(XIV в.), на Сев. Кавказе, в составе К-польского Патриархата, упоминается в неск. актах Свящ. Синода К-польской Церкви, а также в нек-рых др. визант. источниках XIV в. Предстоятель К. м. присутствовал в К-поле на заседаниях Свящ. Синода в авг. 1317 г. и неск. позднее (в соборном акте он указан перед митрополитом Литовским) (Hunger. Register. T. 1. S. 334, 342). Вероятно, им был архиеп. Савва, к-рый поминается в «Сугдейском синаксаре» 2 апр. 1318 г. (Νυσταζοπούλου. 1965. P. 131. № 140).
Время и обстоятельства создания К. м. неясны. Попытка исследователя В. А. Кузнецова отнести дату ее основания к кон. XIII в. безосновательна (Кузнецов. 2002). Во-первых, приводимая им информация о том, что на Свящ. Синоде в К-поле при имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) якобы присутствовал епископ К. м. Василий, основана на недоразумении в прочтении текста «Истории Иерусалимских патриархов» Досифея Нотары. В действительности на Влахернском Cоборе в К-поле в 1285 г. присутствовали митрополиты Зихии Василий и Алании и Сотириуполя Никита (Laurent. 1927. P. 147-148). Во-вторых, в 17-19-й нотициях К-польского Патриархата (Darrouzès. Notitiae. P. 400, 407, 413) К. м. перечисляется вслед за Литовской митрополией. Создание последней датируется в рукописях 17-й нотиции 1282 либо 1300 г., и при этом указывается, что она основана при имп. Андронике II Палеологе и патриархе Иоанне Глике (1315-1319). Т. о., дата явно неверная; в настоящее время учреждение Литовской митрополии датируют 1315-1317 гг. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 51). Присутствие предстоятелей Литвы и К. м. в составе Свящ. Синода 1317 г. дает возможность предположить, что около этого времени К. м. и была образована патриархом Иоанном Гликой из прежней Аланской митрополии, подобно тому как Литовская - из Киевской митрополии.
В дальнейшем К. м. упоминается в деле Аланского митр. Симеона, который до июля 1356 г. совершил незаконное рукоположение в К. м., за что и был низложен патриархом Каллистом I (Hunger. Register. T. 3. S. 212-229; Hinterberger. 1999; Kresten. 2002). Однако в 1364 г. права Симеона, в т. ч. на «места около Алании, Кавкасии и Ахохии», были подтверждены патриархом Филофеем Коккином (о деле Симеона см.: Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 477-478. N 221). Т. о., патриарх Филофей рассматривал действия Симеона как законные, что может свидетельствовать о том, что к началу его Патриаршества (1353) К. м. вновь вошла в состав Аланской митрополии. Произойти это могло еще при патриархе Исидоре I Вухире (1347-1350), к-рый упразднил такие решения своего предшественника патриарха Иоанна XIV Калеки, как раздел Киевской митрополии и отделение Сотириуполя от Аланской митрополии.
Границы К. м., местонахождение и название ее центра неизвестны. Кончина митр. Саввы Кавкасийского в Сугдее (ныне Судак, Украина) в 1318 г. наводит на мысль, что этот иерарх, будучи поставлен во главе вновь образованной епархии ок. 1317 г. в К-поле, ехал к месту служения на Кавказ (тем же путем в 1223 в Аланию также через Крым направлялся митр. Феодор, описавший свое путешествие). Известия о том, что в В. Чегеме (см. ст. Кабардино-Балкария) существовали остатки христ. церквей, а также греч. рукописи, дали возможность Кузнецову предположить, что центр К. м. находился там (Кузнецов. 2002). Эта гипотеза, однако, не подтверждается данными источников.