Василий Григорьевич (21.01.1838, с. Ильинское Любимского у. Ярославской губ.- 13.05.1899, Флоренция), историк, основатель византиноведения в России. Академик Императорской АН (1890; с 1876 чл.-кор. по разряду историко-политических наук). Род. в семье сельского священника. Окончив Ярославскую ДС, поступил в Главный педагогический ин-т в С.-Петербурге (1856), после закрытия к-рого (1859) перешел на последний курс историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та. Талантливый студент обратил на себя внимание профессоров Н. М. Благовещенского, И. И. Срезневского, М. М. Стасюлевича и был отправлен в командировку в Берлин (1862), где учился у Т. Моммзена и И. Г. Дройзена. По возвращении в Россию В. преподавал в гимназии г. Вильны, одновременно занимаясь изучением местных архивов; в 1869-1874 гг. опубликовал неск. работ по истории Литвы. В магист. дис. «Политическая реформа и социальное движение в Др. Греции в период ее упадка» (1869), посвященной социальной реформе спартанских царей III в. до Р. Х. Агиса IV и Клеомена III, проявились важнейшие качества, свойственные исследованиям В.: тщательное и критическое изучение источников, начитанность, умение определить причины событий и осветить отдельные явления с общеисторической т. зр.
В 1870 г. В. была предложена кафедра в С.-Петербургском ун-те, а затем и на Высших женских курсах. В течение 30 лет он читал общий курс истории ср. веков, а предметом своих специальных изысканий сделал историю Византийской империи. В то время была популярна тема визант. влияния в рус. истории, но не было специалистов по изучению Византии. В. был в этой области первопроходцем; он исследовал связи между Византией и Западом, историю юж. славян, визант. влияние на Русь и пытался определить место Византии в системе гос-в Востока и Запада.
В 1872 г. появился цикл статей В. «Византия и печенеги (1048-1094)», к-рый может быть назван образцом специального исследования. Используя ранее известные источники (сочинения Георгия Кедрина, Михаила Атталиата, Анны Комнины, переписку архиеп. Феофилакта Болгарского), В. показал, что именно кочевники решили судьбу Византии в 1086-1091 гг., накануне 1-го крестового похода. Враждебные тюрк. племена сельджуков и печенегов, встретившись в М. Азии, пришли к осознанию своего родства и готовились объединиться, чтобы разрушить Византию и основать на ее развалинах тюрк. державу. Но в то время как одни кочевники поставили империю на край гибели, др. принесли ей спасение: враждующие с печенегами половцы, вступив в союз с имп. Алексеем I Комнином, нанесли печенегам сокрушительное поражение в битве при Левуни во Фракии (1091). В этой же работе В. обосновывал подлинность обращения имп. Алексея I к западноевроп. рыцарям с призывом о помощи в общей борьбе с вторжением неверных, что способствовало зарождению крестоносного движения. В обсуждении вопроса о разделении Церквей В. показал редкое для своего времени беспристрастие, высказывая сожаление, что полемика между греч. и лат. богословами не пошла по пути соглашения, мира и уступчивости, к-рый был указан Патриархом Антиохийским Петром III. Обращаясь к событиям европ. истории, В. рассмотрел образование союза Византийской и Римско-Германской империй в 1148-1155 гг. и распад этого союза после визант. похода в Юж. Италию в 1156-1157 гг. (цикл «Из истории Византии в XII в.»).
В 1874-1878 гг. были напечатаны статьи В. о варяго-рус. дружине и затем обширный цикл исследований «Русско-византийские отрывки». В этих работах В. сделал ряд открытий в области русско-визант. отношений. Первый поход Руси на К-поль, как показал ученый, происходил не в 865 г. (как считалось ранее), а до 862 г. (вскоре была открыта точная дата - 860). Не позже 842 г. народ, называвшийся у византийцев Русью (οἱ ῾Ρῶς), напал на Амастриду в Пафлагонии. Вместе с тем, как считал В., нельзя утверждать, что та Русь, к-рая посетила в 1-й пол. IX в. берега М. Азии, была Русь славянская. В X-XI вв. визант. авторы используют названия «Варяги» и «Русь» как взаимозаменяемые; варягами называлась рус. дружина, отправленная в Византию св. кн. Владимиром и продолжавшая существовать в XI в. За русско-визант. исследования Московский ун-т присвоил В. звание д-ра рус. истории honoris causa (1878).
В. издал с блестящими вступительными статьями и обширными примечаниями много рукописных памятников: «Стратегикон Кекавмена» XI в. (1881, 1896), 2 послания имп. Михаила VII Дуки к кн. Всеволоду Ярославичу (1875), жития святых Стефана Нового (1877), Иоанна Готского (1878), Георгия Амастридского (1878), Мелетия Нового (1886), Стефана Сурожского (1889), Хождение в Св. землю Епифания (1886), Хождение ап. Андрея в страну мирмидонян (1877). В работе о Симеоне Метафрасте (1897) В. отождествил знаменитого агиографа с Симеоном магистром и логофетом, составителем всемирной хроники, и определил время его жизни - кон. X в.
Юридические, экономические и социальные вопросы истории Византии рассмотрены В. в работах «Законодательство иконоборцев» (1878) и «Материалы для внутренней истории византийского государства» (1879-1880). Он дал толкование мн. до тех пор неизвестным терминам, ввел в научный оборот мн. источники (юридический сб. «Пира», Слово Иоанна Антиохийского, письма архиеп. Феофилакта Болгарского). В. определил время издания Эклоги и Земледельческого закона, показал особенности крестьянской общины VIII в., изучил положение зависимого крестьянства, явления экономической жизни (прония, харистикий).
Создав рус. школу византинистов, В. упрочил сотрудничество византиноведения с востоковедением, ставшее традиц. чертой рус. византинистики. Исследования по Византии печатались в «Журнале Министерства народного просвещения», главным редактором к-рого он был с 1890 г., в «Записках» историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та и др. По инициативе В. был основан орган рус. византиноведения - ж. «Византийский временник» (1894). Учениками В. были все византинисты и медиевисты - выпускники С.-Петербургского ун-та 70-90-х гг. XIX в. (В. Э. Регель, П. В. Безобразов, Х. М. Лопарёв, Д. Ф. Беляев, А. А. Васильев, Б. А. Панченко и др.).