(29/30.11.1427, Краков - 7.06.1492, Гродно), Литовский вел. князь (с 1440), король Польши (с 1447). Младший, 3-й сын польск. короля и Литовского вел. кн. Владислава (Ягайло) и Софьи Гольшанской.
После смерти отца (1434) опекуном К. Я. стал Краковский еп. Збигнев Олесницкий, недоброжелательно к нему относившийся. В 1438 г. утраквисты выдвинули кандидатуру К. Я. на чеш. трон в противовес австр. герц. и герм. кор. Альбрехту II Габсбургу, однако год спустя после 2 неудачных военных походов К. Я. отказался от борьбы. В 1440 г., после убийства вел. кн. Литовского Сигизмунда Кейстутовича, в Великом княжестве Литовском начались междоусобицы, связанные с желанием части литов. знати разорвать унию с Польшей. Брат К. Я., кор. Владислав III Варненчик, направил его наместником в Великое княжество Литовское, однако без согласия польск. короля и сейма и в отсутствие Владислава в стране 29 июня 1440 г. литов. бояре провозгласили К. Я. вел. князем, что фактически означало разрыв унии между Польшей и Литвой. Юному вел. князю, действовавшему в согласии с боярами, удалось добиться стабилизации положения в стране (подавление бунта «черных людей» в Смоленске в 1440-1441, преодоление сепаратистских настроений в Жмуди) и мирным путем урегулировать территориальные споры с соседними гос-вами. Правление К. Я. в Литве стало временем усиления магнатских родов и формирования крупных магнатских латифундий.
После гибели кор. Владислава III (1444) К. Я. был избран на польск. трон 23 апр. 1445 г. на съезде в Серадзе, однако, согласился стать королем только после отказа польск. стороны от условий Гродненской унии 1432 г. и признания привилея от 17 сент. 1446 г., устанавливавшего равноправие Польши и Великого княжества Литовского в объединенном гос-ве, а также равенство шляхты, проживавшей на обеих территориях. Возобновленная уния носила характер личной и была исключительно политической. Привилей К. Я. от 2 мая 1447 г. гарантировал целостность границ Великого княжества Литовского, право литов. шляхты и магнатов занимать все адм. должности в княжестве. В соответствии с условиями привилея Польша не имела прав на Волынь и Вост. Подолию (передана Польше на Парчевском съезде в июне 1453). В 1448, 1451 и 1453 гг. прошли польско-литов. съезды, целью к-рых было убедить литов. знать в необходимости дальнейшего сближения, переговоры были прерваны Тринадцатилетней войной (1454-1466). В отсутствии короля в княжестве главным органом управления стала литов. рада, в которую входили Виленский и Жмудский епископы, гос. сановники, а также представители земской и придворной администрации. При К. Я. формировалась система органов центрального управления, были созданы должности канцлера, земских и дворских подскарбиев и маршалков. В 1468 г. К. Я. издал Судебник - кодекс уголовного права Великого княжества Литовского; в 25 статьях Судебника описывались наказания за кражи. В 1471 г. ликвидировал Киевское княжество и учредил должность воеводы Киевского.
В Польше К. Я. удалось укрепить королевскую власть и ослабить влияние малопольск. знати, фактически распоряжавшейся в стране в предшествующие годы. В целом в правление К. Я. возросло политическое влияние среднего дворянства и его органов представительства. Привилеями 1451-1456 гг. было подтверждено освобождение дворянских владений от всех налогов, кроме «порадльного» (в размере 2 грошей от «лана» - полного крестьянского надела). Одновременно было установлено, что ни новые законодательные акты, ни решения о созыве дворянского ополчения не будут приниматься без предварительного одобрения сеймиками - дворянскими собраниями отдельных областей. «Собирание земель», активная внешняя политика и дорогостоящие войны в правление К. Я. привели к тому, что королевская казна опустела. Монарх был вынужден заложить земли королевского домена, что в перспективе вело к усугублению финансовых трудностей. В таких условиях королю пришлось часто созывать провинциальные дворянские собрания для принятия решений о сборе войска и об установлении новых налогов, что создало предпосылки для появления общегос. органа дворянского представительства - Сейма (1-е заседание Сейма состоялось после смерти К. Я., 18 янв. 1493).
Отношения К. Я. с Римскими папами были довольно сложными. Главой политических противников К. Я. был кардинал и папский легат, бывш. опекун короля, Краковский еп. Збигнев Олесницкий. В споре между 2 кандидатами на Папский престол король поддерживал буд. папу Николая V (1447-1455), за что получил привилегию назначать номинатов на 20 церковных бенефициев в Польше, звание «Defensor Fidei» (защитник веры), золотую розу и 10 тыс. дукатов на войну с татарами. Еп. Збигнев Олесницкий вместе с духовенством польск. церковной провинции поддержал Базельский Собор и антипапу Феликса V (1440-1449), к-рый возвел его в кардиналы. Впосл. Николай V предпочел примириться с Краковским епископом. К. Я. не прекратил пользоваться полученными привилегиями, за что был подвергнут отлучению от Церкви, но продолжал назначать свои кандидатуры на епископские кафедры. Отлучение перестало действовать со смертью Николая V, папы Пий II (1458-1464) и Павел II (1464-1471) подтверждали назначенных королем кандидатов. К. Я. не допустил на кафедру в Кракове поставленного папой Римским Пием II Якуба из Сенно и взял в управление владения еп-ства (1460-1463), которое досталось ставленнику К. Я. Яну Грушчинскому. В 1467 г. папская курия вопреки воле К. Я. назначила епископом Варминским сторонника ордена крестоносцев Миколая Тунгена. Это привело к «войне попов» (1468-1479), завершившейся компромиссом.
Др. поводом для ухудшения отношений между К. Я. и Папским престолом стала реакция папы Римского Каллиста III (1455-1458) на восстание прусских сословий против Тевтонского ордена и их переход под власть польск. короля: в 1455 г. папа осудил мятеж и отлучил бунтовщиков от Церкви. В ходе Тринадцатилетней войны Папский престол принял сторону Тевтонского ордена, изменив свою позицию лишь к концу военных действий, вероятно, в расчете на то, что по окончании войны К. Я. выступит против конфликтовавшего с Римским папой и поддерживавшего гуситов чеш. кор. Йиржи Подебрада. Однако К. Я. предпочел сблизиться с чеш. королем и заключить с ним союзный договор. В результате после смерти Йиржи Подебрада в марте 1471 г. его преемником чеш. гуситы избрали старшего сына К. Я. Владислава (1471-1516). Это привело к длительной войне К. Я. и Владислава II с венг. кор. Матьяшем Хуньяди (Матвеем Корвином), претендовавшим на чеш. трон при поддержке чеш. католиков. В 1479 г. между претендентами на королевский престол был заключен Оломоуцкий мир, по к-рому Владислав II сохранил за собой Чехию, в то время как проч. земли Чешского королевства (Лужица (Лаузиц), Моравия, Силезия) оказались под властью Матьяша Хуньяди.
В 70-х гг. XV в. советник короля Ян Остророг предложил прекратить отсылать деньги в Рим, ограничить возможности для судебной апелляции к папе Римскому и запретить епископам приносить присягу папе (проект реформ «Monumentum pro Reipublicae ordinatione»).
Эти разногласия мало влияли на церковную политику К. Я. на восточнослав. землях Польского королевства и Великого княжества Литовского. Даже в период разногласий с Римом К. Я. проводил политику укрепления позиций католич. Церкви. К. Я. был заинтересован в деятельности католич. миссионеров на этих землях. В 1451 г. он пригласил в свои «русские» владения францисканца католич. св. Иоанна Капистранского, проповедовавшего гуситам, а позднее покровительствовал бернардинцам. К. Я. вначале отказал в поддержке бывш. Киевскому митр. Исидору как легату не признанного Базельским Собором папы Евгения IV. Однако после нормализации отношений с Папским престолом король предпринял шаги по осуществлению решений Ферраро-Флорентийского Собора. На территории входившей в состав Польского королевства Галицкой земли была восстановлена к 1450 г. некогда существовавшая здесь Галицкая митрополия (см. ст. Галицкая епархия), во главе к-рой был поставлен сторонник церковной унии, бежавший из Молдавии митр. Иоаким.
Иной характер носила церковная политика К. Я. на землях Великого княжества Литовского. Здесь в кон. 40-х гг. XV в. ему пришлось вести тяжелую борьбу с претендентом на трон Михаилом Сигизмудновичем, к-рого поддерживал хан Большой Орды Сеид-Ахмед. Нуждаясь в помощи, К. Я. заключил договор о союзе с вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным (1449). В янв. 1451 г. поставленному в Москве Киевскому митр. свт. Ионе были переданы в управление все земли Киевской митрополии в границах Великого княжества Литовского. Такое соглашение действовало, однако, сравнительно недолго. В кон. 50-х гг. XV в. была предпринята попытка осуществить церковную унию на территории Вост. Европы при активном участии К. Я. Митр. Исидор, находившийся в Риме, отказался от своей кафедры, на к-рую 15 окт. 1458 г. К-польский униат. патриарх Григорий III Мамма поставил Григория Болгарина, бывш. игумена мон-ря св. Димитрия в К-поле, ученика Исидора. К. Я. не только оказал поддержку Григорию, заставляя православных в своих владениях подчиниться его власти, но и предложил вел. кн. Василию II отстранить митр. Иону и признать Григория. К. Я. удалось добиться признания Григория правосл. населением своих владений, но в сер. 60-х гг. XV в. митрополит разорвал связи с Римом и перешел под юрисдикцию К-польского патриарха. Роль К. Я. в этих событиях остается неясной, однако, вероятно при его участии К-польский патриарх Дионисий I грамотой от 14 февр. 1467 г. предложил всем рус. землям, а особенно Вел. Новгороду, признать Григория единственным законным правосл. митрополитом. Вероятно, это было связано с целью распространить влияние К. Я. на Новгородскую землю (еще в 1461 он выхлопотал себе ярлык на Вел. Новгород от крымского хана Хаджи-Гирея). Вовлеченный с 1471 г. в борьбу за Чехию К. Я. не смог осуществить свои планы относительно Новгорода. Признание К-польским патриархом митрополичьего сана Григория привело к разделению Киевской митрополии на московскую часть под упр. свт. Ионы и польско-литовскую, получившую название Западнорусской митрополии (1468).
После смерти Киевского митр. Григория зимой 1472/73 г. К. Я. предпринял новые попытки осуществить церковную унию. Во главе сторонников унии стал Смоленский еп. Мисаил, «нареченный» на митрополичью кафедру после смерти митр. Григория и не пожелавший искать поставления в К-поле. Мисаил вместе с др. духовными и светскими лицами в апр. 1473 г. обратился в Рим со своим «писанием». Текст его не сохранился, оно известно лишь по упоминаниям во 2-м, более позднем, обращении. Часть правосл. населения Великого княжества Литовского, недовольная этими действиями, направила в К-поль выходца из Твери мон. Спиридона, к-рый и был поставлен патриархом Рафаилом I (15 сент. 1475). По возвращении в Великое княжество Литовское Спиридон по приказу К. Я. был арестован и сослан. В марте 1476 г. еп. Мисаил, настоятели Троицкого виленского и Киево-Печерского монастырей, нек-рые правосл. князья, а также ряд приближенных К. Я. во главе с маршалком дворным И. Ходкевичем обратились к папе Римскому Сиксту IV (1471-1484). В послании говорилось о признании составителями верховной власти Римского папы и решений Ферраро-Флорентийского Собора. Они просили прислать 2 «мужей», знающих обычаи «западной римской» и «восточной греческой» Церквей, к-рые обеспечили бы мирное сосуществование униатов и католиков под верховной папской властью. По-видимому, это обращение осталось без ответа. Как видно из подписей под документом, правосл. епископат не присоединился к посланию еп. Мисаила. Не поддержали его и мн. представители правосл. знати (как, напр., князья и паны Волыни). В 1477-1478 гг. противники унии провозгласили Киевским митрополитом Галактиона (Халецкого). Его признали законным главой Церкви монахи Киево-Печерского мон-ря.
На политику К. Я. оказало влияние ухудшение отношений с Московским княжеством. Отношения обострились с нач. 70-х гг. XV в., когда король Польши вступил в союз с ханом Большой орды Ахматом, побуждая его к нападениям на рус. земли. Скончавшийся в 1480 г. воспитатель детей К. Я. польск. историк Ян Длугош записал на последних страницах своей «Хроники» слова короля и князя, обращенные к литов. панам, что в случае войны с Россией «православные» в Великом княжестве Литовском могут перейти на русскую сторону. К. Я. был вынужден отказаться от планов церковной унии. Православные князья и паны предложили избрать митрополитом Полоцкого архиеп. Симеона, июнем 1481 г. датирована ставленная грамота К-польского патриарха Максима III. Такая же процедура была соблюдена после смерти Симеона в 1488 г., когда настоятель Троицкого Слуцкого мон-ря Иосиф отвез в К-поль ходатайство правосл. князей и панов о поставлении его преемника Ионы (Глезны), архиеп. Полоцкого.
Жена К. Я.- Елизавета Австрийская, дочь кор. Альбрехта II Габсбурга. Один из сыновей К. Я. был канонизирован (св. Казимир, покровитель Литвы и Польши), другой - Фредерик Ягеллон - стал примасом Польши и кардиналом, Владислав II Ягеллон, Ян I Ольбрахт, Александр Ягеллон и Сигизмунд I были правителями Чехии, Венгрии, Польши и Великого княжества Литовского.