[Юст; лат. Iustus; итал. Giusto] (нач. IV в.?), мч. (пам. зап. 2/3 нояб.), почитается в г. Триест (Италия). Согласно Мученичеству (BHL, N 4604), в г. Аквилея или в г. Тергест (ныне Триест) жил благочестивый христианин И., к-рый усердно соблюдал посты и раздавал милостыню. Когда императоры Диоклетиан и Максимиан начали гонения на христиан, с Востока был прислан префект Маннаций, к-рый назначил во все города наместников, чтобы преследовать христиан. В Аквилею был поставлен презид идолопоклонник Евномий, в Тергест - Маннаций (далее именуется магистратом; возможно, он и префект Маннаций - одно лицо). Узнав об И., Маннаций велел декуриону привести его на допрос. И. отказался поклониться идолам и исповедал веру во Христа, после чего был брошен в темницу и всю ночь молился. На повторном допросе И. вновь отверг предложения Маннация и был приговорен к утоплению за святотатство и неповиновение имп. указам. Мученика отвели в пустынное место и привязали к рукам и ногам свинец. После того как И. произнес молитву, его бросили в море. Тело мученика чудесным образом прибило к берегу близ г. Тергест. Жившему там пресв. Себастиану И. явился во сне и указал местонахождение своих останков. Собрав христиан, пресвитер похоронил тело мученика.
Дата составления Мученичества И. неизвестна. Издатель Мученичества болландист Г. ван Хоофф оценил его как достоверный источник и предположил, что оно основано на подлинном протоколе суда. Кард. Цезарь Бароний полагал, что И. погиб в 303 г., ван Хоофф предложил датировать гибель мученика 304 г. Однако Ф. Ланцони указал на ошибочную датировку в Мученичестве: И. пострадал в 9-й год совместного правления Диоклетиана и Максимиана Геркулия (294/295) и в 4-е консульство обоих императоров (4-е консульство Диоклетиана - 290, Максимиана - 293), тогда как великое гонение началось в 303 г. И. Делеэ сделал вывод, что Мученичество И. не содержит достоверных сведений.
О начале почитания И. в Триесте сведений нет. В Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.) под 2, 3 и 16 нояб. указана память мч. Иуста, но о месте его почитания не говорится (MartHieron. Comment. P. 584, 602). В более поздних Мартирологах память И. отсутствует, она была внесена лишь в средневек. добавления к Мартирологу Узуарда (под 2 нояб.).
Во время археологических раскопок под кафедральным собором в Триесте были обнаружены остатки христ. базилики, построенной на месте городского капитолия в V в. и расширенной в VI в. О епископской кафедре в Тергесте известно с сер. VI в. (Lanzoni. Diocesi. P. 865). В средние века базилика была посвящена Пресв. Деве Марии и служила кафедральным собором, в IX-XI вв. с юж. стороны построили ц. св. И. В грамоте кор. Италии Лотаря II от 948 г. упоминается, что епископская кафедра находилась в ц. Девы Марии и мч. И. В грамоте имп. Генриха III от 1040 г. сообщается о мощах И., хранившихся в соборе (ActaSS. Nov. T. 1. P. 426). В XIV в. стоявшие рядом храмы Девы Марии и св. И. были перестроены в 5-нефный кафедральный собор (освящен в 1385). В апсиде ц. св. И. (ныне юж. апсида собора) сохранилась мозаика с изображением Христа и предстоящих И. и мч. Сервула (нач. XIII в.), а также цикл фресок на сюжеты Мученичества И. (XIII в.). В ризнице собора хранится шелковый покров сер. XIII в. с изображением И. в рост.
В память об освобождении Триеста из-под власти Венеции и о переходе города под власть Аквилейского патриарха Маркварда из Ранбека (1380) было установлено празднование «явления св. Иуста» (27 июня). В 1460 г. еп. Антонио Гоппо объявил празднование памяти И. 2 нояб. обязательным для всех храмов еп-ства Триест, были составлены оффиций и месса на день памяти святого. Ван Хоофф издал 2 оффиция И. из бревиариев аквилейского (по ркп. XIV в.) и римского обряда (ActaSS. Nov. T. 1. P. 430-432). Кард. Цезарь Бароний внес память И. в Римский Мартиролог (XVI в.). В 1624 г. по инициативе еп. Ринальдо Скарликкьо были обретены мощи И. под алтарем, освященным во имя мученика. В 1700 г. мощи были помещены в серебряный реликварий (похищен в 1984).
И. почитается как покровитель города и еп-ства Триест, в наст. время поминовение мученика совершается 3 нояб. Мощи И. находятся в кафедральном соборе, в алтаре, освященном во имя мученика. Исследование, проведенное в 1985 г., показало, что останки принадлежат мужчине пожилого возраста.