[араб. «аль-кайсания»], общее название группы крайних шиитских общин, признававших имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии - сына Али ибн Аби Талиба от ханафитки. Первоначально К. называли алидов Куфы, интересы к-рых поддержал аль-Мухтар ибн Абу Убайд ас-Сакафи по прозвищу Кайсан, возглавивший алидское восстание в Куфе в 686 г. Согласно др. версии, К. получили название по имени Абу Амра Кайсана - начальника гвардии аль-Мухтара. Движение К. проходило под лозунгом отмщения за кровь аль-Хусайна, сына Али и внука пророка Мухаммада, убитого в окрестностях Кербелы 10 окт. 680 г., и было связано с именем Мухаммада ибн аль-Ханафии, к-рому аль-Мухтар приписывал знание сокровенных тайн, якобы хранившихся и передававшихся в роду Али. После смерти Мухаммада ибн аль-Ханафии ок. 700 г. К. стали называть приверженцев его имамата, проповедовавших о том, что он был наиболее близок к Али и стал его истинным преемником. Вопрос о том, кого считать законным имамом после Мухаммада ибн аль-Ханафии, вызвал разногласия среди К. Мусульм. доксографы упоминают 4 общины, образовавшиеся после его смерти. «Истинные» К., или мухтариты, сторонники аль-Мухтара, которому приписывали разработку учения об «изменении божественного мнения» (албада); приверженцами этой общины были знаменитые араб. поэты Кусайир (ум. в 723) и ас-Сайид аль-Химьяри (ум. в 787 или 795). Хашимиты - приверженцы имамата Абу Хашима (сына Мухаммада ибн аль-Ханафии), после его смерти они распались на 5 общин. Байаниты - последователи Байана ибн Симана ан-Нахди, претендовавшего на переход к нему имамата от Абу Хашима. Байаниты отрицали смерть Мухаммада ибн аль-Ханафии и ожидали его возвращения. Сам Байан заявлял, что в него вселилась «божественная» частица Али. Ризамиты, или аббасидские шииты, проповедовали, что имамат от Абу Хашима перешел в род Аббасидов. Аль-Ашари подразделял К. на 11 общин, не устанавливая последовательности их возникновения и генетическую связь.
Как шиитские, так и суннитские авторы отмечали, что широкое распространение среди К. получили учения о переселении душ, воплощении, возвращении после смерти и т. п. Учения К. оказали сильное влияние на догматику шиитского ислама. Важнейшие положения теории имамата, учения об аль-бада (изменении божественного мнения) и ар-раджа (возвращение т. н. скрытого имама), разработанные в кайсанитской среде, были восприняты шиитами-имамитами Ирака. В Иране и Ср. Азии измененные кайсанитские доктрины проповедовали последователи различных синкретических учений, известные под общим названием хуррамиты, хотя собственно кайсанитские общины к сер. IX в., видимо, уже прекратили свое существование.