Владимир Андреевич (23 дек. 1896, пос. Серноводск Бугурусланского у. Самарской губ. (ныне Сергиевского р-на Самарской обл.) - 28 июля 1969, Ленинград), прот., известный духовник и проповедник, историк. Из дворянской семьи, его отец, А. А. Каменский (1875-1940), впосл. стал профессором Политехнического института в С.-Петербурге. Семья была родственно связана с известным писателем и инженером-железнодорожником Н. Г. Гариным-Михайловским, крестным отцом К. Сестра писателя, бабушка К., Г. Г. Гладкая (после принятия пострига монахиня Мария) переехала на Св. землю, где играла заметную роль в церковной жизни Иерусалимского Патриархата, была геронтессой митр. Петры Аравийской Никифора.
По окончании с.-петербургского Тенишевского коммерческого уч-ща К. в сент. 1914 г. поступил в петроградский Политехнический ин-т, учился там до апр. 1915 г. Преодолев религ. кризис, обрел твердую веру. Стал прихожанином Знаменской (Входоиерусалимской) ц. на Знаменской пл. С сент. 1915 г. студент философского отд-ния историко-филологического фак-та Петроградского ун-та. В нач. 1917 г. был призван на военную службу. На Кавказском фронте был писарем в артиллерийском дивизионе. В нояб. 1917 г. демобилизован. В 1918 г. восстановился на 2-м курсе историко-филологического фак-та ун-та, специализировался на истории средневек. философии. Учителями К. в разное время были Б. А. Тураев, Ф. Ф. Зелинский, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский. Подготовил доклады в философском обществе (кружке) при Петроградском ун-те: «Метафизика - основа науки» по книге немецкого философа-идеалиста Й. Ремке (февр. 1921) и «История философии в трёх религиозных концепциях (Эдда, буддизм пророки)» (март 1922). Одновременно с учебой в 1920-1921 гг. работал лектором в Петроградском губернском политпросветуправлении. Занимался живописью под рук. худож. К. С. Петрова-Водкина, изучал древние и совр. иностранные языки (знал в различной степени древнегреческий и латынь, англ., нем., итал., франц. языки). В 1923 г. сдал курс фак-та общественных наук (общественно-педагогическое отд-ние) ун-та по индивидуальной программе.
В связи с отсутствием работы по специальности с 1924 г. был инструктором по изготовлению игрушек в мастерской кустарной техники. Затем преподавал историю в Военно-морском уч-ще им. Фрунзе. С 1928 г. работал в Русском музее, где занимался изучением народного искусства. В кон. 1930 г. был приглашен научным сотрудником в новоучрежденный Институт истории науки и техники АН СССР, где стал руководителем сектора истории техники и заведующим музеем истории науки и техники. Вел подготовку выставочной экспозиции в бывш. митрополичьих покоях Александро-Невской лавры, однако из-за недостатка средств и перевода Академии наук из Ленинграда в Москву музей так и не открылся. Активно участвовал в подготовке издания монографии «Металлургические заводы на территории СССР с XVII в. по 1917 г.: Чугун, железо, сталь, медь» (вышел 1-й том (М., Л. 1937)), книги «Описания Уральских и Сибирских заводов» Вильгельма де Геннина (М., 1937). 25 окт. 1935 г. постановлением Президиума АН СССР получил ученую степень кандидата исторических наук. После перевода Института истории науки и техники в Москву работал с 1937 по 1940 г. научным сотрудником - архивариусом частнохозяйственных фондов Ленинградского отдела Государственного исторического архива. Написал монографию «Художники крепостного Урала» (издана в 1957), в к-рой на основе материалов музеев Москвы, Ленинграда, Свердловска и Н. Тагила рассматривалась не изучавшаяся ранее графика и живопись горнозаводских мастеров. Подготовил научный труд по иконописи, собирал, чтобы спасти от уничтожения, церковные святыни.
31 окт. 1940 г. арестован по обвинению в том, что «является активным участником контрреволюционной организации... ведет активную антисоветскую работу по созданию подпольного монастыря, называемого «келия»». При аресте у него было изъято 350 икон и 932 книги. Виновным себя не признал. 13 июля 1941 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. После освобождения в 1945 г. работал заведующим подсобным хозяйством Рождественско-Хавской больницы в Воронежской обл. В 1947 г. арестован повторно, отправлен в адм. ссылку в дер. Плотниково Пихтовского р-на Новосибирской обл. В 1955 г. освобожден со снятием судимости, проживал на даче знакомых в пос. Мельничный Ручей (ныне в черте г. Всеволожска Ленинградской обл.), посещал богослужения в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда.
Был привлечен к пастырскому служению митр. Григорием (Чуковым). После сдачи экзамена при епархиальном совете рукоположен Лужским еп. Романом (Тангом; впосл. архиепископ) 26 февр. 1956 г. во диакона, а 4 марта того же года - во иерея. Служил в Троицкой ц. пос. Всеволожский (с 1963 - г. Всеволожск). Снискал любовь верующих милостивым и сочувственным отношением, после окончания службы его всегда ожидала у входа в церковь толпа верующих. Был абсолютным бессребреником, жил очень скромно. Несмотря на слабое здоровье, никогда не отказывал прихожанам в совершении треб на дому, крещений и причащения больных. Почти не имел времени для отдыха. Имел высокий авторитет как опытный духовник и молитвенник. Его проповеди отличались необычайной глубиной и своеобразным поэтическим словом (нек-рые проповеди, записанные прихожанами, были изданы в 1989 и последующие годы). Проповедническая деятельность К. неоднократно вызывала нарекания светских властей за «излишнее усердие». Писал стихи духовного содержания (преимущественно в период послевоенной ссылки, два рукописных сборника хранятся в частном архиве в С.-Петербурге).
В 1963-1964 гг. временно прикомандировывался к различным приходам Ленинградской епархии. В марте 1964 г. Ленинградским митр. Никодимом (Ротовым) переведен на место штатного священника ц. во имя св. вмч. Димитрия Солунского в Коломягах (Ленинград), в мае того же года награжден наперсным крестом. На Пасху 1966 г. возведен в сан протоиерея. 12 сент. того же года назначен духовником Ленинградской академии и семинарии. В июне 1969 г. по собственной просьбе ввиду тяжелой болезни (инсульт) освобожден от должностей духовника ленинградских духовных школ и штатного священника Димитриевской ц. Последние 7 месяцев своей жизни почти не вставал с постели. Похоронен на Шуваловском кладбище в С.-Петербурге, могила сохранилась, на кресте сделана надпись: «Пастырь... и ученый философ в миру».