Патриарх К-польский (на кафедре 22. 01. 730 - янв. 754). Возможно, происходил из Сирии, как и имп. Лев III. Занимал должность синкелла при К-польском Патриархе свт. Германе I, что свидетельствует о доверии к А. как самого Патриарха, чьим учеником он был, так и императора. После того как с 726 г. Лев III начал выступать против почитания икон, его отношения с Германом стали обостряться и А. оказался более удобной для императора фигурой. Свт. Герман был смещен с кафедры в нач. 730 г., после того как имп. Лев потребовал от него письменное свидетельство о недопустимости поклонения иконам. Герман предпочел отречься, а его синкелл А. занял Патриарший престол. Новый патриарх сразу же издал требуемый документ (греч. λίβελλοι) и отправил в Рим интронизационное послание (συνοδικά) с осуждением иконопочитания. Папа Григорий II в ответ на это отлучил А. Житие св. Стефана Нового, с одной стороны, подчеркивает уступчивость А. по отношению к властям, а с др.- приписывает ему активную роль в репрессиях против иконопочитателей (впрочем, эти сведения вызывают сомнения). Никаких достоверных данных о последующей деятельности А. в царствование Льва III источники не сохранили. А. поддержал узурпатора Артавазда, выступившего против законного наследника Константина V Копронима, и, в частности, короновал сына Артавазда Никиту как императора-соправителя. При этом Патриарх публично обвинял Константина в ереси - отрицании Божественности Христа; однако это не служит достаточным основанием для гипотезы о возвращении Артавазда и А. к Православию. После поражения Артавазда Константин V подверг А. публичному унижению: его бичевали, а затем раздетого посадили задом наперед на осла и провезли по ипподрому. Тем не менее А. остался на кафедре, поскольку император таким путем стремился умалить авторитет Патриаршего сана.