[Венанций Гонорий Клементиан Фортунат; лат. Venantius Honorius Clementianus Fortunatus] (ок. 535 - ок. 600), свт. (пам. зап. 14 дек.), еп. Пиктавийский, церковный писатель, агиограф, представитель лат. поэзии «темных веков», продолжатель Авзония.
Жизнь В. Ф. известна из его стихотворных произведений. В VIII в. его краткое жизнеописание дал в «Истории лангобардов» Павел Диакон. Отрывочные сведения о В. Ф. встречаются в сочинениях его современников (в т. ч. у свт. Григория Турского, в прологе к «Житию святой Радегунды», написанном мон. Баудонивией). Род. В. Ф. в Сев. Италии, в мест. Дуплавилис (совр. Вальдоббиадене), недалеко от г. Тарвизий (совр. Тревизо). Ранние годы жизни провел в Аквилее при еп. Павле, где обучался началам грамматики, риторики и богословия. В 60-х гг. VI в. продолжил образование в Равенне, бывшей в то время центром визант. владений в Италии и славившейся своими школами и большим числом образованных людей. К этому периоду жизни В. Ф. относятся ранние стихи, посвященные христ. святыням Равенны. Согласно Григорию Турскому, в Равенне В. Ф. и его друг Феликс (впосл. епископ Тарвизия) стали терять зрение, но исцелились от недуга в базилике святых Павла и Иоанна от лампады, горевшей перед алтарем св. Мартина Турского. Позднее В. Ф. решил совершить паломничество в Галлию, в г. Турон (совр. Тур, Франция), чтобы поклониться мощам св. Мартина. Путешествие продолжалось 2 года. За это время он обошел большую часть Франкского королевства, познакомился со мн. представителями франк. знати и в 566 г. был принят ко двору кор. Австразии Сигеберта. В том же году В. Ф. присутствовал на бракосочетании Сигеберта с Брунхильдой, дочерью вестгот. кор. Атанагильда, в Меттисе (совр. Мец, Франция) и сочинил эпиталаму. Изысканная латынь В. Ф. пришлась по вкусу Сигеберту, и он предоставил поэту в качестве провожатого по городам Франкского королевства комита (графа) Сигоальда. Из-за вторжения в Италию лангобардов В.Ф. не вернулся на родину и в 567 г. поселился в Пиктавии (совр. Пуатье, Франция). Он стал духовным наставником св. Радегунды, вдовы франк. кор. Хлотаря I и настоятельницы основанного ею мон-ря Агнессы, к-рой посвящены многие из его позднейших стихов. По монастырским нуждам В. Ф. бывал в различных областях Галлии и Бретани, где общался с подвижницей Плацидиной, бывшей женой Леонтия, еп. Бурдигальского. Благодаря поддержке Радегунды В. Ф. был рукоположен во пресвитера (до 576). В 599 г., после смерти Платона, еп. Пиктавийского, В. Ф. был возведен на епископскую кафедру. К этому периоду относится написание им небольших богословских сочинений «Изъяснение Символа веры» и «О молитве Господней».
Во время поездок В. Ф. знакомился со мн. представителями епископата, среди к-рых были св. Герман, еп. Парижский, Леонтий, еп. Бурдигальский, Авит, еп. Арвернский, Никетий, еп. Треверский, и его преемник Мангерих. Кроме того, он вел переписку с Мартином Думийским, обратившим в христианство осевших в сев.-зап. Испании свевов. Близким другом В. Ф. стал Григорий Турский, издававший его стихи.
К агиографическим сочинениям В. Ф. относятся «Житие святого Мартина», состоящее из 2243 гекзаметральных стихов, прозаические жития св. Илария, еп. Пиктавийского, и св. Северина, еп. Бурдигальского, Маркелла, еп. Парижского, а также современников В. Ф.- св. Германа, еп. Парижского, св. Альбина, еп. Андекавского, св. Патерна, св. Радегунды. Слава В. Ф. как агиографа была столь велика, что ему приписывалось авторство ряда житий меровингской эпохи - святых Ремигия Реймсского, Медарда Новиомагского, Маурилия Андекавского, свт. Амантия Рутенского, страсти святых Дионисия, Рустика и Елевферия.
гимны в честь Креста Господня «Знамена веют царские» (Vexilla regis prodeunt) и «Воспой, язык, сраженье славной страсти» (Pange, lingua, gloriosi proelium certaminis) созданы в подражание рим. военным песням по поводу перенесения в Пиктавий частиц древа Креста Господня, подаренных кор. Радегунде визант. имп. Юстином II. Они исполнены идеи торжества Христа над царством смерти посредством Крестных страданий. Вероятно, В. Ф. был автором написанной от имени кор. Радегунды благодарственной поэмы имп. Юстину и имп. Софии. Эти гимны вошли в обиход католич. Церкви и исполняются во время торжеств, посвященных Кресту Господню. В католич. богослужение вошел также гимн, сочиненный В. Ф. в честь Приснодевы Марии «Которую земля и море и эфир» (Quem terra, pontus, aethera), исполняемый на утренней и вечерней службах в праздники, посвященные Деве Марии. Особое место занимает стихотворное послание к жителям г. Турона 573 г., где В. Ф. благодарит их за избрание епископом столь достойного человека, как Григорий Турский.
В. Ф.- автор 11 книг стихотворений под общим названием «Разные стихи» (Carmina miscellanea), отличающихся жанровым разнообразием (христ. гимны, элегии, эпиграммы, эпитафии, панегирики, эпиталамы). Большинство стихотворений написано дактилическим гекзаметром и элегическим дистихом, есть также акростихи. Словарь поэта богат и разнообразен, весьма часто встречаются слова, заимствованные из греч. (напр., pontus, pelagos наряду с лат. mare), используются сюжеты и образы античной мифологии (напр., монологи Купидона, восхваляющего кор. Сигеберта, и Венеры, прославляющей красоту Брунхильды, «жемчужины Испании прекраснейшей всех речных нимф»).
О почитании В. Ф., погребенного в ц. св. Илария в Пиктавии, впервые упоминает Павел Диакон, к-рый прибыл в этот город, чтобы помолиться на могиле святого. С XII в. имя В. Ф. появляется в литаниях. Время обретения его мощей и помещения их в особый реликварий неизвестно. В 1549 г. их перенесли в новый реликварий. Память В. Ф. долгое время совершалась исключительно в диоцезах Франции. Папа Григорий XVI (1831-1846) утвердил право совершать литургическое поминовение В. Ф. на его родине, в Вальдоббиадене.