Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУСТ
28, С. 573 опубликовано: 28 июня 2013г.


Содержание

ИУСТ

Мч. Иуст. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I. 58. Л. 121)
Мч. Иуст. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I. 58. Л. 121)

Мч. Иуст. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I. 58. Л. 121)

[греч. ᾿Ιοῦστος] (I в.?), мч. (пам. 14 июля). Сохранилось краткое Житие И. в составе визант. Синаксарей, в т. ч. в Минологии имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.). И. происходил из Рима, служил в отряде под командованием трибуна Клавдия. Однажды, возвращаясь из похода против варваров, он увидел на небе сверкающий, подобно кристаллу, крест и услышал Божественный глас. Прибыв в Рим, И. принял св. крещение и раздал свое имущество нищим. Когда трибун Клавдий узнал, что И. уверовал во Христа, он попытался убедить его вернуться к язычеству, а затем отослал на суд к правителю Магнентию. Тот велел бичевать И. сырыми сухожилиями. Затем на голову мученику надели раскаленный железный шлем и положили И. на раскаленную жаровню. После этого святого бросили в печь, где он скончался, но при этом его тело не пострадало от огня.

А. Аморе предположил, что под Римом подразумевается «Новый Рим» - К-поль, поскольку о почитании И. на Западе неизвестно, тогда как в визант. столице в день памяти мученика совершалась торжественная служба в квартале Орфанотрофий (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 91; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338).

Канон в честь И., составленный прп. Иосифом Песнописцем (Ταμεῖον. Σ. 245. N 756), вошел также в древнерус. служебные Минеи. Краткое Житие И. было включено в славянские нестишной и стишной Прологи и в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311 (2-я паг.)).

Ист.: PG. 117. Col. 540; SynCP. Col. 819-820; MartRom. Comment. P. 286-287; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 63-65.
Лит.: ActaSS. Iul. 1723. T. 3. Р. 651-652; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Π[απαδόπουλος] Γ. Σ. ᾿Ιοῦστος // ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 985; Amore A. Giusto // BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 23-24; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 223; Aubert R. Juste (3) // DHGE. T. 28. P. 631.
Э. П. А.

Гимнография

В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует, однако по рукописям известен канон И., составленнный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом ᾿Ιοῦστον ὑμνῶ μάρτυρα στεφηφόρον. ᾿Ιωσήφ (Иуста воспою мученика венценосного. Иосифов), плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ̇ (   ), нач.: ῾Ιερονίκους στεφάνους (Священнопобедные венцы) (Ταμεῖον. Σ. 245).

Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Святые Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Мученики неразделенной Церкви Иуст (I в.?), мученик (пам. 14 июля)
См.также:
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.)
НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта)
АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта)
АКАКИЙ НОВЫЙ Апамейский († 322 или 323), мч. Милетский (пам. 28 июля)
АКАКИЙ СОТНИК († 303 или 304), мч. Византийский (пам. 7 и 8 мая)
АКИЛИНА († 293), мц. Библская (пам. 13 июня)