(Каменской и Алапаевской епархии), находится в г. Каменск-Уральский Свердловской обл. Первоначально женский.
Создан на основе Преображенской жен. общины. По одним сведениям, община основана в 1821 г. крестьянкой Анной Ивановой, по другим - в 1860 г. Авдотьей (Евдокией) Ивановной Ворониной, дочерью мастерового Каменского чугуноплавильного завода. Вероятно, нек-рое время община существовала неофициально. 3 сент. 1858 г. А. Ворониной был выделен земельный участок по Барабинской ул. в Каменском Заводе для строительства каменного дома со службами. В этом доме и разместилась община, высочайшее повеление об утверждении которой последовало 9 июля 1860 г. Согласно указу Святейшего Синода от 4 авг. 1860 г., община учреждалась «без всякого пособия от казны, с принятием оной под покровительство духовного и гражданского начальства и с укреплением за нею дома и земли, жертвуемых в ее пользу дочерью мастерового Воронина, и с тем, чтобы на всякие в пользу сей общины пожертвования недвижимости совершались законные акты в тех правилах, какие представлены православным монастырям». По распоряжению начальника горных заводов Уральского хребта в том же году общине было отведено 2 дес. 480 кв. саж. земли, в 1865 г.- 1 дес. 1544 кв. саж.
Благодаря пожертвованиям канцелярского служителя Каменского чугуноплавильного завода Воронина (103 дес. 2024 кв. саж. усадебной, пахотной и сенокосной земли и 60 дес. леса) и др. благотворителей к кон. XIX в. К. м. стал крупным землевладельцем в крае. В 1910 г. К. м. обладал угодьями величиной ок. 300 дес. земли, в 1919 г.- 154 дес. пахотной земли, 47 дес. сенокосной, 13 дес. «неудобной» земли, 66 дес. леса, 18 дес. выгона. Сдача земельных угодий в аренду местным жителям ежегодно приносила до 2,5 тыс. р. дохода. В монастырь поступало ежегодно до 2 тыс. р. от продажи рукодельных работ сестер («К числу занятий насельниц монастыря относится приготовление простых и узорчатых холстов и скатертей, различные рукодельные работы: шитье, вязание, вышивка…» (Екатеринбургские ЕВ. 1910. Отд. неофиц. № 39. С. 865)). К 1917 г. на счету мон-ря в банке было 15 тыс. р., что позволяло содержать не только большую монашескую общину, но и обучать на свои средства детей жителей Каменского Завода в школе грамоты, основанной в 1860 г. и в 1918 г. переименованной в народную. В 1891 г. здесь обучалось 15 девочек, в 1919 г.- 150 чел.
С 1872 г. в обители служил свящ. Василий Алексеев. Указом Святейшего Синода от 9 мая 1892 г. община была преобразована в монастырь. К 1 янв. 1892 г. в обители проживало 25 монахинь, 18 инокинь, 103 послушницы, в 1917 г.- 30 монахинь и 150 послушниц, к 1919 г.- настоятельница мон. Емилия, казначея мон. Маврикия, 22 монахини, 93 рясофорные сестры, 20 послушниц и 45 белиц. С 1910 г. ежегодно 5 июня из К. м. в с. Усть-Карабольское «на моление» выносилась чтимая икона Божией Матери «Отрада».
К 1919 г. в обители были построены домовая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена 21 окт. 1862), каменный 3-престольный собор (1861-1880), главный придел к-рого освящен в 1878 г. в честь Преображения Господня, юж. придел - 25 сент. 1880 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, сев. придел - 28 сент. 1880 г. во имя свт. Николая Чудотворца. В К. м. также были построены 2-этажный каменный корпус, 2-этажный «полукаменный», 2-этажный деревянный и одноэтажный каменный корпуса, кухня, трапеза и др. деревянные службы, ограда.
С 27 окт. 1914 г. в обители служил сщмч. Николай Васильевич Бирюков. 7 апр. 1918 г., в праздник Благовещения Пресв. Богородице, о. Николай прочитал с амвона воззвание Святейшего патриарха свт. Тихона (Белавина), призвал верующих сплотиться вокруг Церкви и, если потребуется, пострадать за свои убеждения. В тот же день сщмч. Николай был арестован представителями Каменского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и отправлен в Следственную комиссию революционного трибунала Екатеринбурга. Его обвинили в распространении «черносотенного воззвания» патриарха. Но, рассмотрев дело священника и приняв во внимание, что он только прочитал воззвание патриарха после литургии, 10 июня 1918 г. Следственная комиссия приняла постановление об освобождении о. Николая. С пастыря была взята подписка не читать в церкви никаких брошюр и изданий без разрешения местного совета.
В июле-авг. 1919 г., после занятия города большевиками, в кельях К. м. были расквартированы красноармейцы. Сщмч. Николай обличал в проповедях братоубийственную войну, отказался отпеть убитого красноармейца. При обыске у него было найдено письмо сыну, служившему в Белой Армии. Все это стало основанием для возбуждения уголовного дела. В авг. 1919 г. о. Николай вновь был арестован и 2 сент. расстрелян. Решением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. сщмч. Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В 1920 г. решением Каменского уездного исполкома К. м. был закрыт, некоторые монахини остались в Каменске и окрестных деревнях. В трапезной части монастырской Преображенской ц. были размещены сельскохозяйственные курсы, но богослужения продолжались еще неск. месяцев. 27 окт. 1921 г. храм был закрыт, в том же году прекратились богослужения и в Казанской ц. В 1921-1925 гг. насельницы (30 чел.) боролись за сохранение обители, безрезультатно обращались к властям с просьбой сдать им в аренду помещения мон-ря для образования сельскохозяйственной артели. Впосл. в монастырских помещениях располагались хозяйственные службы: в 2-этажном келейном корпусе и трапезной домовой церкви - администрация Синарского р-на, в Преображенском храме - склады. В шлакоблочном здании, пристроенном к храму, работал хлебозавод. В 80-90-х гг. XX в. территорию мон-ря со всеми постройками занимали склады Мин-ва по чрезвычайным ситуациям (МЧС) РФ. К нач. 1999 г. все имущество МЧС было вывезено.
Основные постройки сосредоточены в юж. половине мон-ря. Корпус келий и трапезной имеет в плане форму прямоугольника, вытянутого по оси «запад-восток», фасады выдержаны в стиле позднего классицизма. К юго-западу от корпуса находятся 5-главая Преображенская ц. и колокольня, к-рые определили архитектурный ансамбль мон-ря. Далее, почти у самой стены, стояла часовня. Обитель окружала невысокая глухая каменная ограда, на юж. участке с уступами.
После закрытия К. м. были постепенно разобраны ограда, часовня, деревянные службы. Утрачены главы храма, разрушены колокольня, апсида Преображенского храма; сделан ряд пристроек. В 1940 г. корпус келий и трапезной был отремонтирован, проведены частичная внутренняя перепланировка, пристройка портиков и балконов. Несмотря на разрушения и утраты, в ансамбле монастыря сохранился редкий для Урала декор, стилизованный в духе допетровского барокко. Монастырский комплекс сохранил градостроительное значение, доминируя в панораме сев. части исторического центра Каменска-Уральского. К 2012 г. комплекс зданий, входящих в состав обители, включен в гос. список памятников истории и культуры Свердловской обл. как образец архитектуры местного значения.
9 июня 1998 г. решением СВящ. Синода К. м. был возрожден как мужской, 26 июля 2012 г. настоятелем утвержден еп. Каменский и Алапаевский Сергий (Иванников). Монашеская община занимается восстановительными работами. При обители действует воскресная школа для взрослых. Братия активно участвует в просветительских и благотворительных проектах, осуществляемых в г. Каменске-Уральском. 7 апр. 2013 г. еп. Сергием освящены престолы приделов Преображенского храма: правый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый во имя Святителя Николая Чудотворца.
Решением Свящ. Синода от 16 апр. 2016 г. в должности священноархимандрита К. м. утвержден еп. Мефодий (Кондратьев).
На монастырском подворье в с. Колчедан Каменского р-на Свердловской обл., на месте существовавшей до нач. 20-х гг. XX в. Покровской обители действовало сестричество, в 2004 г. была создана жен. община, 26 дек. 2012 г. община получила статус жен. мон-ря.