Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУСТА И РУФИНА
28, С. 587-589 опубликовано: 4 ноября 2016г.


ИУСТА И РУФИНА

[Юста и Руфина; лат. Iusta et Rufina], мученицы (пам. зап. 17 июля), пострадали в г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания). Мученичество И. и Р. (BHL, N 4566-4567; CPL, N 2070aa) сохранилось в составе «Испанского пассионария» - сборника житий мучеников, к-рый использовался в богослужении испано-мосарабского обряда (изд.: Tamayo Salazar. 1656. P. 164-166; Pasionario Hispánico. 1953). Краткие версии Мученичества (BHL, N 4568-4569), опубликованные Э. Флоресом и болландистами, долгое время ошибочно считались более ранними (напр.: Quentin. 1908. P. 176-177). Они были составлены в XIII в. Винцентием из Бове и испан. агиографом Родриго из Серрато (см.: Cumont. 1927. P. 331-332). Др. поздние версии Мученичества, составленные для богослужебных целей, содержатся в бревиариях еп-ства Бургос (1502), архиеп-ства Эвора (1548) и др. диоцезов.

Мученицы Иуста и Руфина. 1817 г. Худож. Франсиско Гойя (собор Санта-Мария-де-ла-Седе, Севилья)
Мученицы Иуста и Руфина. 1817 г. Худож. Франсиско Гойя (собор Санта-Мария-де-ла-Седе, Севилья)

Мученицы Иуста и Руфина. 1817 г. Худож. Франсиско Гойя (собор Санта-Мария-де-ла-Седе, Севилья)
Согласно Мученичеству, христианки И. и Р. зарабатывали на пропитание изготовлением и продажей глиняной посуды. Они вели скромный образ жизни, отличались благочестием и твердостью в вере. Однажды, когда И. и Р. продавали посуду, по улице проходило шествие язычников, к-рые несли идола Саламбона (occurrit eis nescio quod monstrum et immane portentum quod perditorum gentilium turba Salambonem appellat). Язычники потребовали от И. и Р. сделать идолу приношение, но те отказались, объявив, что исповедуют христ. веру. Один из носильщиков, разъяренный отказом, набросился на женщин и перебил выставленную посуду. И. и Р. сбросили идола на землю, и тот разбился на куски. Язычники схватили христианок, обвинили в святотатстве и привели к президу Диогениану, почитателю языческих богов. Презид велел доставить И. и Р. в Гиспалис и заключить в темницу, а затем подверг их мучениям, в т. ч. заставил идти босиком по каменистой дороге. Вскоре И. скончалась в заточении, и Диогениан велел бросить ее тело в глубокий колодец. Однако еп. Сабин извлек тело мученицы из колодца и предал достойному погребению. Р. умерла от пыток, ее тело по указанию презида сожгли в амфитеатре, но христиане похоронили останки мученицы.

Ретабло мучениц Иусты и Руфины. 1475 г. Мастера Хуан Риус, Доминго Рам (ц. мучениц Иусты и Руфины в Малуэнде, Арагон)
Ретабло мучениц Иусты и Руфины. 1475 г. Мастера Хуан Риус, Доминго Рам (ц. мучениц Иусты и Руфины в Малуэнде, Арагон)

Ретабло мучениц Иусты и Руфины. 1475 г. Мастера Хуан Риус, Доминго Рам (ц. мучениц Иусты и Руфины в Малуэнде, Арагон)
Составление Мученичества обычно относят к VI-VII вв., но, по мнению мн. исследователей, в его основе лежит более ранний текст. В пользу этой гипотезы свидетельствует оригинальный сюжет Мученичества, тогда как в др. подобных произведениях, включенных в «Испанский пассионарий», широко использовались агиографические топосы и клишированные образы. Данные Мученичества Ф. Кюмон использовал при исследовании вост. культов, получивших распространение в рим. Испании. По его мнению, в Мученичестве содержится описание празднества в честь финик. божества Саламбо (şlmbcl - образ Ваала), связанного с культом Адониса. Кюмон также предположил, что дни поминовения И. и Р. (17, 18 и 19 июля), указанные в средневек. календарях, соответствуют датам празднеств в честь Адониса (Cumont. 1927).

Самое раннее упоминание о почитании мучениц содержится в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.), где под 19 июля отмечена память И. (In Spaniis Iustae) (MartHieron. Comment. P. 384-385). Сведения из ряда источников указывают на широкое почитание И. и Р. в Вестготском королевстве. В неск. надписях VII в. из Юж. Испании, где сообщается об освящении храмов Пимением и Теодераксом, епископами Ассидонии (ныне Медина-Сидония), среди помещенных в алтаре реликвий названы реликвии И. и Р. (Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 19692. N 304-306, 309). Известен гимн в честь И. и Р. (CPL, N 1218; AHMA. T. 27. N 147), ранее приписывавшийся св. Исидору Севильскому (см.: Pérez de Urbel J. Origen de los himnos mozárabes // Bull. Hispanique. Bordeaux, 1926. T. 28. N 3. P. 215-216; La Hispania visigótica y mozárabe. 2010. P. 379), а также 2 гимна в честь И. (AHMA. T. 27. N 143-144). О мон-ре святых И. и Р., к-рый находился близ Кордовы, упоминается в Кордовском календаре X в. (Le Calendrier de Cordoue / Éd. R. P. A. Dozy. Leiden, 1961. P. 112-113).

Поминовение И. и Р., как и др. мучеников, чьи жития вошли в состав «Испанского пассионария», включено почти во все богослужебные книги испано-мосарабского обряда (под 17 июля). В старейшей сохранившейся рукописи, орационале кон. VII в., использовавшемся в Тарраконе (ныне Таррагона), приведены молитвы оффиция в день памяти И. и Р. (Oracional Visigótico / Ed. J. Vives. Barcelona, 1946. P. 357-362). Проприй мессы и оффиций мученицам содержатся в сакраментариях и др. богослужебных книгах (напр.: Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes / Éd. M. Férotin. R., 19952. P. XLIX, 387-374, 750-751, 825-826), поминовение И. и Р. указано в ряде испан. календарей X-XI вв. (напр.: Le Liber Ordinum en usage dans l'Église wisigothique et mozarabe d'Espagne / Éd. M. Férotin. P., 1904. Col. 470-471). Посвященные И. и Р. богослужебные тексты под 16 июля были включены в миссал (1500) и бревиарий (1502) испано-мосарабского обряда, изданные по указанию Толедского архиеп. кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса. В миссале кроме мессы И. и Р. приведен также проприй особой мессы Р.; в бревиарии И. и Р. посвящены 2 особых оффиция (PL. 85. Col. 780-788; 86. Col. 1152-1162).

Под 19 июля поминовение мучениц внесено во франк. Мартиролог нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 3879), составитель к-рого был знаком с Мученичеством И. и Р. Память И. и Р. указана также в более поздних «исторических» Мартирологах, в т. ч. в Мартирологе Узуарда (MartUsuard // PL. 124. Col. 275-276), из к-рого в XVI в. кард. Цезарь Бароний перенес эту дату в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 296).

Мученицы Иуста и Руфина. Скульптура. 1728 г. Кафедральный собор в Севилье
Мученицы Иуста и Руфина. Скульптура. 1728 г. Кафедральный собор в Севилье

Мученицы Иуста и Руфина. Скульптура. 1728 г. Кафедральный собор в Севилье
О почитании И. и Р. в Гиспалисе после араб. вторжения (711) сведений нет. В повести о перенесении мощей св. Исидора Севильского (BHL, N 4488) сообщается о намерении кор. Кастилии и Леона Фернандо I Великого (1035-1065) доставить мощи И. в г. Леон. Согласно повести, правитель Севильи аль-Мутадид обещал передать мощи мученицы, но когда королевские посланники прибыли в город, отказался исполнить обещание. После молитвы Леонскому еп. Альвиту явился св. Исидор Севильский и велел оставить мощи И. в Севилье, чтобы город не лишился божественного покровительства. В соответствии с указанием св. Исидора посланники забрали его мощи, к-рые были доставлены в Леон в 1063 г. (Historia Silense / Ed. F. Santos Coco. Madrid, 1921. P. 93-99). В сер. XII в. мосарабская община Севильи перестала существовать, часть христиан переселилась в Кастилию. С этого времени в г. Толедо известно о существовании церкви во имя И. и Р., к-рая впосл. считалась одним из древних вестгот. храмов, не закрывавшихся в период араб. владычества. О 6 древних толедских церквах, в к-рых сохранялся испано-мосарабский обряд, сообщается в источниках XIII в. («История Испании» архиеп. Родриго Хименеса де Рада (De rebus Hispaniae. IV 3), грамота 1285 г. архиеп. Гонсало Гарсии Гудьеля), однако более ранних упоминаний о них нет. Архитектурные исследования мосарабских храмов Толедо, в т. ч. ц. святых И. и Р., показывают, что эти храмы могли быть перестроены из мечетей. В наст. время мн. исследователи отрицают достоверность предания, по к-рому эти церкви действовали в араб. период (см.: Aparicio Bastardo J. Á. Notas para la aproximación al estudio de las iglesias mozárabes en la urbe toledana // Anaquel de Estudios Árabes. Madrid, 1993. Vol. 4. P. 9-24; Pavón Maldonado B. Tratado de arquitectura hispanomusulmana. Madrid, 2009. T. 4: Mezquitas. P. 419-421, 471-472). Более вероятно, что ц. святых И. и Р. и др. храмы были сооружены на основе мечетей, переданных мосарабам, к-рые в XII в. переселялись в Толедо из-за преследований мусульм. властей. С переселением христиан в Кастилию связывается существование в толедских мосарабских приходах богослужения в соответствии с т. н. традицией B (по Ж. Пинелю), к-рая возникла в Юж. Испании. Центром этой традиции стал приход святых И. и Р. (Ferrer Grenesche J.-M. Curso de liturgia hispano-mozárabe. Toledo, 1995. P. 28-30; Pinell J. Liturgia hispánica. Barcelona, 1998. Р. 39-40).

Точные сведения о местонахождении мощей И. и Р. отсутствуют. В XIII в. архиеп. Родриго Хименес де Рада указывал, что они якобы были перенесены в Леон вместе с мощами св. Исидора Севильского и впосл. помещены в цистерцианском аббатстве Лас-Уэльгас близ г. Бургос. По др. версии, мощи мучениц были скрыты в пещере близ г. Сантильяна-дель-Мар (ActaSS. Iul. T. 4. P. 584). Кроме того, мощи И. и Р. хранятся в приходской церкви г. Пра-де-Молло-ла-Прест (деп. Вост. Пиренеи, Франция).

В 1248 г. Севилья была завоевана кор. Кастилии и Леона Фернандо III Святым. В городе была восстановлена епископская кафедра, построены церкви и мон-ри. И. и Р. стали почитаться как св. покровительницы Севильи, с XIV в. известно о процессиях, которые совершались в день памяти мучениц. В 1586 г. на диоцезальном синоде было принято постановление о торжественном поминовении И. и Р., а также создана комиссия для подготовки к перенесению мощей мучениц из мон-ря Лас-Уэльгас. В 1602 г. частицы мощей И. и Р. были доставлены в Севилью из Кёльна. Однако сомнения в подлинности этих реликвий не способствовали широкому почитанию И. и Р. Согласно наиболее распространенной версии, мощи И. и Р. были захоронены в неизвестном месте в городе (Vincent-Cassy. 2003. P. 99, 103-104). Во имя И. и Р. были освящены неск. церквей и капелл, в т. ч. капелла в кафедральном соборе. По преданию, дом мучениц и предполагаемое место их погребения находились на сев.-вост. окраине города, на т. н. лугу св. Иусты (Prado de Santa Justa). В 1627 г. на этом месте был основан мон-рь капуцинов. Над подземной темницей, где содержались мученицы, в 1621 г. был основан мон-рь тринитариев с ц. Св. Троицы (ныне базилика Девы Марии, Помощницы христиан). В «Святой темнице» (Sagrados Cárceles) хранится фрагмент колонны, к к-рому, по преданию, были привязаны И. и Р. Кроме того, в Севилье указывали колодец, в к-рый палачи бросили тело И., и место, где мученицы продавали посуду (здесь был построен госпиталь святых И. и Р.) (Mariana Navarro. 2010. 464). В день памяти И. и Р. и в др. праздники, в т. ч. в день Тела Христова, устраивались торжественные процессии со статуями мучениц. Из Севильи происходит большое количество изображений И. и Р., самое известное принадлежит Б. Э. Мурильо (выполнено ок. 1666 для мон-ря капуцинов; Музей изящных искусств, Севилья). И. и Р. представлены как юные девушки с пальмовыми ветвями (символ мученической смерти) и с глиняными горшками у ног, а также с колокольней кафедрального собора, которую они, по преданию, спасли от разрушения во время землетрясения.

Память И. и Р. совершается 17 июля в архиеп-стве Севилья и в еп-стве Ориуэла и Аликанте. В храмах, где богослужение проходит по испано-мосарабскому обряду, празднование памяти мучениц является обязательным.

Ист.: BHL, N 4566-4569; ActaSS. Iul. T. 4. P. 583-586; Pasionario Hispánico / Ed. Á. Fábrega Grau. Madrid; Barcelona, 1953. Vol. 1. P. 131-136; 1955. Vol. 2. P. 296-299.
Лит.: Tamayo de Salazar J. Anamnesis, sive Commemoratio Sanctorum Hispanorum. Lugduni, 1656. T. 4. P. 163-172; Ricaldone P. Vida de las Santas Justa y Rufina, patronas de Sevilla. Sevilla, 1896; Simonet F. J. Historia de los mozárabes de España. Madrid, 1903. P. 150-151, 164, 166, 658; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 176-177, 217, 434, 482; Cumont F. Les Syriens en Espagne et les Adonies à Séville // Syria. P., 1927. T. 8. N 4. P. 330-334; Milla Pérez M. Santas Justa y Rufina, patronas de Sevilla. Sevilla, 1961; Sotomayor M. Giusta e Rufina // BiblSS. Vol. 6. Col. 1339-1340; Vincent-Cassy C. La propagande hagiographique des villes espagnoles au XVIIе siècle: Le cas de sainte Juste et de sainte Rufine, patronnes de Séville // Mélanges de la Casa de Velazquez. N. S. Madrid, 2003. Vol. 33/2: Le temps des saints: L'Hagiographie au Siècle d'or. P. 97-130; Linage Conde A. Justa et Rufina // DHGE. T. 28. Col. 623-626; Castillo Maldonado P. Angelorum participes: The Cult of the Saints in Late Antique Spain // Hispania in Late Antiquity: Current Perspectives / Ed. K. Bowes, M. Kulikowski. Leiden; Boston, 2005. P. 160-161; La Hispania visigótica y mozárabe: Dos épocas en su literatura / Ed. C. Codoñer Merino. Salamanca, 2010. P. 350; Mariana Navarro A. Los saintos y el imaginario urbano en los discursos historiográficos: Andalucía siglos XIII-XVII // Hispania Sacra. 2010. T. 62. N 126. P. 457-489.
А. К.
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Иуста и Руфина, мученицы (пам. зап. 17 июля)
См.также:
АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта)
АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.)
АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта)
АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.)
АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)