартирологе и др. древнейших календарях. Она почиталась местно: напр., в Бордо чтилась ее гробница, в Милане память В. праздновалась с особой службой до XVI в., когда архиеп. Карло Борромео († 1584) исключил ее из амвросианского миссала. После изобретения фотографии В. была объявлена папским декретом покровительницей фотографов.
Память В. Кровоточивой (греч. ἡ αἱμορροοῦσα) отмечена под 12 июля в Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 818) и Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338), под 13 июля - в ряде визант. календарей (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и древнерус. Прологах (РГАДА. Тип. 173. Л. 160; Тип. 174. Л. 116 об., XIV в.). В древнерус. лит-ру сказание о В. попало из слав. перевода хроники Иоанна Малалы (через посредство Летописца Еллинского и Римского) и вошло в нек-рые списки Четиих Миней под 16 авг. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 415-417 (2-я паг.)). В рус. Хронографе редакции 1617 г. в гл. 53 содержится ст. «О вопрошении кровоточивым недугом исцелевшия жены от Ирода царя сотворити Образ Христов», восходящая к тому же тексту Хроники Малалы (Творогов. С. 6-7).