(† 251), мч. Камеринский (пам. зап. 18 мая). Один из наиболее почитаемых итал. святых. «Страсти святого Венанция» (passio) были составлены в XI в. в мон-ре св. Евстихия, близ Нурсии (совр. Норча). Согласно «Страстям», В. происходил из знатной семьи г. Камерин (совр. Камерино, Италия). В возрасте 15 лет он обратился в христианство и, оставив родителей, жил при своем наставнике пресв. Порфирии. Схваченный язычниками, В. не испугался мучений и смерти и отказался принести жертвы языческим богам. После многочисленных пыток вилами В. был брошен в клетку с 5 голодными львами. Однако те смиренно легли у ног мученика. На следующий день префект города приказал сбросить В. с городской стены, однако и на этот раз он остался невредимым и продолжал восхвалять Бога. Тогда В. был приговорен к усечению мечом. По дороге к месту казни святой извел на пустом месте из-под земли родник. Мужество В. и стойкость в вере, а также чудеса, совершенные им, обратили ко Христу охранявших его воинов.
Болландисты считали «Страсти святого Венанция» легендарными, во мн. местах почти дословно копирующими текст «Страстей святого Агапита» палестинского мученика, что, однако, вовсе не исключает реального существования В., о чем свидетельствует его древнее почитание в Камерине.
Посвященная В. базилика в Камерине была включена в черту города только в 1384 г. Это место указывается в «Страстях» как место казни В. При реконструкции церкви в 1836-1875 гг. и археологических раскопках 1963 и 1969 гг. здесь были обнаружены фрагменты раннехрист. храма V-VI вв. Расположение древнего храма за пределами городской стены свидетельствует о том, что он был построен над могилой мученика (см. ст. мартирий).
Впервые память В. указана в календаре 1260 г. из мон-ря Фонте Авеллана. Наряду со св. Анзовином В. считался покровителем г. Камерина. По преданию, он дважды спас город от разрушения - в 409 г., во время вторжения вестготов, и в 754-755 гг., при нападении короля лангобардов Астульфа. В офиц. актах камеринских епископов имя В. появляется с 1235 г. Почитание В. особенно возросло с приходом к власти в Камерине рода Да Варано в XIII в., когда память В. являлась не только церковным, но и гос. праздником городской коммуны Камерино, 10-дневное празднование (с 17 по 27 мая) сопровождалось процессиями в честь В. Эта традиция документально фиксируется вплоть до XVII в.
Изображение В. появляется на камеринских монетах периода сеньории рода Да Варано. В. почитается во мн. областях Центр. Италии. В г. Фабриано (обл. Марке), относившемся в ср. века к диоцезу Камерино, ему посвящен кафедральный собор, построенный в 1617 г., однако сама церковь в честь В. в Фабриано упоминается еще в 1046 г. В Риме в честь В. была переименована ц. Сан-Джованни ин Меркателло, переданная папой Климентом X камеринскому землячеству в Риме. С именем этого же папы связано внесение В. в Римский Бревиарий и установление мессы и службы в честь святого для всей католич. Церкви.
Мощи В. находятся в посвященной ему ц. в Камерино. Трижды они подвергались рекогниции (опознанию на подлинность): в 1558 и 1576 гг. и в нач. XVII в. Мощи покоятся в серебряном реликварии, на внешней стороне к-рого изображены сцены мучений В. На барельефе в церкви, в Морровалле (XII в.), мученик изображен юношей, подвешенным цепями за правую руку. В позднейшей католич. иконографии В. изображается либо как молодой воин (фреска из ц. Санта-Мария делла Пьеве в Сан-Северино-Марке, XIII в.), держащий в одной руке меч, в др.- пальмовую ветвь, либо как Венанций, еп. Лунийский, или Венанций, еп. Далматский,- в руках Евангелие (епископский атрибут).